Химия Украины и мира

Мир: Главные события на рынке упаковки – февраль 2017 года

На мировом рынке фокус внимания по-прежнему сосредоточен на проблемах рециклинга и развитии выпуска биополимеров.

Прогноз стабильного роста вторичных полимеров. Согласно исследованию агентства Transparency Market Research (США), специализирующегося на маркетинговых исследованиях и консалтинге, объем мирового рынка вторичных полимеров с 2015 г. по 2024 г. вырастет с $31,5 до $56,8 млрд. и будет иметь среднегодовой темп роста 6,9%. В стоимостном выражении до 2024 г. объем рынка будет расти в среднем на 7,4% в год.

Мировой рынок вторичных пластмасс сегментируют по сферам вторичной переработки ПЭТФ (полиэтилентерефтала), ПЭНД (полиэтилена низкого давления), ПП (полипропилена), ПЭВД (полиэтилена высокого давления), ПВХ (поливинилхлорида), ПС (полистирола), ПА (полиамида), ПК (поликарбоната) и АБС-пластика. По прогнозам аналитиков, ПЭНД в ближайшее десятилетие будет основным материалом, подвергаемым вторичной переработке.

Доминирующие позиции в сфере рециклинга пластмасс сохранит Азиатско-Тихоокеанский регион: к концу 2024 г. его доля на мировом рынке составит 71,3%. Региону удастся сохранить доминирующие позиции на мировом рынке благодаря увеличению объема потребления пластмасс, повышению спроса на более экологичные способы утилизации отходов полимеров. Основными факторами, стимулирующими развитие рециклинга полимеров, являются: чрезмерное заполнение полигонов для отходов мусором; растущая обеспокоенность экологическим состоянием окружающей среды, вредным воздействием на нее отходов пластмасс; стремление производителей сократить объем выбросов в атмосферу углеродсодержащих веществ. Наряду с этим Европейский комитет регионов (European Committee of Region, CoR) содействует реализации во всей Европе к 2020 г. полного запрета на утилизацию пластмасс методом захоронения на полигонах. В настоящее время организации продвигают различные концепции вторичной переработки: раздельный сбор отходов, сбор мусора у края тротуара, организацию системы пунктов приема отходов. Однако получение вторичных пластмасс посредством рециклинга признано наиболее экономически эффективным по сравнению с процессами производства первичных пластмасс, для которых требуется большое количество нефти.

Основной ограничивающий фактор развития рециклинга полимеров – отсутствие отлаженной системы сбора отходов. Исследователи приводят пример: “Лишь 10% от общего объема отходов, образующихся в Африке, попадает в системы сбора мусора”. Остальные 90% отходов остаются неучтенными и утилизируются на полигонах и свалках либо попадают в реки, моря и океаны.

Комитет по окружающей среде (Environment Committee, ENVI) Европейского парламента готовит поправки в “Директиву по обращению с отходами”. Предлагается увеличить количество бытовых отходов (пищевые отходы и упаковка), которые должны подвергаться вторичной переработке. Комитет рассчитывает к 2030 г. подвергать рециклингу до 70% от общего объема образующихся муниципальных отходов. Пересмотренные в 2015 г. планы комиссии ЕС предполагали к 2030 г. достигнуть показателей рециклинга 75% отходов упаковки и 65% муниципальных отходов и снижения до 10% доли отходов, утилизируемых на полигонах.

Рынок металлических пигментов будет расти в ближайшие 7 лет. Рынок металлических пигментов включает различные сегменты от переработки металлических гранул до производства готового пигмента. Металлические пигменты часто наносятся на внешнюю поверхность готовых изделий с целью улучшения их внешнего вида, пластичности, барьерных свойств. Ведущими игроками рынка, по прогнозам исследовательской компании Transparency Market Research (США), являются Silberline Manufacturing, Asahi Kasei Corporation, BASF, Carl Schlenk и ALTANA.

Аналитики прогнозируют, что мировой рынок металлических пигментов в денежном выражении с 2015 г. до 2023 г. будет прирастать на 6,4% ежегодно. Объем рынка к концу 2023 г. достигнет $1,2 млрд. Положительный среднегодовой темп роста на протяжении семи лет будет обеспечен, прежде всего, за счет развивающихся регионов, роста производственной базы, развития полимерной отрасли, красок для печати. Наиболее интенсивно рынок металлических пигментов будет развиваться в Индии, Китае и Юго-Восточной Азии. Европа тоже не сдает позиции, этот рынок имеет относительно быстрый темп роста, однако Евросоюзом вводятся строгие нормативы с целью ограничения количества летучих органических соединений и выброса твердых частиц. Аналитики подчеркивают, что в Северной Америке будут интенсивно развиваться новые технологии в сфере металлических пигментов.

