Химия Украины и мира

Беларусь: Цены на моторное топливо изменяются вслед за конъюнктурой нефтяного рынка

Постепенно сокращается соотношение котировок нефти и экспортной корзины нефтепродуктов, что отрицательно влияет на эффективность нефтепереработки. В России с 2015 г. в нефтяной сфере реализуется “налоговый маневр”, который приближает цену на нефть для Беларуси к мировой.

С января 2015 г. до марта 2017 г. цена нефти для белорусских нефтеперерабатывающих заводов выросла на 75%, отмечается в сообщении концерна. По всем существующим экономическим законам увеличение стоимости сырья неизбежно приводит к увеличению стоимости готового продукта.

В то же время в Беларуси цены на автомобильное топливо не менялись более двух лет. За этот период в результате девальвации белорусского рубля цены на нефтепродукты в долларовом эквиваленте снизились на 25%. В январе 2015 г. 1 л автобензина АИ-95 стоил $0,83, в марте 2017 г. – $0,62. Цена литра дизельного топлива снизилась за этот период с $0,86 до $0,64.

Цены, сформированные в начале 2015 г., были рентабельны для производителя при цене нефти около $45/барр. и курсе белорусского рубля 1,4 руб./$1.

Что происходит сейчас? Цена нефти выросла до $52/барр., курс доллара США составляет 1,9 руб. увеличились в 1,5 раза акцизы, а новый этап “налогового маневра” на $23,7 ухудшает эффективность нефтеперерабатывающих заводов на каждой тонне сырья. В результате действия всех этих факторов – то есть влияния конъюнктуры рынка – рентабельность производства и реализации моторного топлива на внутреннем рынке Беларуси стала отрицательной.

При этом в середине марта розничные цены на бензин на российских АЗС уже превысили уровень белорусских (в Москве – на 6%, в Смоленске – на 2$). В Украине цена на дизельное топливо выше, чем в Беларуси, на 27%, на бензин АИ-95 – на 46%. В Литве, Латвии, Польше ДТ дороже белорусского на 75%, бензин АИ-95-К5 – на 85-97%.

Активная модернизация НПЗ позволила Республике Беларусь первой среди стран СНГ перейти на выпуск моторных топлив самого высокого уровня качества, снизить нагрузку на экологию и уровень производственных затрат. А значит – дать автолюбителям качественное и недорогое автомобильное топливо.

Чтобы белорусский потребитель и далее получал продукт самого высокого класса и по умеренной цене, необходимо дальнейшее развитие НПЗ – усовершенствование производства, увеличение глубины переработки нефти, расширение ассортимента и повышение качества выпускаемой продукции до требований перспективных мировых стандартов качества. Только в 2017 г. на финансирование инвестиционных проектов белорусской нефтепереработки необходимо направить более $400 млн.

НПЗ принимают меры по максимальному сокращению затрат. Но из-за негативных внешних факторов и низких цен на нефтепродукты на внутреннем рынке обеспечение эффективной работы заводов и финансирование их модернизации остаются проблемными вопросами. Поэтому повышение цен на нефтепродукты жизненно необходимо для НПЗ. Следует понимать, что резкого роста не произойдет, изменение цен будет поэтапным и постепенным. (energyland.info/Химия Украины и мира)

Exit mobile version