Российская нефтяная компания “ЛУКойл” завершает процесс продажи своего последнего крупного актива в Украине – химического предприятия “Карпатнефтехим” (Калуш, Ивано-Франковская обл.). С конечными бенефициарами этой покупки еще надо разбираться. А вот главным промоутером сделки смело можно назвать министра топлива и энергетики Украины Игоря Насалыка, бывшего калушского мэра.
Со стороны “ЛУКойла” официальных подтверждений продажи по состоянию на 9 февраля так и не поступало. Но все карты на стол выложил Антимонопольный комитет Украины, сообщивший, что разрешил купить более 25% акций компании Lukoil Chеmical B.V. лондонской компании Techinservice Limited и еще более 50% физическому лицу – гражданину Украины. Тут еще следует уточнить, что зарегистрированная в Голландии “лукойлова” дочка – Lukoil Chеmical B.V. – владела до сих пор не полным пакетом, а лишь 76% акций “Карпатнефтехима”. Остальные 24% числятся на калушском СП “Лукор”, которое подконтрольно российскому “ЛУКойлу”, но уже давно коммерческой деятельности не ведет и находится в процессе ликвидации. Но если упустить подробности, то резюме все то же: россияне из Калуша уходят, а их место занимают бизнесмены с украинскими паспортами.
Первый из покупателей 7 февраля подтвердил свою причастность к сделке. Бенефициар Techinservice Limited Игорь Щуцкий сообщил, что приобрел у “ЛУКойла” долю в “Карпатнефтехиме”. По его словам, еще часть акций выкупил его партнер, украинский бизнесмен и менеджер, но имя его он не назвал. Вместо него это сделал АМКУ. Вторым покупателем оказался бывший топ-менеджер компании “ЛУКойл-Украина” и Одесского НПЗ Ильхам Мамедов.
Сумма сделки, по словам И. Щуцкого, составила около $25 млн. Хотя из его цитаты не совсем понятно, то ли это полная стоимость, то ли оплата только за 50% акций. В любом случае – цена для покупателя на хороша. Особенно если вспомнить, что еще в 2016 г. глава “ЛУКойла” Вагит Алекперов оценивал весь “Карпатнефтехим” от $100 млн. до $350 млн., а объем инвестиций в украинский химактив обозначил на уровне $0,5 млрд.
Предприятие простаивает с 2012 г. частично, с 2014 г. – полностью. “ЛУКойл” третий год поддерживает его в режиме так называемого “горячего простоя”. Это означает, что основные технологические линии не распилены и не заржавели, что позволяет пустить производство в течение 1-2 месяцев. Но не только экономические обстоятельства должны этому способствовать. Без отмашки со стороны украинских властей пуск предприятия вряд ли сможет стать реальностью. Компромисс с ними у В. Алекперова свелся к тому, что ему позволили уйти из Калуша не с пустыми руками. По крайней мере, издержки на выплату зарплат и налогов за годы простоя (по подсчетам россиян – порядка 170 млн. грн./год) “ЛУКойл” себе вернет. Кроме того, он, вероятно, останется и основным поставщиком сырья для “Карпатнефтехима”, когда на нем наладят работу новые владельцы.
При этом в самостоятельность фигур И. Щуцкого и И. Мамедова на “Карпатнефтехиме” отечественный истеблишмент не очень верит. Бизнесменам средней руки пустить химический гигант с годовым оборотом в несколько миллиардов гривен вряд ли по силам без сторонней поддержки. После сообщения от АМКУ о разрешении на покупку пакетов “Карпатнефтехима” в медиа запестрели догадки о том, что за сделкой могут стоять такие крупные украинские бизнесмены, как Константин Жеваго, Игорь Коломойский, Андрей Иванчук. Однако как бы в тени остается фигура нынешнего министра топлива и энергетики И. Насалыка, который ранее дважды избирался мэром Калуша и дважды народным депутатом по Калушскому округу. В кабинете Владимира Гройсмана это самый богатый министр, судя по декларации. И результативные сдвиги в процессе смены собственника на “Карпатнефтехиме” начались именно в его министерскую каденцию.
