Игрокам фармацевтического рынка удалось заставить Кабинет министров изменить свое решение о введении предельных цен на лекарства для лечения сердечно-сосудистых заболеваний, астмы и диабета. Вместо 1 февраля новые цены на эти медикаменты правительство введет с 1 апреля.
Если бы отсрочки не произошло, то многие импортеры лекарств и украинские производители оказались бы за пределами установленного ценового порога и не смогли бы продавать продукцию в аптеках. А если бы они снизили цены до указанного уровня, то понесли убытки. За время отсрочки чиновники пообещали разработать новые предельные цены на лекарства, более лояльные к фармпроизводителям. Но при этом правительство пообещало и изменить порядок их расчета. Как будут рассчитываться новые цены на медпрепараты и к чему это приведет?
Упасть ниже рынка. Правительство на два месяца отложило свое решение по ограничению цен на лекарства для лечения сердечно-сосудистых заболеваний, астмы и сахарного диабета второго типа (не инсулинозависимый диабет). Введение таких ограничений стоимости лекарств было необходимо для того, чтобы в стране заработал механизм частичного возмещения стоимости препаратов из госбюджета – реимбурсации. Теперь вместо 1 февраля снижение цен на медикаменты для лечения указанных заболеваний произойдет с 1 апреля.
Снизить цены на 21 действующее вещество, используемое в производстве лекарств, Кабмин решил еще в ноябре 2016 г. Тогда же чиновники утвердили постановление о внедрении в Украине реимбурсации. Снижение цен на лекарства и введение предельного порога их стоимости в Кабмине объясняли необходимостью определить экономически обоснованные затраты из госбюджета на реимбурсацию этих препаратов. То есть планировалось, что цены будут ограничены до среднего уровня стоимости аналогичных лекарств в соседних (референтных) странах. Планировалось, что цены будут ограничены до среднего уровня цен на лекарства в нескольких соседних, так называемых референтных, странах. Такими странами правительство выбрало Польшу, Словакию, Латвию, Чехию и Венгрию. Такое реферирование цен продемонстрировало бы, какую сумму средств государство готово возмещать пациентам из госбюджета при покупке лекарств в аптеках. При этом предполагалось, что в случае превышения установленной стоимости препаратов в аптеках разницу должны были бы заплатить пациенты. “Реферирование цен на лекарства – это эффективный инструмент снижения цен, который работает во всем мире. В Украине же цены на одни и те же препараты одного и того же производителя иногда завышены в 25 раз, что ненормально”, – отмечает исполнительный директор фонда “Пациенты Украины” Ольга Стефанишина.
Порядок определения стоимости лекарств, а также перечень медикаментов с конкретными предельными оптово-отпускными ценами установило Министерство здравоохранения только в конце декабря и середине января соответственно. А работать по этим ценам фармацевтический рынок должен был начать с 1 февраля. Но, как сообщили в Министерстве здравоохранения, оказалось, что новые цены на лекарства в Украине были установлены не на среднем, а на минимальном уровне стоимости лекарств в референтных странах. Кроме того, несмотря на желание любого дистрибутора лекарств участвовать в программе реимбурсации или отказаться от нее, он бы не имел права продавать свои препараты в аптеках по более высоким ценам, чем установило правительство. “С 1 февраля реализация лекарств в аптеках выше предельной цены будет невозможной. Правительство устанавливает максимальную оптовую торговую надбавку 5% с учетом всех налогов и сборов и максимальную розничную торговую надбавку 15% с учетом всех налогов и сборов”, – указывалось в сообщении Минздрава от 24 января.
Эта ситуация привела к тому, что большая часть препаратов, которые попадали под ограничение стоимости, не вписывались в заданный ценовой коридор. И, как следствие, продажа по ценам выше установленного уровня была бы невозможной.
Нечеткие условия участия. Согласно подсчетам специализированного издания Apteka.ua и исследовательской компании Proxima Research, оптово-отпускные цены на 59% препаратов для лечения сердечно-сосудистых заболеваний оказались выше предельного уровня, установленного Минздравом. Еще хуже оказалась ситуация с медикаментами для лечения сахарного диабета второго типа и астмы. Там цены на 98% и 97% препаратов выше предельного уровня. К примеру, чиновники решили включить в программу реимбурсации и ограничили цены на два препарата для лечения сахарного диабета второго типа. По данным источника на фармрынке, один из них – метформин – поставляет около 10 как украинских, так и иностранных производителей. Но в ценовой коридор, заданный правительством на этот препарат, попадал только метформин производства украинской компании “Фармак”. “Мы изначально решили, что “Фармак” будет присутствовать во всех реимбурсируемых лекарственных категориях. Даже там, где нам не очень удобно с точки зрения прибыли. По многим продуктам мы закладываем очень небольшую маржу”, – объясняет директор по развитию бизнеса компании “Фармак” Олег Сяркевич.
Впрочем, и другие фармпроизводители готовы “ужаться” в цене до установленного правительством уровня, но при одном условии. “Мы готовы рассмотреть возможность снижения цен на лекарства, но до конца не понимаем, по каким правилам будет работать реимбурсация с 1 апреля. Это не позволяет рассчитать наши затраты и возможные объемы продаж лекарств по этой программе”, – рассказал на условиях анонимности представитель одной из иностранных фармкомпаний.
