Химия Украины и мира

Россия: ПАО «Газпром нефть» раскритиковало проект Амурского НПЗ

“Газпром нефть” (100% принадлежат “Газпрому”) считает, что строительство Амурского НПЗ, которое на 90% профинансирует китайская компания “Мэн лань син хэ”, создаст избыток предложения на топливном рынке Дальнего Востока и сократит возможности для экспорта нефти в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Об этом компания проинформировала в середине января заместителя министра энергетики Анатолия Яновского, а в конце ноября 2016 г. – вице-президента “Транснефти” Михаила Гришанина. Яновский отказался комментировать служебную переписку.

“Строительство нового завода, ориентированного на экспорт продуктов первичной переработки и полуфабрикатов в Китай, по мнению “Газпром нефти”, нецелесообразно. После завершения проектов модернизации восточных НПЗ в стране Дальневосточный регион будет полностью обеспечен нефтепродуктами”, – говорится в письме от 12 января 2017 г. исполняющего обязанности замгендиректора по логистике, переработке и сбыту “Газпром нефти” Левана Кадагидзе Яновскому. Речь идет о Комсомольском, Ангарском и Ачинском НПЗ “Роснефти”, Хабаровском НПЗ Независимой нефтяной компании и Омском НПЗ “Газпром нефти”, указывает заместитель председателя правления “Газпром нефти” Анатолий Чернер в письме к первому вице-президенту “Транснефти” Михаилу Гришанину от 22 ноября 2016 г.

После безуспешных переговоров с крупнейшими поставщиками нефти, а также с “Транснефтью” по ее прокачке завод согласились поддержать несколько крупных бизнесменов из списка Forbes. Вице-премьер и полпред президента на Дальнем Востоке Юрий Трутнев, который с самого начала поддерживал строительство завода, 21 февраля сказал: “Роснефть” у нас самая большая нефтяная компания, но не единственная. Насколько мне известно, инвесторы Амурского НПЗ купили две небольшие нефтяные компании в Якутии и Иркутской области. Объем их добычи может закрыть половину потребности НПЗ, то есть до 3 млн. т нефти”.

Строительство Амурского НПЗ в селе Березовка Ивановского района Амурской области недалеко от китайской границы в апреле 2016 г. одобрил президент Владимир Путин. Но судьба завода стоимостью 123 млрд. руб. обсуждается с 2004 г. Китайская компания на 90% профинансирует стройку, которая должна начаться весной 2017 г., а пуск предприятия ожидается в 2019 г. НПЗ с глубиной переработки нефти более 90% будет перерабатывать 6 млн. т сырья ежегодно: 4 млн. т нефти и 2 млн. т газового конденсата. В России будет оставаться 25% продукции: 600 тыс. т дизтоплива, 158 тыс. т нефтяного кокса, 55 тыс. т авиационного керосина. Остальная продукция (дизтопливо и нафта) будет направляться в Китай.

“Газпром нефть” продает часть топлива со своего Омского НПЗ на Дальнем Востоке, где оно стоит дороже, говорят участники рынка. Но, по прогнозам компании в одном из писем, начиная с 2017 г. на Дальнем Востоке ожидается профицит бензина в 1,5 млн. т/год и дизельного топлива в 2,3 млн. т. По данным “Газпром нефти”, производство бензина в Сибири и на Дальнем Востоке для нужд региона составит 7,8 млн. т, спрос – 6,3 млн. т; дизельного топлива – 10,3 млн. и 8,2 млн. т соответственно. А к 2025 г. избыток производства бензина по сравнению со спросом вырастет до 3 млн. т, дизельного топлива – до 12,4 млн. т.

Традиционно на Дальнем Востоке наблюдался недостаток предложения топлива, что сказывалось на цене на заправках. Например, в феврале текущего года цены на бензин АИ-92 в Амурской области, по расчетам агентства Thomson Reuters Kortes, превышали цены в Омской области (где расположен НПЗ “Газпром нефти”) на 10,4% (38,48 против 34,45 руб./л). Дизельное топливо в Амурской области стоило на 8,71% дороже (39,93 против 36,73 руб./л в Омской области).

