Химия Украины и мира

Украина: Аналитик “Консалтинговой группы А-95” Артем Куюн – о дестабилизации рынка сжиженного газа (СУГ)

Четырехмесячная борьба операторов рынка сжиженного газа против неприкрытого давления различных государственных органов и ведомств перешла на новый этап. После мощной огласки в СМИ напор на бизнес начал ослабевать, что еще раз подтвердило безосновательность “наезда” на поставщиков энергоресурсов. Впрочем, считать нынешние достижения победой справедливости преждевременно, скорее, это лишь выигранный раунд: в противостояние включаются новые участники, а криминальные производства, на которых была выстроена линия атаки, никто так и не закрыл, кроме того, “газовики” полны решимости найти ответственных за нанесенный финансовый и репутационный ущерб, возместить убытки, разработать и внедрить нормативные механизмы, которые сделают невозможными рецидивы беспредела госорганов в будущем.

Сдвинуть с мертвой точки заблокированные на таможне вагоны со сжиженным газом удалось лишь после публичного выступления импортеров 16 февраля. Тогда участники рынка на совместной пресс-конференции заявили о беспределе со стороны Службы безопасности Украины, которая на основании неких подозрений в финансировании терроризма инициировала бесконечную проверку сжиженного газа на таможне. В своей борьбе с украинским бизнесом служба настолько увлеклась, что через Министерство экономического развития и торговли (МЭРТ) добилась санкций в отношении 16 импортеров в виде запрета внешнеэкономической деятельности. Затем СБУ также обратилась к “Укрзализныце” с требованием проверить задержанные цистерны на предмет неисправности.

Беспрецедентная атака получила такой же ответ: столько о сжиженном газе говорили только во времена Курченко. За считанные часы таможня начала оформлять грузы, стоявшие до этого по 100 дней, за пару суток “Укрзализныця” закончила проверки “заминированных” цистерн вагонов с газом (разумеется, не выявив ни одной неисправности), а МЭРТ под руководством Степана Кубива в два подхода отменило санкции против импортеров. В отличие от указанных сателлитов, при первой же возможности поспешивших отстраниться от неприятно пахнущей истории, нет отчетливых новостей лишь из эпицентра нынешних проблем – СБУ.

Подключившийся к процессу народный депутат Сергей Лещенко быстро определил личность куратора расшатывания рынка – первого зампреда СБУ Павла Демчину. Согласно обнародованным нардепом документам, именно он готовил все обращения по этому делу, в частности к МЭРТ. Удивительные методы работы департамента Демчины можно проследить по одному из его писем. Невероятно, но письмо о снятии санкций с импортеров газа практически повторяет письмо того же автора, которым эти санкции предлагалось ввести. Аргументация поражает: “23 февраля СБУ сообщила МЭРТ, что первичные данные о правонарушениях, которые совершают импортеры и их контрагенты, доказаны частично, а причастность субъектов хозяйствования к нанесению вреда интересам Украины не доказана”. При этом в письме уже ни слова о финансировании терроризма – лишь о занижении таможенной стоимости, использовании офшоров и других шаблонных обвинениях, также не имеющих ничего общего с реальностью.

Выходит, что СБУ признала свою ошибку: подтверждений необходимости санкций нет. Иными словами, дестабилизация стратегически важного рынка моторных топлив и многомиллионные убытки – все из-за неподтвержденных подозрений и догадок следователей?

Более детального изучения компетентных органов требует в этом случае и позиция Минэкономразвития и торговли. Подписав отмену санкций, министерство по сути расписалось либо в некомпетентности, либо в причастности к организованному давлению на бизнес. В своем переполненном “страшилками” письме СБУ лишь рекомендует ввести санкции против импортеров газа, а одно из ключевых министерств лихо берет под козырек, намереваясь наказать украинские компании. Как только запахло жареным, МЭРТ во главе с Кубивым объявило, что роль ведомства сугубо техническая, мол, не имеем возможности возражать.

Однако юристы пострадавших компаний говорят, что МЭРТ имеет право на свое мнение и не обязано делать все, что ему говорит СБУ. Ведомство, в названии которого обозначена его главная цель, бездумно нанесло удар по тем, кто развивает экономику и торговлю. Или не бездумно?

Еще больше вопросов к таможне, основному инструменту блокировки импорта. Сейчас в судах продолжается ряд слушаний по искам импортеров против ГФС. Таможенники, снова-таки, прикрываются письмами следователей СБУ, которых начинают привлекать в качестве третьих лиц. Юристы импортеров говорят, что сотрудники СБУ активно пошли в суды, но не на заседания, а с черного хода, с требованием отложить рассмотрение “неудобных” дел на максимальный срок.

