Розничный рынок бензинов и ДТ начинает стабилизироваться. Хотя в 2016 г. продажи топлива за наличные опустились с 3,14 млн. т до 2,8 млн. т, однако общая динамика свидетельствует об активизации рынка. Минимальное уменьшение говорит о начале нормализации украинского топливного сегмента.
В 2016 г., по данным Государственной службы статистики, общее потребление бензинов и дизтоплива в Украине сократилось на 280 тыс. т (4%) и составило 7,53 млн. т. Снижение пришлось на бензины, использование которых, по данным Госстата, сократилось на 10% до 2,36 млн. т. Потребление ДТ было на уровне 2015 г. – 5,17 млн. т против 5,2 млн. т. Однако данные импорта и производства свидетельствуют о другой тенденции, а именно о постепенной стабилизации и даже небольшом росте рынка. Например, по информации консалтинговой кампании UPECO, в 2016 г. топливный баланс показал увеличение на 7%, с 7,51 млн. т до 8,04 млн. т. Рынок бензинов вырос с 2,08 млн. т до 2,16 млн. т, ДТ – с 5,45 млн. т до 5,86 млн. т.
В информации Госстата и данных о производстве и импорте выделяются две тенденции. Первая – отрицательная разница между импортированными и произведенными бензинами по сравнению с реализованными, которая составляет около 180 тыс. т. Частично “разлет” можно покрыть учетом остатков на нефтебазах (переходящий объем в конце 2015 г., по данным Госстата, был на уровне 82 тыс. т). Кроме того, на протяжении года не все участники розничного рынка исправно предоставляли информацию о своих продажах в органы статистики. Однако львиную долю “разницы” занимает рынок смесевых бензинов: процент приготовленных не на НПЗ бензинов хоть и существенно сократился, однако полностью не исчез.
В ситуации с ДТ наблюдалась обратная динамика – излишки. Сравнивая объемы произведенного и импортированного ДТ с потребленным, получаем профицит в 690 тыс. т, что соответствует полуторамесячному украинскому потреблению. По данным статистического ведомства, в конце 2015 г. остатки ДТ на АЗС и у промпотребителей составили 283,4 тыс. т. Кто “съел” неучтенные объемы, можно только предполагать.
Методика расчетов. В подсчетах розничной реализации в 2016 г. будем опираться на анализ продаж бензинов и дизтоплива за наличные. Описывая розничные продажи, акцентируем внимание, что обзор охватывает не всю реализацию компаний, поскольку у многих сетевиков хорошо развита система корпоративной реализации. Следует также учитывать договоры с госкомпаниями на заправку коммерческого транспорта.
Дополнительным фактором, который повлиял на выбор, также стал розничный акциз. После введения в 2015 г. акцизной ставки сначала в размере 5% от стоимости топлива, а потом ее фиксации на уровне EUR0,042/л большинство операторов рынка решили сделать свою отчетность менее прозрачной. Способов нашлось более чем достаточно: от перевода продаж в безнал, занижения объемов до уклонения от подачи отчетности в полном объеме.
Таким образом, по мнению консалтинговой компании UPECO, наличные продажи более правдиво отражают состояние дел на украинском топливном рынке, который избавляется от элементов стагнации. Однако их также не стоит абсолютизировать.
Топливная ССР. По подсчетам UPECO, наличные продажи бензина и дизельного топлива составили почти 2,81 млн. т – на 9% меньше, чем за аналогичный период 2015 г. Так, продажи бензинов сократились до 1,62 млн. т (754 тыс. т бензина А-92 и 834 тыс. т А-95), ДТ – 1,18 млн. т. Указанное количество топлива продавалось через 7 тыс. точек реализации. При пересчете в литры в 2016 г. за наличные было реализовано около 2,2 млрд. л бензинов и 1,41 млрд. л дизельного топлива. Часть реализации приходится на сжиженный газ, ведь теперь каждый третий литр продаваемого топлива на АЗС приходится на LPG. Исходя из этих данных, выведем среднесуточную реализацию (ССР) бензинов и дизельного топлива за наличные по брэндам 2016 г. и сравним ее с аналогичным периодом 2015 г.
В 2016 г. главными по продаже бензинов и ДТ за наличные являются Киев и Киевская область (около 16,5%). За ними следуют Львовская (8,6%), Одесская (7,3%), Днепропетровская (7,2%), Закарпатская (5,7%), Запорожская (4,6%) и Харьковская (4,4%) области. В структуре розничных продаж стоит выделить продажу альтернативного топлива (более 30% спирта), реализация которого уменьшилась на 44% до 28 тыс. т из-за увеличения акцизов на биобензины до EUR162/тыс. л.
