Активная борьба с продавцами некачественного бензина и дизтоплива, начатая в 2015 г., сократила число случаев продажи на АЗС суррогата. Но, по данным Росстандарта, различные нарушения в 2016 г. были обнаружены на 18% российских заправок, причем 12% АЗС торговали топливом с нарушениями физико-химических свойств, по сути, фальсификатом. Ведомства и крупные нефтекомпании видят решение проблемы в ужесточении контроля – в частности, во введении оборотных штрафов за продажу фальсификата или в более тщательной проверке нефтебаз, откуда в основном и выходят суррогаты.
В Росстандарте прошло первое заседание рабочей группы по противодействию незаконному обороту нефтепродуктов, рассказали источники. Согласно презентации ведомства, уровень нарушений на АЗС в 2016 г. оказался самым низким за последние 5 лет – 18% (проверены 1536 заправок). В 2015 г. этот показатель был рекордно высоким – 42,5%. При этом топливо с нарушениями физико-химических свойств (суррогат) было найдено на 12% заправок. Уровень нарушений на нефтебазах составил в 2016 г. 21,5% против 40% годом ранее.
Источники на рынке полагают, что улучшению ситуации способствовала активизация борьбы с контрафактом. В октябре 2015 г. Владимир Путин на заседании президентской комиссии по ТЭК поручил создать единые требования к производителям в рамках борьбы с фальсификацией топлива. По разным оценкам, годовой оборот контрафактного топлива может достигать в РФ 10 млн. т (прогнозы выпуска на 2017 г. – 39,8 млн. т бензина и более 70 млн. тн дизтоплива). Гендиректор “Газпромнефть-Лаборатории” Виктор Чуяков считает, что наиболее критична ситуация с дизтопливом. “По нашим оценкам, в среднем по РФ доля суррогата в этом сегменте достигает 25-30%, в отдельных регионах она может быть выше вдвое и даже втрое”,- говорит он.
В феврале проблему суррогата отмечало и агентство “Аналитика товарных рынков”. Его генеральный директор Михаил Турукалов пояснил, что на фоне низкой маржи реализации бензина в рознице некоторые продавцы ищут способ ее повысить, что влечет рост объемов некачественного топлива на рынке. Бензин, выходящий с НПЗ, гарантированно качественный, говорит он, обычно его “бодяжат” на нефтебазах или при транспортировке бензовозами. По расчетам агентства, потребление бензина в России в ноябре 2016 г. – январе 2017 г. оказалось минимальным за последние 4-5 лет. Отчасти это могло быть связано с ростом доли контрафакта на рынке. Схожая ситуация наблюдалась и в мае-июне 2016 г. В эти моменты маржинальный доход АЗС по бензину Аи-92 был минимальным из-за роста оптовых цен, отмечают в “Аналитике товарных рынков”.
“Ситуация на рынке топлива требует принятия комплекса мер – повышения качества проверок и эффективности системы контроля в целом”, – считает участник совещания в Росстандарте. Само агентство в презентации пишет о необходимости ввести испытания и паспортизацию топлива перед отгрузкой в розничную сеть. Кроме того, в ноябре 2016 г. Минпромторг подготовил законопроект о введении оборотных штрафов в 1% (не менее 500 тыс. руб.) за продажу некачественного топлива, или приостановки деятельности на 90 суток за повторное нарушение, или штрафа в размере 2 млн. руб. Но пока у ведомств есть разногласия – против оборотного штрафа выступало Минэкономики.
За усиление контроля выступают и крупные компании (на сетевых заправках доля нарушений ниже, чем на независимых, – 14% против 24% в 2016 г.). Фальсификат снижает эффект модернизации НПЗ и инвестпривлекательность отрасли, отмечает собеседник в крупной нефтекомпании. Там выступают за ужесточение контроля за нормами качества на АЗС и расширение полномочий контролеров. В “Роснефти” заявили, что по итогам мониторинга в регионах сбытовой сети выяснили, что за 2015-2016 гг. оборот контрафакта существенно не сократился. В компании считают достаточным действующее наказание за продажу некачественного топлива (штраф до 1 млн. руб. или приостановка деятельности), но существующую систему, когда Росстандарт концентрируется на АЗС, считают неэффективной. При таких проверках наказания избегают организаторы и производители фальсификата. Виктор Чуяков полагает, что нужно законодательно ограничить список нефтепродуктов, продаваемых на АЗС, автомобильными марками, исключив легальное попадание на них судового и печного топлива, дистиллятов. Также надо взять под контроль точки производства и распределения суррогата, считает он, проверки нефтебаз почти не производятся. (kommersant.ru/Химия Украины и мира)