Каменная вата продолжает оставаться самым популярным теплоизоляционным материалом на строительном рынке России. По итогам 2016 г. доля этого утеплителя вплотную приблизилась к отметке в 50% от совокупного объема продаж всех видов изоляционных материалов в РФ и, по прогнозам экспертов, преодолеет эту отметку в ближайшие несколько лет.
“Россия традиционно тяготеет к использованию в качестве утеплителя именно каменной ваты. У нас самая большая доля каменной ваты в Европе по отношение к совокупному потреблению теплоизоляционных материалов. В 2016 г. практически половину объема продаж теплоизоляционных материалов обеспечили производители каменной ваты. Ежегодно доля применения этого утеплителя в различных сегментах, где используется теплоизоляция, постоянно растет. Например, в сегменте штукатурных фасадных систем, емкость которого оценивается в 55 млрд. руб., уже порядка 20 млрд. руб. приходится именно на минеральную вату, которая постепенно вытесняет другие утеплители”, – говорит Евгений Абрин, директор по продажам PAROC в России.
По его оценке, растет доля потребления каменной ваты и в сегменте частного строительства, где все больше популярна легкая минераловатная продукция, применяемая для утепления скатных крыш, полов, потолков и стен. “В этом случае каменная вата отбирает долю у стекловаты за счет все большего нивелирования разницы в цене между этими видами изоляции”, – отмечает Евгений Абрин. По мнению эксперта, по итогам 2016 г. совокупный рынок теплоизоляционных материалов в России оценивался в 44-45 млн. куб. м, из которых порядка 21,5 млн. куб. м пришлось на каменную вату.
“Мы ожидаем, что с ростом объемов строительства объемы потребления теплоизоляционной продукции вырастут, вследствие чего доля каменной ваты в общем объеме продаж превысит планку в 50% в 2019-2020 гг.”, – говорит директор по продажам PAROC в России.
В 2017 г., как ожидают в PAROC, теплоизоляционный рынок России продолжит снижение, однако темпы этого процесса будут ниже, чем в 2016 г. “Если по итогам прошлого года рынок сократился на 8-10% в товарном выражении, то в этом году мы прогнозируем несколько меньшую динамику – в 5-6%”, – отмечает Евгений Абрин. Теплоизоляционная отрасль напрямую зависит от объемов строительства, где относительно неплохую динамику пока показывает только рынок жилого многоэтажного строительства во многом благодаря госпрограмме поддержки ипотеки. Что касается других сегментов строительного рынка, то они в 2016 г. продемонстрировали негативный тренд, особенно это касается коммерческого и промышленного строительства, которые сильно зависят от инвесторов.
“По нашим оценкам, строительный рынок прекратит падение не ранее 2018 г. Это будет для нас позитивный тренд, поскольку мы, производители теплоизоляционных материалов, приходим на стройку не сразу, а на одном из заключительных этапов строительного цикла. Кроме того, мы ожидаем, что поддержку строительной отрасли окажет и государство, что также придаст динамики этому рынку”, – считает Евгений Абрин.
Несмотря на увеличение доли каменной ваты в общем объеме продаж теплоизоляционных материалов, рентабельность производства в этом сегменте падает. Это происходит по ряду причин. Первая из них – это переизбыток производственных мощностей, что в итоге приводит к падению средней цены в сегменте минераловатной продукции – до 8% в 2016 году. Этот серьезно влияет на маржинальность: в отдельных регионах, наиболее насыщенных с точки зрения производства, ряд компаний работает в убыток. В PAROC считают, что давление на цены в 2017 году сохранится, что приведет к ужесточению конкуренции и к сходу с “дистанции” ряда игроков. “На этом фоне можно ожидать слияний и поглощений. Отдельные компании могут и покинуть рынок”, – считает Евгений Абрин.
Второе обстоятельство, которое влияет на рентабельность производства минеральной ваты, это рост тарифов на энергоресурсы, рост цен на сырье, а также и увеличение расходов на логистику, доставку продукции.
В этих жестких условиях рынка PAROC не будет играть с “низкой” ценой: компания продолжит политику диверсификации своего продуктового портфеля, чтобы предложить рынку максимальное гибкое ценовое предложение за счет расширения ассортимента, в том числе, в низком ценовом сегменте.
“Мы традиционно не планируем следовать трендам на рынке и снижать цены. PAROC продолжит работать над развитием продуктовой линейки и выпуском оптимизированных продуктов, которые будут обладать необходимым и правильным, с точки зрения потребителя, набором характеристик и качеств. Именно такой вариативный подход позволит нам предложить более конкурентную цену”, – поясняет директор по продажам PAROC в России. В текущем году компания будет развивать линейку легких продуктов, рассчитанную на более широкую аудиторию.
Кроме того, в планах PAROC – больше продвигать ламельные продукты, потенциал которых как в строительной, так и технической изоляции, очень высок. Компания продолжит инновации и в сегменте противопожарной и судостроительной изоляции.
Новым акцентом в стратегии PAROC в России станет переход от экстенсивного к интенсивному развитию: компания будет больше работать над увеличением доли и ассортимента своих продаж в дилерской сети. Сегодня продукции ведущего европейского производителя можно купить у 120 дилеров в 45 крупных городах России. Еще одним новшеством будет системное сотрудничество с проектировщиками и архитекторами, а также комплексное продвижение спецификации продуктов PAROC.
“Мы будем работать не только на обеспечение результата здесь и сейчас, но и на получение гарантированных заказов и в более долгосрочной перспективе”, – резюмирует Евгений Абрин, директор по продажам PAROC в России. (INFOLine/Advis/Химия Украины и мира)