Калушский кластер. В 2016 г. И. Насалык дважды проведывал родной город с официальными поездками. После последней, в сентябре, и пошли интересные разговоры: о грядущем пуске “Карпатнефтехима” со стороны Минэнергоугля или же о плавном выходе из Украины со стороны “ЛУКойла”. При этом условия для работы калушского предприятия буквально во втором полугодии 2016 г. резко улучшились. К сентябрю ему возместили значительную часть зависшего НДС. В августе возобновил работу нефтепродуктопровод от границы с Беларусью, по которому российское дизтопливо может попадать непосредственно в Калуш. В декабре Верховная Рада приняла весьма лоббистский закон, освободивший сырье для “Карпатнефтехима” от обложения акцизами. В итоге, как подсчитал И. Насалык, предприятие может сегодня работать с 12% рентабельности. Объявленная цифра – это немножко пальцем в небо. Но заметно, что министр очень трепетно заботится о судьбе предприятия.
Формально, как чиновник, он не имеет права заниматься бизнесом. Но государственная служба не вечна. А в министерском статусе легче проталкивать решения, которые в будущем могут стать базой под обустройство цельного бизнес-кластера в родном Калуше. Первым ходом в этом направлении был вывод из состава госкомпании “Укринтерэнерго” Калушской ТЭЦ и преобразование ее в самостоятельное предприятие, пока что со 100%-ной собственностью государства. Выдавливание из “Карпатнефтехима” “ЛУКойла” с последующим заведением туда дружественного менеджмента – шаг второй. ТЭЦ и химкомбинат тесно связаны. Кто держит эту связку в одних руках, тот получает дополнительные бонусы от симбиоза.
Во-первых, “Карпатнефтехим” и Калушскую ТЭЦ связывают полтора километра железнодорожных путей, которые принадлежат химкомбинату, а пользуется ими теплоцентраль. Они ведут до станции Рожнятов, куда прибывает уголь для ТЭЦ, причем с каждым годом объемы поступлений растут, в т. ч. и из неподконтрольной части Донбасса. Возможно, потому И. Насалык так активно выступает против прекращения подобных поставок. В прошлом отопительном сезоне, например, централь потребила около 170 тыс. т каменного угля. Хотя до 2013 г. она топила исключительно природным газом.
Во-вторых, химическое производство – это емкий и более платежеспособный рынок сбыта тепловой энергии, чем все население Калуша. Сотрудничество с “Карпатнефтехимом” позволило бы ТЭЦ аккумулировать средства на давно задуманную реконструкцию. Сейчас на станции установлены 4 турбины мощностью 50 МВт каждая, одна из которых в нерабочем состоянии. Реконструкция предполагает установку на объекте новой более эффективной турбины на 110 МВт, что потенциально позволит теплоцентрали выйти на рынок экспортной электроэнергии. Технологически это реально, поскольку ТЭЦ находится в зоне “Бурштынского острова”, синхронизированного с европейской энергосистемой. Ранее И. Насалык заявлял, что провести реконструкцию Калушской ТЭЦ можно за кредитные средства Китайского государственного банка развития. Но теперь не станет неожиданностью, если желание стать инвестором изъявит “Карпатнефтехим”. Чем не механизм для дальнейшей приватизации теплоэлектроцентрали?
В-третьих, в спарринге с Калушской ТЭЦ видит свое будущее и Калушская соляная компания (КСК). Ее возглавляет еще один местный функционер, бывший глава Калушской райгосадминистрации и бывший заместитель И. Насалыка в период мэрства Василий Петрив. Пока еще недействующая компания планирует извлекать из токсических отходов Домбровского соляного карьера (это рядом с Калушем) калийные удобрения и хлористый натрий. Последний может быть востребован в качестве сырья “Карпатнефтехимом”. Но для начала работ КСК нужен источник надежной и желательно недорогой электроэнергии, а также ясность с санацией калушского ОАО “Ориана”, на чьем балансе висит карьер. План санации был утвержден в 2016 г. решением Ивано-Франковского хозяйственного суда, а Калушская соляная компания фигурирует в нем в качестве инвестора. И. Насалык приложил достаточно усилий, чтобы этот план наконец появился.