Как и несколько лет подряд, основными продавцами спиртосодержащих нефтепродуктов в Украине стали сети АЗС “БРСМ-Нафта”, KLO и “Привата”. В конце 2015 г. продажи спиртового литовского бензина начинал WOG. Однако эффект от его реализации для компании был минимальным и проект пришлось закрыть. В конце весны 2016 г. с новым продуктом на рынок вышла восточная “Параллель”. Компания стала продавать альтернативный бензин на 8 АЗС в Запорожской области.
Суточная стабилизация. На протяжении нескольких лет лидером продаж бензинов и дизельного топлива через канал АЗС стала KLO. Секретом успеха сети является расположение заправок. Более 90% АЗС компании сконцентрировано в Киеве и Киевской области, которые являются лидерами проливов. Однако по сравнению с 2015 г. реализация за наличные у компании по непонятным причинам уменьшилась на 30%, с 6,1 т до 3,67 т. Возможно, в KLO решили уделить особое внимание безналичным продажам, переведя реализацию на смарт-карты и талоны. Скромность, очевидно, мешает KLO признаться в происхождении топлива, потому что оператор позиционирует себя как продавец прежде всего литовских нефтепродуктов, а не приготовленных на нефтебазах смесевых бензинов. Тем не менее, сеть активно развивается. В 2016 г. она пополнилась новым объектом в Киеве, в итоге к концу 2016 г. сеть заправок столичного оператора увеличилась до 61 объекта. В начале 2017 г. была открыта еще одна станция в Киевской области. В компании на 2017 г. пока рассматривают реконструкцию нескольких существующих комплексов.
На второе место по проливам поднялся SOCAR. Ушедший год компания закрыла с суточным результатом в 3,63 т. В 2016 г. сеть компании увеличилась с 57 до 59 АЗС. Розничная реализация за наличные у дочернего предприятия госкомпании Азербайджана уменьшилась на 2%.
Третью позицию с результатом 3,35 т топлива в сутки занимает концерн “Галнафтогаз”, который управляет более чем 400 АЗК под брэндом ОККО. Однако по сравнению с предыдущим годом среднесуточные прокачки снизились на 5,3%. В 2015 г. именно ОККО была главным ньюсмейкером по открытию новых АЗС. За указанный период сеть увеличилась более чем на 10 пунктов.
Со второго на пятое место сместилась “БРСМ-Нафта”. За год компания увеличила количество станций на 12 объектов до 179. При этом по сравнении с предыдущим годом оператор сократил показатели ССР почти на 38,5%. Уменьшение происходило как на фоне общеукраинского снижения, так и за счет роста потребления сжиженного газа, в реализации которого сеть является бесспорным лидером. Основными потребителями топлив “БРСМ-Нафты” выступают автомобилисты среднего и лоукост-сегмента. Эта прослойка автолюбителей болезненно реагировала на рост цен и, как следствие, переходила с бензина на газ, тем самым увеличивая его реализацию по сети. Кроме того, на показатели компании повлияли действия налоговиков, которые с начала ноября 2016 г. под различными предлогами стали останавливать АЗС оператора. Так, в конце года количество остановленных заправок “БРСМ-Нафты” доходило до 90 объектов. Поводы находились разные, но по формату это больше напоминает рейдерский захват с помощью админресурса.
Перед “БРСМ-Нафтой” расположилась сеть UPG (“Укрпалетсистем”). По сравнению с предыдущим годом ССР у ретейлера увеличилась на 27% до 2,68 т. Рост наличных продаж произошел за счет удачно выстроенного маркетинга, а также ценовой политики. UPG продавала белорусское топливо по демократичным ценам, увеличивая пул лояльных клиентов. Кроме того, у “Укрпалетсистем” стабильно высокие результаты и в безналичных продажах. За указанный период компания построила “с нуля” 5 собственных АЗК, доведя общее количество станций до 56 объектов. В UPG сообщили, что с открытием новых заправок “Укрпалетсистем” уходит от арендованных комплексов.
В кризис наиболее активно занимались строительством новых АЗС три компании – SOCAR, ОККО и UPG.
На шестом месте по розничной реализации сеть АЗС WOG, которая управляет порядка 480 станциями. В 2016 г. сеть увеличилась на 3 АЗС – 2 заправки были открыты в Полтавской области и 1 в Киеве. В 2016 г. ССР ретейлера не изменилась и составила приблизительно 2,1 т. Указанная цифра отображает реализацию только за наличные, а WOG лидирует среди всех операторов по безналичным расчетам и продажам по талонам. Согласно данным UPECO, доля продаж компании по безналу составляет около 60% от общей реализации.
