Участники рынка сжиженного газа Украины обвиняют правоохранительные органы в давлении на бизнес с целью уничтожения конкуренции. Об этом представители трейдеров заявили в ходе круглого стола “Дестабилизация рынка сжиженного газа: причины и последствия для государства и потребителей”.
По словам директора компании “Автотранс” Сергея Михайлика, происходящие на рынке события напоминают 2011 г., когда создавалась так называемая “схема Курченко”. “Мы писали письма, тогда против нас началась борьба всех органов, как и сегодня, все начиналось с отбора проб”, – заявил он. С. Михайлик отметил, что действия Службы безопасности Украины (СБУ) убивают рынок газа. “У нас уже 90 дней простаивают первые цистерны. И это далеко не импорт из России, а шесть цистерн с белорусским ресурсом”, – заявил он.
Глава Украинской ассоциации сжиженного газа (УАСГ) Станислав Батраченко добавил, что украинский рынок СУГ лишь недавно встал на ноги, но опять подвергается давлению со стороны силовых структур. “Четыре года назад был один участник аукционов по продаже СУГ и несколько импортеров. Сегодня 150 импортеров и покупателей на аукционах. Мы создали рынок, а сегодня его снова пытаются вернуть назад” – сетует Батраченко.
Руководитель компании “Газтрон” Владислав Колодяжный обратил внимание на абсурдность озвученной МЭРТ мотивации СБУ. По его словам, платежи свыше $500 тыс. ограничены 130-м постановлением НБУ еще с февраля 2015 г. Он отметил, что у “Газтрона” заблокировано газа более чем на миллион долларов. В т. ч. 1 тыс. т газа, импортированного морем из Казахстана. “Мы начали диверсификацию, поставив газ из Египта, Швеции, Казахстана, с этого и начались наши проблемы”, – подчеркнул Колодяжный.
Генеральный директор ГК “Надежда” Виктор Батраченко акцентировал внимание на давлении именно на прозрачных участников рынка. “Мы 20 лет на рынке СУГ, ни разу не меняли имя компании. У нас более тысячи работников. И мне непонятно, нужна ли такая компания Украине сегодня”, – сказал он
Глава “Нефтегазовой ассоциации Украины” Дмитрий Кулик отметил, что в эту ситуацию попали сжиженный газ и дизтопливо, но нет гарантии, что это не перекинется на другие топлива.
Ситуация с импортом СУГ резко обострилась в связи с введением санкций МЭРТ против 16 компаний-участников рынка СУГ, а также запретом “Укрзализныци” региональным подразделениям на эксплуатацию 161 вагона-цистерны, груженной сжиженным газом. Профильные ассоциации считают, что давление государственных органов на импортеров сжиженного газа приведет к разрушению устойчивой системы снабжения Украины моторным топливом, монополизации рынка и, в конечном итоге, росту цен для потребителей. (oilnews.com.ua/Химия Украины и мира)