Голодный на топливо. Впрочем, состоятельность всех этих бизнес-проектов будет зависеть от того, удастся ли пустить “Карпатнефтехим”. Курировать это направления берется Techinservice Limited И. Щуцкого. Ранее его компания занималась производством биоэтилена в Украине и пыталась залить рынок производимым на его основе биотпливом. Правда, не очень успешно. Сейчас И. Щуцкий решил переключиться на синтетический этилен. По его словам, пуск “Карпатнефтехима” намечен на апрель-май 2017 г. Объемы и ассортимент продукции пока не озвучены. Но при “ЛУКойле” предприятие перерабатывало 850 тыс. т сырья в год, выпуская по 230 тыс. т этилена и винилхлорида и 100 тыс. т полиэтилена (данные за 2014 г., последний, когда актив более или менее работал).
Если исходить из утверждения И. Щуцкого, что “Карпатнефтехиму” нужно будет 35 тыс. т топлива в месяц, то получается, что его планируют пускать примерно вполсилы. И тут возникает неловкий момент, когда приходится считать чужие деньги. Только чтобы закупить сырье для работы “Карпатнефтехима” нужно более 700 млн. грн. в рыночных ценах, если это дизтопливо, и 300-400 млн. грн., если это сжиженный газ. В декабре 2016 г. Верховная Рада освободила производителей этилена от уплаты акциза на покупаемое топливо, что может дать им до 20-30% экономии. Но все равно начальные инвестиции в возобновление работы калушского химпредприятия составят не менее $100 млн., включая покупку топлива и других компонентов, логистику, ремонты, свет, воду, газ. Сомнительно, что новые номинальные владельцы “Карпатнефтехима” располагают такими свободными средствами. Тогда что? Возможны три варианта.
Вариант №1 – предприятие будет плотно сотрудничать с “ЛУКойлом” по давальческой схеме. В таком случае может быть оправдание у низкой цены продажи. Часть упущенной выгоды российская компания сможет наверстать в процессе дальнейшего партнерства. Засвечивание в качестве владельца И. Мамедова – косвенный аргумент в пользу данной версии. Он способен обеспечить контакт с российской нефтяной компанией. Вариант №2 – к процессу пуска комбината вскоре подключится третья сила, так сказать, тяжелая артиллерия украинского бизнеса. В этом случае взгляд чаще всего обращается в сторону одного из крупнейших предпринимателей из партии “Народный фронт” Андрея Иванчука. И И. Щуцкий, и И. Насалык ранее пересекались с ним по бизнес-вопросам. И. Щуцкий, например, тесно сотрудничал в проектах реконструкции сахарных заводов с Василием Палийчуком, который и сейчас является ключевым менеджером во многих компаниях, отождествляемых с А. Иванчуком. И. Насалык в свое время работал с ивано-франковскими бизнесменами Валерием и Юрием Келестиными, у которых был совместный агробизнес с А. Иванчуком. Последний, впрочем, утверждает, что никакого отношения к покупателям “Карпатнефтехима” не имеет. Вариант №3 – на калушском предприятии конструируется мина, способная взорвать топливный рынок Украины. А заявленное производство этилена – только красивая легенда.
Риски надвигаются с двух сторон. Благодаря безакцизному закону Калуш может стать местом накопления значительных объемов дешевого топлива, которое затем будет попадать в АЗС-розницу, а не на переработку. Дополнительным преимуществом в этой схеме является труба, которая позволяет перекачивать дизтопливо из России непосредственно в калушские резервуары, избегая более дорогой транспортировки в цистернах. Фискальная служба уже разработала порядок, который должен предотвратить “вытекание” ДТ с комбината на свободный рынок – но все будет зависеть от того, насколько строго его станут соблюдать. Второй риск связан с тем, что активная работа “Карпатнефтехима” может оголить стремительно развивающийся украинский рынок сжиженного газа. Уже в 2016 г. он иногда подавал сигналы дефицита, а его емкость увеличилась почти до 1,5 млн. т. Если химическое производство в Калуше пустят, то оно способно забирать с рынка от 0,5 до 1 млн. т сжиженного газа. Возместить эту потерю операторам рынка автогаза будет крайне трудно, значит, нельзя исключать подорожание данного ресурса и его нехватку. (МинПром/Химия Украины и мира)