Азия выпускает половину мирового объема биополимеров. Вольфганг Бальтус из компании Wobalt Expedition Consultancy (Таиланд) в сотрудничестве с экспертной группой в области биополимеров nova-Institute подготовили тематический аналитический отчет.

Совокупные мировые мощности по выпуску полимеров на биологической основе в 2016 г. составили 2,4 млн. т. Из них более 45% полимеров на биологической основе выпускается в Азии (без учета ацетата целлюлозы и реактопластов). По оценке экспертов, мировые мощности по производству биополимеров в 2021 г. составят 3,6 млн. т, а 52% из них будет установлено в Азии, что эквивалентно увеличению существующих мощностей на 71% в ближайшие пять лет. Азиатский регион в последние годы удерживает 100%-ную долю в производстве полибутиленсукцинатов и циклического алифатического поликарбоната.

В отчете отмечен рост внедрения установок для получения химикатов из биомасс и создания производственных центров по выпуску биополимеров в странах Юго-Восточной Азии. Как подчеркивают эксперты, ключевыми факторами успеха являются развитие кластеров, специализированных парков, партнерства, а также активное участие научно-исследовательских центров. Страны Азиатского региона активно реализуют экспортный потенциал. Так, в Таиланде представлены “дорожные карты” для помощи во внедрении полимеров на биологической основе и биотехнологий.

ПЭТФ на биооснове в 2021 г., по прогнозам, будет составлять 59% совокупных мощностей биополимеров в Азии. Производственные мощности будут увеличены во многом за счет полимолочной кислоты и полиамидов. “Биоразлагаемые, пригодные для утилизации в компосте” полимеры, такие как полимолочная кислота, полибутиленсукцинат, полибутиленадипат/терефталат, полигидроксиалканоаты, в 2021 г. составят около 25% азиатского производства полимеров на биологической основе. Около 75% объема производства биополимеров в Азии сосредоточено на твердых полимерах.

В будущем определенный сдвиг внимания с биополимеров произойдет в сторону интереса к органическим кислотам, диолам или мономерам на биологической основе, таким как этилен.

В Беларуси разработана система сбора использованной тары. Белорусская компания “ЭкоРисайклинг” предлагает установить в местных супермаркетах и магазинах тароматы, которые будут принимать жестяные банки, стеклянные и пластиковые бутылки и выдавать человеку компенсацию. По предварительным расчетам, за каждую сданную единицу упаковки пользователи будут получать 0,2 бел. руб. (чуть больше 6 руб.). Подобные инициативы уже успешно реализуются в ряде стран.

В апреле на правительственном уровне в стране будет рассмотрен данный проект по организации сбора тары. Если концепция будет одобрена, то в большинстве торговых точек Беларуси тароматы появятся черед год-два.

На сегодняшний день белорусские предприниматели извлекают из бытовых отходов около 15% вторичного сырья. В 2016 г. количество стеклянной тары, отданной на переработку, составило 30%, полимерной – 18%. После пуска проекта планируется довести эту долю до 80%.

Лазерная метка как альтернатива стикерам на продуктах. На прилавках магазинов можно встретить овощи и фрукты с пластиковыми стикерами, на которых размещено название торговой марки. Однако традиционные стикеры практически не пригодны для переработки, на их изготовление расходуются пластик или бумага, клей и чернила.

Компания Laserfood (Испания) предлагает отказаться от устаревшего способа нанесения информации и вместо стикеров использовать лазерную метку, которая не оставляет после себя никаких отходов. Компания предлагает применять систему Natural Branding. Данная технология позволяет оставлять на продукте информацию, не повреждая его, не влияя на срок годности, состав и вкус. Технология Natural Branding работает следующим образом: лазер оставляет определенный рисунок, на который потом методом распыления наносится контрастное вещество, изображение меняет цвет, становится более четким. Все действия происходят на конвейере.