Как бы там ни было, но у таможни есть четко регламентированный срок на растаможку товара, несоблюдение этих сроков является прямым нарушением закона. Приграничные мытари понимают, что отвечать за проблемы с импортерами будет не СБУ, а они. Поэтому отмечены случаи серьезных осложнений “заболевания”: даже после снятия претензий со стороны спецслужбы Центральная энергетическая таможня продолжает придумывать новые причины затягивания растаможки грузов. Так, в Харькове под таможенным досмотром остаются три партии СУГ общим объемом 1155,85 т, срок простоя которых составляет 76-80 дней. По словам руководителя компании “Газтрон-Украина” Владислава Колодяжного, сотрудники ЦЭТ 54 дня не могли провести забор проб из-за отсутствия пробоотборников, а после успешного отбора образцов уже 21-24 дня длится их анализ. При этом даже после проведения всех исследований по одной партии таможня отказывается закрывать декларации. “По этим партиям все необходимые анализы – компонентный состав, плотность, сера, давление насыщенных паров и т. д. – были сделаны международной инспекцией SGS в порту разгрузки Черноморск и предъявлены с комплектом документов при таможенном оформлении. Непонятно, зачем нужны структуры, у которых обычная процедура определения компонентного состава занимает месяц, в то время как у независимых инспекций часы. Разве что для создания искусственных препятствий для работы”, – заявил директор “Газтрона”.

Еще один интересный момент: данный газ имеет казахстанское происхождение, тогда как в разгар работы по импортерам СБУ выдвинула удобоваримый тезис о подозрительных поставках из России. О каком финансировании терроризма при торговле казахстанским газом идет речь?

Простой на таможне вагонов со сжиженным газом на протяжении 80-110 дней (некоторые стоят и дальше) нанес грузовладельцам десятки миллионов гривен прямых убытков. Операторы справедливо полагают, что виновники этих проблем – СБУ и таможня – должны как минимум возместить финансовые потери. За чей счет будет компенсация за фокусы чиновников? Естественно, за счет налогоплательщиков.

А как оценить репутационные потери бизнеса? Пусть уже и отмененные, санкции МЭРТ ставят крест на привлечении зарубежного финансирования и надолго создают соответствующий шлейф в репутации бизнеса. Попробуй объяснить западным партнерам, что Министерство экономики ошиблось. В интересной ситуации оказался и глава администрации президента Украины Игорь Райнин, который со знанием дела публично обвинил “газовиков” в сотрудничестве с Сергеем Курченко и финансировании терроризма. Что-то не слышно главы канцелярии после того, как СБУ по сути опровергла свои же данные.

Достигнутые успехи в противодействии давлению на бизнес операторы рынка не склонны считать победой. Так, к этому давлению подключилась Нацполиция. Фигуранты “санкционного” списка уже получили от территориальных отделений полиции странные, по их мнению, запросы на предоставление развернутой информации об их деятельности за последние несколько лет.

“Подготовка ответа займет несколько недель, нужен дополнительный персонал”, – говорит один из получателей запроса. По имеющимся данным, ведомство Арсена Авакова разослало подобные “ориентировки” по всем регионам и работа по мониторингу участников топливного рынка станет постоянной.

Впрочем, после загадочного исчезновения нефтепродуктов Курченко, дело о которых ведет как раз МВД, странным интерес полиции к топливному рынку уже не выглядит. Как видим, количество интересантов делами топливного рынка только растет, так что расслабляться импортерам рано. Это во-первых. Во-вторых, нельзя опускать руки и потому, что СБУ не закрыла дело о “финансировании терроризма”, послужившее поводом для торпедирования импортеров. Это значит, что данный рычаг может быть снова задействован в любое время.

И главное. Несмотря на рассыпавшееся дело, никто из чиновников не привлечен к ответственности. Есть информация о массовых увольнениях в рядах таможенных инспекторов, на которых в итоге повесят ответственность за потери бизнеса, но в остальном подобная безнаказанность порождает соблазн попробовать еще раз. В профильных ассоциациях нефте- и газотрейдеров хотят инициировать изменения в законодательство, так как имевшая место ситуация вновь вскрыла огромное пространство для злоупотреблений и беззакония. Если этого не сделать, любой следователь СБУ сможет и впредь на основании каких-то догадок дестабилизировать стратегически важные рынки и одним письмом поставить под вопрос бизнес десятков компаний. А получив отпор, отзовет письмо и даже не извинится. (zn.ua/Химия Украины и мира)

Exit mobile version