В 2016 г. на 8,8% до 1,7 т просела суточная реализация на заправках ГК “Приват” (управляет АЗС ANP, “Авиас”, “Мавекс”, Sentosa и др., а также частично “Укрнафта”, где у компании 43% акций). По информации из мобильного приложения “Авиас”, на сегодняшний день в сети работает около 1535 АЗС. С конца 2015 г. группа компаний стала уделять внимание не только низким ценам на топливо, но и реконструкции заправок в киевском регионе. По имеющимся данным, в “Привате” намерены полностью преобразить киевский участок и посоревноваться в столичном регионе с операторами премиум-сегмента.
За отчетный период наблюдалась стабилизация ССР в сети из 90 АЗС, которые работают под брэндом “Маркет” (“Закарпатнефтепродукт-Мукачево”). В 2016 г. у закарпатцев прокачки показали рост на 4,3% до 1,12 т. Впрочем, для увеличения продаж сети явно не хватает маркетинга, который уже освоили почти все конкуренты.
На 45% произошел прирост у ПИИ “АМИК Украина”. За отчетный период сеть АЗС, которая ранее принадлежала “ЛУКойлу”, нарастила реализацию на 0,89 т до 1,29 т в сутки. Во многом на руку новым владельцам стали акции “Ценоприз по средам” и “Скидки в выходные”, которые действовали до середины 2016 г. Однако, несмотря на стабилизацию продаж и даже рост, в конце 2016 г. по непонятным причинам компания стала избавляться от своих. АМИКу пока далеко до показателей розничных и оптовых продаж, которые должны быть у сети с количеством около 220 объектов и выгодным расположением. К примеру, даже в кризисный 2014 г. бывший собственник, ПИИ “ЛУКойл-Украина”, проливал около 2,8 т в сутки.
Динамику увеличения показали продажи у “Параллели”. В 2016 г. розничная реализация компании за наличные сократились на 7% до 1,12 т. Однако у оператора отметили, что общие объемы увеличились на 8% благодаря росту корпоративных продаж за безнал. Сейчас топливо “Параллели” поставляется на 61 АЗС в восточном регионе.
На 27%, до 0,99 т просела реализация у англо-голландской Shell, работающей в Украине совместно с российским “Альянсом”. Сейчас компания продолжает проводить реструктуризацию своих активов, что отражается на количестве АЗС и, соответственно, на объемах продаж. Так, в 2016 г. количество заправок Shell сократилось со 137 до 135 и, возможно, будет уменьшаться далее.
Однако хуже всего обстоят дела у бывших активов “Роснефти” – сетей АЗС ТНК, Formula, “Золотой гепард”. В 2016 г. “танкисты” через 141 АЗС в среднем продавали 1,02 т бензинов и ДТ, что почти на 40% меньше, чем в 2015 г. Снижение не смог остановить новый менеджмент от Proton Energy, несмотря на преференции в поставках российского топлива в Украину. Кроме того, не был начат и ребрэндинг сети, который ранее анонсировали в компании.
Акциз сняли с пистолета. В целом прошедший год запомнился борьбой участников рынка с розничным акцизом, эффективность взимания которого так и не была доказана властью. Согласно подсчетам консалтинговой компании UPECO, в период действия акциза “на пистолете” только около 40% участников бензинового рынка добросовестно его уплачивали. Остальные либо на платили вовсе, либо находили лазейки, как обойти акциз. Из-за этого в 2015-2016 гг. между налоговиками и операторами прошла масса судебных споров о том, платить или не платить акциз с корпоративных продаж. Чаще всего Фемида была на стороне ретейлеров. Посчитав реализацию и увидев провал своей политики, в конце 2016 г. Министерство финансов со скрипом согласилось на перенос розничного акциза в базовую ставку при импорте и производстве топлив.
Таким образом, вследствие стабилизации экономической ситуации, которая, впрочем, далека от подъема, в 2016 г. динамика розничных продаж нефтепродуктов выровнялась, падение проливов замедлилось, а у некоторых даже показало увеличение.
В 2017 г. на рынке продолжится череда изменений, начавшаяся несколько лет назад. В первую очередь это будет касаться сжиженного газа, который продолжит теснить бензины и менять структуру топливного рынка. Кроме того, хотя топливная реализация и показала стабилизацию, о показателях 2013 г. “бензинщикам” можно не мечтать в ближайшие 5 лет. (nefterynok.info/Химия Украины и мира)