Шведская компания ICA согласилась использовать данное решение для маркировки батата и авокадо. По подсчетам издания Fresh Produce Journal, разработка позволит ICA сэкономить 220 км пластика, которые бы ушли на изготовление 725 тыс. стикеров.

Полиэтилен – главный в списке ТОП-10 самых распространенных пластмасс. Первая пятерка в данном списке распределена следующим образом: ПЭ (полиэтилен), ПП (полипропилен), ПС (полистирол), ПЭТФ (полиэтилентерефталат), ПВХ (поливинилхлорид). До 2021 г. этот рынок будет расти ежегодно на 6,84% в денежном выражении и на 4,68% в натуральном выражении. К 2021 г. он достигнет 332,4 млн. т. По оценке агентства Markets and Markets (США), развитие рынка пластмасс обусловлено ростом ключевых отраслей промышленности (автомобилестроение, строительство, производство упаковки, электроники); повышением уровня доходов в развивающихся странах; увеличением численности жителей городов; заменой металлических продуктов пластмассовыми аналогами. Высокий спрос на полиэтилен в первую очередь обусловлен его массовым использованием в качестве упаковочного материала, а также в строительстве, производстве электроники, автомобилестроении. Он имеет много положительных свойств, таких как гибкость, тепло- и электроизоляционные свойства, химическая и термическая стойкость, легкость переработки, доступность.

По итогам 2015 г. Азиатско-Тихоокеанский регион стал крупнейшим рынком, потребляющим пластмассы из списка ТОП-10 как в денежном, так и в натуральном выражении. Основными производителями пластмасс на мировом рынке (по итогам 2011-2016 гг.) являются компании Dow Chemical (США), Exxon Mobil (США) и SABIC (Саудовская Аравия).

Amcor разработала новую упаковку для кофе с системой вентиляции. Компания Amcor представила усовершенствованную систему упаковки со встроенной вентиляционной конструкцией для молотого и цельнозернового кофе. Чтобы сохранить цельный вкус и аромат, большинство производителей упаковывает кофе сразу после обжарки. Они используют жесткие клапаны, что усложняет процесс производства и способствует образованию отходов в производственном процессе.

Технология Vento представляет собой интегрированную в многослойный материал мини-вентиляцию. Она испытана несколькими клиентами и получила хорошие отзывы. В такой упаковке используется высокобарьерная пленка, что предотвращает попадание кислорода в пакет. Когда в кофе накапливается определенный объем СО2, давление внутри пакета помогает выпустить его наружу, создав небольшой “продув”. После выхода газа упаковочный слой возвращается в исходное положение, препятствуя проникновению кислорода. Такая упаковка легче пакета с жестким клапаном на 87%. Использование данных пакетов позволяет сократить вредные выбросы при производстве и транспортировке упаковки в среднем до 8% на 250-граммовую пачку. Технология Vento может быть интегрирована в любой из типичных ламинатов-триплексов, используемых для упаковки кофе.

По оценке Серена Силвеста, совладельца ведущего датского производителя кофе Copenhagen Roaster, одним из преимуществ этой системы является тот факт, что вентиляционная система располагается на задней стороне пакета, не искажая дизайна упаковки.

Холщевый дойпак для виски. Для виски Bulleit Bourbon с высоким содержанием ржаного солода была разработана упаковка, отражающая его прямолинейный характер, подчеркивающая его ремесленные корни и позволяющая выделиться на полке. Бутылка упакована в холщевый дойпак с латунными люверсами, которые не только придают дополнительную брутальность, но и позволяют удобно крепить на них бирку. Эта упаковка является не только оригинальной, но и функциональной, поскольку в таком мешочке удобно колоть лед.

Экспресс-лента других интересных февральских событий: Sidel разработала новую устойчивую бутылку для газированных напитков; производство ПЭТФ по итогам 2016 г. в России выросло на 7%; до 2021 г. спрос на высокобарьерные упаковочные пленки будет ежегодно расти на 4,7%; в Свердловской области открылось производство брэндированной клейкой ленты; разработаны плоские пластиковые бутылки для доставки вина почтой; опубликованы результаты нового исследования – 95% потребителей вина предпочитают стеклянные бутылки; в 2016 г. в России было произведено на 28,5% больше стеклянных банок, чем в предыдущем году. (Бокарева Вера Борисовна, независимый эксперт-обозреватель рынка упаковки, unipack.ru/Химия Украины и мира)

Exit mobile version