Из-за того, что установленные цены оказались значительно ниже рыночных, дистрибуторы и аптеки перестали заказывать у производителей препараты, опасаясь, что не успеют продать запасы до 1 февраля. “Перед 1 февраля мы сняли с продажи и отправили на склад препаратов на несколько миллионов гривен. В них попали популярные импортные и некоторые отечественные торговые марки. В результате 1 февраля у нас в сети в продаже были в основном отечественные препараты, цены на которые были в пределах установленных Минздравом”, – рассказал директор киевской сети аптек “Фармация” Руслан Свитлый.
Пошли на попятную. Перенести сроки введения новых оптово-розничных цен на лекарства предложил Минздрав. На заседании Кабмина 1 февраля и. о. министра здравоохранения Уляна Супрун мотивировала это необходимостью стабилизировать ситуацию на рынке и устранить риски возникновения чрезмерных убытков для его участников. Другими словами, поставщикам и аптекам нужно дать дополнительное время, чтобы продать лекарства по ценам, которые действовали до их ограничения. При этом Супрун обратилась к Кабмину с просьбой поручить ее ведомству и Минэкономразвития разработать новый порядок расчета предельных оптово-отпускных цен. Ведь, по ее словам, некоторые производители уже снизили цены на 15-30%. “Есть очень качественные лекарства, цены на которые намного выше, нежели установленные предельные оптово-отпускные. Мы сейчас общаемся с производителями и импортерами, чтобы мы могли постепенно снижать цены, чтобы у них не было убытков, чтобы они не ушли с нашего рынка, – объяснила Уляна Супрун. – Уже два производителя согласовали, как они будут снижать цены. Нам необходимо немного больше времени, чтобы со всеми поговорить. Поскольку большинству иностранных производителей нужно согласовывать свои действия с центральными офисами”.
Аптекари рассказали, что после переноса сроков по ограничению цен на лекарства дистрибуторы частично возобновили отгрузку препаратов со складов, которые попадают в установленный ценовой коридор с 1 апреля. Однако это решение проблемы – кратковременное. Из-за того, что пока неизвестно, как Минздрав изменит предельные цены, поставщики и аптеки не спешат заказывать новые партии лекарств у производителей. “Мы не можем ничего закупать, поскольку нет новых предельных цен. Не факт, что новые цены окажутся экономически обоснованными”, – говорит Руслан Свитлый. По словам источников на фармрынке, сейчас рассматривается несколько вариантов того, как будут рассчитаны новые ценовые пороги для лекарств. Одним из них является установление предельных цен для каждого брэнда, а не действующего вещества. При этом стоимость препарата конкретной торговой марки будет ограничена на уровне минимальных цен на аналогичный брэнд в референтных странах. “Это один из вариантов. Мы посмотрели и увидели, что некоторые из оригинальных препаратов, которые продаются в Украине и референтных странах, в Украине продаются по ценам в полтора или два раза выше. Поэтому мы сейчас смотрим по каждой торговой марке как можем реферировать их, чтобы это было справедливо для производителя, импортера, дистрибутора, аптеки и для наших пациентов”, – объяснила Уляна Супрун.
Добровольно-принудительно. Впрочем, участники фармрынка считают, что чиновникам нужно изменить подходы к участию производителей в программе реимбурсации. По словам Олега Сяркевича, оно должно быть добровольным для игроков рынка. “Нельзя никого принуждать. И производители, и дистрибуторы, и аптеки должны иметь право выбора – участвовать в программе возмещения цен или нет, – говорит он. – Если поставщику не подходят установленные государством условия и цены, то он должен иметь право свободно продавать препараты. Если аптеку не устраивает максимальная наценка в 15%, то нельзя ее принуждать продавать медикаменты”, – уверен Сяркевич. Он объясняет это тем, что многие аптеки могут не рискнуть участвовать в программе из-за опасений не получить вовремя обещанные государством средства. “Если в бюджете заложили на реимбурсацию только 500 млн. грн., то существует риск, что этих денег не хватит на всю программу. По подсчетам экспертов, этой суммы хватит на оплату только половины программы. Есть вероятности, что аптеки не вовремя получат возмещение из госбюджета, – рассказывает Олег Сяркевич. – В Польше такая ситуация закончилась забастовкой аптек в 2000-х. Государство накапливало долг около восьми месяцев”.
Директор “Агентства медицинского маркетинга” Юрий Чертков также считает ошибочным введение общеобязательных референтных цен. По его мнению, пациент должен иметь выбор, получать бесплатно самый дешевый препарат с нужным ему действующим веществом или доплатить, но купить более дорогой препарат, к которому пациент привык. “Если в результате предельные цены будут установлены ниже, чем это могут себе позволить производители и поставщики, то от этого будут страдать потребители, которые привыкли к этим препаратам. В результате на рынке может образоваться дефицит определенных медикаментов, что приведет к контрабанде из других стран”, – заключает он. (daily.rbc.ua/Химия Украины и мира)