В Украине сегодня производством бензина занимаются два предприятия – государственная “Укргаздобыча” (УГД, Шебелинский ГПЗ) и “Укртатнафта” (УТН, Кременчугский НПЗ). Оба в 2017 г. полностью перешли на выпуск топлив качества Евро-5, оба на протяжении нескольких лет остаются недозагруженными из-за дефицита сырья для переработки. С конца 2016 г. “Укртранснафта” работает над восстановлением поставок нефти: по внутреннему маршруту на Кременчуг и возможному транзитному на Мозырь, параллельно в морских портах Одесской области прошла подготовка к приему больших партий сырья.
УГД решает проблему загрузки покупкой газового конденсата в Казахстане и привлечением давальцев. Пока говорить о больших объемах не приходится – переработка Шебелинского ГПЗ уже несколько лет остается на уровне 40-50% от проектной мощности. В январе-феврале 2017 г. “Укргаздобыча” снизила переработку сырья на 3,6% до 83,3 тыс. т по сравнению с аналогичным периодом 2016 г.
Существенно может нарастить производство топлив Кременчугский НПЗ, который в ходе реализации технических проектов и договоренностей с поставщиками получает доступ к морским поставкам нефти и газового конденсата. Работа над проектами началась в 2016 г. “Укртатнафта” возобновила активное сотрудничество с компанией “Сокар” по поставкам сырья. Азербайджанские трейдеры предложили кременчужанам два вида сырья, которое по своим свойствам более чем удовлетворяло НПЗ.
Но не все сразу шло гладко. Иранский газовый конденсат сорта Marun Khami-Pazanan Blend и нефть Azeri Light давали возможность существенно нарастить производство бензинов и продолжить выпуск топлив Евро-5. “Пробная партия газового конденсата оказалась идеальной для переработки в текущей смеси сырья. Раскладывается на фракции, как в учебнике”, – делились впечатлениями технологи осенью 2016 г. Однако ритмичным поставкам конденсата не суждено было осуществиться: украинская таможня решила, что завод импортировал подакцизные дистилляты, и потребовала уплату налогов с сырья. С 2016 г. идут судебные тяжбы, Фемида пока на стороне компании – 6 февраля 2017 г. Полтавский окружной административный суд рассмотрел административный иск ПАО “Укртатнафта” к Одесской таможне Государственной фискальной службы Украины о признании противоправным и отмене решения об определении кода товара. Сложно представить, какое мнение об украинской таможне сложилось у “Сокара”, но проект по поставке иранского газоконденсата в Кременчуг пока находится в зоне риска, как и явно недозагруженный лицензионный таможенный склад, который организован на “Одессанефтепродукте”.
Нефтяной круговорот. Пока Кременчуг может быть спокоен за бесперебойную поставку нефти. В планах “Укртатнафты” переработать в 2017 г. порядка 3 млн. т сырья. По словам заместителя председателя правления по производству и капитальному строительству Кременчугского НПЗ Сергея Кошелюка, из названного объема около 2 млн. т составит нефть украинской добычи.
К более сильной загрузке завода располагают контракт с “Сокаром”, относительно низкие котировки и готовность “Укртранснафты” поставлять “морскую” нефть по Приднепровскому нефтепроводу. Ранее труба была заполнена нефтью сорта Urals, которую нужно было вытеснить для закачки так называемой технологической нефтью сорта Azeri Light, которая подавалась в трубопровод из резервуаров в Южном. Параллельно вытесненный объем нефти российского сорта (около 210 тыс. т) отправлялся через полстраны по железной дороге в Броды Львовской области. Там “колесная” нефть Urals закачивалась в резервуары “Укртранснафты” с последующей закачкой в трубопровод Броды – Южный, преимущественно заполненный азербайджанской нефтью. Вытесненная Azeri Light накапливалась в резервуарах Одесской области, часть ушла в “Приднепровку”, а часть будет задействована в марте в вытеснении водного консерванта из второй ветки “Дружбы” от Бродов до Мозыря. Это и есть второе направление проекта “Укртранснафты”.
Сейчас с Мозырским НПЗ ведутся переговоры, вполне возможно, что Украина сможет заработать на транзите, а Беларусь снова, как несколько лет назад, получит “морскую” нефть. Хотя не исключено, что белорусы используют возможности “Укртранснафты” для переговоров с Россией, которая в 2016 г. снизила поставки нефти на оба НПЗ в Беларуси (исходя из сообщений в СМИ, нефтью Москва шантажирует Минск, решая вопросы цены на природный газ). Как бы ни решился вопрос у соседей, сейчас можно констатировать, что еще недавние оппоненты – украинский трубопроводный монополист и последний работающий НПЗ – наконец-то договорились и совместно реализовали сложный в техническом плане проект.
Приведем еще несколько цифр: с середины декабря ежесуточно на НПС в Кременчуге поступало 6-7 тыс. т вытесняемой нефти, а со станции Кагамлыкская в Броды отправлялось по 60 цистерн нефти в день. Конечно, не обошлось без небольших сбоев. Несговорчивая по тарифам обслуживания “Укрзализныця” (которая не уступила ни гривны на разовый проект) в итоге перестала вовремя обеспечивать заказчика цистернами. Проект вылился “Укртранснафте” в круглую сумму: только железной дороге заплатили около 80 млн. грн. Как сообщил первый заместитель гендиректора ПАО “Укртранснафта” Андрей Пасишник, договор с “Укртатнафтой” по транспортировке азербайджанской нефти содержит гарантии: в случае снижения объемов транспортировки Кременчуский НПЗ компенсирует “Укртранснафте” все затраты на замещение нефти Urals на Azeri Light по нефтепроводу Одесса – Кременчуг.
Лучше больше. Если реализованным техническим проектам не помешает политика и сложится благоприятная конъюнктура рынка, то Кременчуг может рассчитывать на оптимальную загрузку привозным сырьем – два танкера по 80 тыс. т с Azeri Light и танкер в 30 тыс. т с газовым конденсатом. Эти 190 тыс. т импортного сырья уже в полтора раза больше, чем объем перерабатываемой украинской нефти, и качественнее по содержанию серы и парафинов. Впрочем, пока на заводе полны оптимизма и рассчитывают на танкер в месяц с азербайджанской нефтью. Не исключено, что к инфраструктурной операции в итоге сможет подключиться и “Укргаздобыча”, которой в переработку подходит сырье, предлагаемое в Украине “Сокаром”. (nefterynok.info/Химия Украины и мира)