“Маржа от продажи нефтепродуктов на Дальнем Востоке выше, чем в Центральной России. Рынок пока остается премиальным из-за низкой конкуренции, профицита топлива на нем пока не наблюдается. Мы тоже против появления на нем еще одного завода – Амурского НПЗ. Это может снизить цены на продукцию и нашу прибыль”, – сказал источник в Независимой нефтяной компании.

“Газпром нефть” также опасается, что подключение к трубопроводу “Восточная Сибирь – Тихий океан” (ВСТО) новых нефтеперерабатывающих заводов сократит экспортные возможности: “Появление нового НПЗ приведет к сокращению пропускной способности для экспорта нефти в страны АТР. Сокращение присутствия российских компаний и их доли на этом стратегически важном рынке приведет в перспективе к ухудшению экономики реализации нефти, ужесточению конкуренции с ближневосточными производителями и потере долгосрочных отношений с ведущими переработчиками региона”, – пишет Чернер.

“Транснефть” в июле 2014 г. отказалась подключать Амурский НПЗ к ВСТО, сославшись на ограниченность ресурсов трубопровода. Но в феврале 2017 г. бизнесмен Григорий Березкин согласился переваливать нефть для нового завода через принадлежащий ему Уярский железнодорожный терминал в Красноярском крае.

По словам генерального директора Амурской энергетической компании (заказчик строительства Амурского НПЗ) Александра Гордеева, Амурский НПЗ не будет конкурировать с крупными нефтяными компаниями на рынке продажи топлива Дальнего Востока. “Мы выполняем распоряжение президента экспортировать в Китай не сырую нефть, а нефтепродукты”, – сказал он. Гордеев подтвердил, что по итогам профильных совещаний в Минэнерго ему известно о позиции как “Газпром нефти”, так и “Роснефти”, которую он также называет противником появления завода. По его словам, после начала переговоров о перевозке нефти для нужд предприятия с Григорием Березкиным и его железнодорожным терминалом Уяр активизировались переговоры с добывающими нефть в Красноярском крае компаниями. “Через один-полтора месяца у нас будут подписаны контракты на поставку нефти”, – сказал он.

Источник в “Роснефти” сомневается в том, что Амурский НПЗ получит желаемые 6 млн. т нефти на переработку: “И мы, и все остальные крупные компании отказали им в продаже нефти. Этот завод никому не нужен. Если на Дальнем Востоке будет построен Восточный нефтехимический комбинат, то ни о каком дефиците топлива не может быть и речи”, – полагает собеседник.

В сентябре 2016 г. Амурский НПЗ подписал предварительные протоколы о намерениях по поставкам нефти на завод с двумя малоизвестными нефтяными компаниями, одна из которых – компания “Харьяга” (на 95% принадлежит структурам бизнесмена Александра Мамута, состояние которого Forbes оценивает в $2,6 млрд.). Генеральный директор “Харьяги” Богдан Плотников в сентябре говорил, что компания договорилась о поставках нефти для Амурского НПЗ в объеме не менее 1,5 млн. т с 2019 г. с возможным увеличением объемов в дальнейшем. Второй потенциальный поставщик на завод – компания “Туймааданефть” с месторождениями в Якутии – обещала начать поставки на завод не менее 2 млн. т нефти ежегодно после 2020 г.

Представители “Газпром нефти” и “Роснефти” от комментариев отказались. Представитель ННК не ответил на запрос. Представитель “Транснефти” не стал комментировать служебную переписку, уточнив, что компания не изменила своей позиции по поводу Амурского НПЗ: его нецелесообразно подключать к ВСТО из-за отсутствия гарантий по поставкам нефти, а также без учета в смете строительства завода финансирования на расширение трубопровода под нужды этого завода. (РБК/Advis/Химия Украины и мира)

Exit mobile version