Химия Украины и мира

Китай: Глава Китайской ассоциации производителей средств защиты растений (CCPIA) – о ситуации на рынке пестицидов

Несмотря на падение стоимости и объема экспорта пестицидов в 2016 г., доктор Сунь Шубао, глава Китайской ассоциации производителей средств защиты растений (CCPIA), считает, что самые трудные времена закончились и можно с оптимистичной уверенностью смотреть в 2017 г.

– Не могли бы Вы прокомментировать нынешнее положение дел в производстве пестицидов в Китае?

– Китай является мировым лидером по объемам производства пестицидов. По нашим данным, в Китае насчитывается более 2600 компаний-производителей пестицидов, из них около 600 в состоянии создавать новые виды продукции. Более половины объема производимых товаров экспортируется, а остальные находят сбыт на внутреннем рынке. Ввиду того, что экспорт играет доминирующую роль, китайская промышленность ориентируется в основном на требования зарубежных рынков. Надо отметить, что объемы производства пестицидов в Китае снижаются со второй половины 2014 г. Я думаю, что главными причинами этого являются падение урожаев зерна и падение цен на нефть. Фермеры, как умные и практичные люди, сокращали инвестиции в производство, поскольку цены на зерно снижались. Низкая цена на нефть – это палка о двух концах. Она может подстегнуть производство пестицидов, но может и потянуть вниз цены всей продукции химической промышленности, работающей для нужд сельского хозяйства. Кроме того, снижение цен на нефть тормозит рост промышленного производства биоэтанола, которое нуждается в поставках кукурузы и сахарного тростника в качестве сырья. В конечном итоге это вызывает накопление чрезмерных запасов кукурузы на затоваренных складах. С учетом дешевой генетически модифицированной кукурузы, импортируемой в страну, правительство Китая призывает фермеров изменить соотношение площадей высаживаемых культур в течение ближайших нескольких лет. Предлагается уменьшить площадь посадок кукурузы на 50 млн. му (3,3 млн. га) и поощрять увеличение площадей посадок сои, чтобы изменить структуру видов пестицидов, применяемых в Китае.

Правительство изменило свой подход к регулированию структуры посевов. Понимаете, несколько лет назад основная цель состояла в том, чтобы накормить собственное население сельскохозяйственной продукцией с площади 1800 млн. му (120 млн. га). Сегодня мы превратили эту бывшую стратегию в одну из главных составляющих нашей повседневной работы, которая гарантирует определенные посевные площади для риса и пшеницы, а размеры площадей для посадки других сельскохозяйственных культур регулирует уже рынок. Китай ежегодно импортирует более 80 млн. т соевых бобов из США и Латинской Америки, чтобы обеспечить страну пищевым маслом и кормами. Только представьте себе размер территории, необходимой для выращивания соевых бобов, урожай которых смог бы удовлетворить потребности населения Китая без импорта.

Говоря о главной тенденции в производстве пестицидов, я понимаю, что китайская пестицидная промышленность некоторым образом способствует снижению мировых цен на зерно, так как фермеры по всему миру используют нашу продукцию, предлагаемую по разумной цене. По крайней мере, по сравнению с ценами, предлагаемыми транснациональными компаниями. Наша ценовая политика снижает себестоимость урожая для фермеров, делает зерно дешевле. Правда, в конечном итоге это приводит к более слабому спросу на пестициды. Но именно спрос и предложение регулируют рынок, я надеюсь, что китайская промышленность по производству пестицидов преодолеет существующие сегодня проблемы быстрее, чем можно было бы ожидать.

Не секрет, что транснациональные компании приобретают технологии и даже рецептуры составов примерно у трех десятков китайских производителей. Они обязаны регулярно проверять продукцию своих поставщиков на соответствие требованиям по безопасности для окружающей среды, чтобы обеспечивать непрерывность производства. Любые потенциальные ЧП, такие как протечки, взрывы, могут разорвать цепочку поставок и нанести вред процессу закупок. Строго говоря, жесткие стандарты на поставляемую нами продукцию идут нам на пользу.

Как известно, в целях соблюдения экологических стандартов местные органы власти иногда заставляют производителей закрывать предприятия, загрязняющие окружающую среду, независимо от того, крупные они или совсем небольшие. В Китае эти жесткие меры были применены, в частности, в отношении ряда крупных компаний. В качестве примера можно привести несколько малых и средних предприятий города Шицзячжуан в провинции Хэбэй, которые производили многие виды исходного сырья и промежуточных продуктов. После того, как распоряжение о закрытии предприятий вступило в силу, дальнейшее поэтапное производство пестицидов могло бы пострадать, поскольку поставщики сырья были закрыты. Такие компании, как Wynca и Jiangshan, обычно были в состоянии производить собственный глицин, но они от этого отказались, потому что использование небольших компаний в качестве поставщиков сырья оказалось более выгодным. Таким образом, иногда оказание давления на предприятия в интересах соблюдения экологических требований фактически приводит к некоторым негативным последствиям для отрасли.

– В соответствии с пятилетним планом правительство Китая стремится на 30% сократить число компаний по производству средств защиты растений. Пока этот процесс идет очень медленно. Будет ли достигнута поставленная цель?

– Действительно, предложение о снижении числа компаний-производителей средств защиты растений на 30% было инициировано Китайской ассоциацией производителей СЗР и затем поддержано правительством. В стране много небольших производств, что не является позитивной тенденцией для нашей промышленности по производству пестицидов, так как возникают сложности в обеспечении стабильности качества продукции. Снижение количества компаний на 30% является одной из задач 13-й пятилетки (2016-2020 гг.). Думается, что мы движемся в правильном направлении, уже заметны некоторые сдвиги к лучшему. Так, Министерство промышленности и информационных технологий не выдало ни одного разрешения на открытие нового предприятия по производству пестицидов в течение последних двух лет. Взамен рекомендуется проводить слияния и поглощения предприятий, если компании хотят расширить ассортимент или начать выпускать новый продукт.

– Какова цель столь строгих мер по соблюдению экологических норм? Значит ли это, что таким образом идет сокращение числа мелких производителей? Каковы будут последствия для крупных игроков на рынке?

– Меры, направленные на обязательное соблюдение экологических нормативов, объективно влияют на поощрение слияний и поглощений производителей пестицидов. В соответствии с программой мер по защите водных и воздушных ресурсов страны Китайская ассоциация производителей средств защиты растений и Министерство охраны окружающей среды 2013 г. проверили крупные компании, которые производили глифосат. Проверка привела к резкому взлету цен на глифосат, поскольку закрылся ряд заводов, где он производился. Тем не менее, я надеюсь, что экологические проверки будут проводиться регулярно, а не время от времени. Моя логика такова, что мелкие производители, не располагая возможностями соблюдать строгие экологические нормы, будут не в состоянии выживать в случае усиления мер контроля и административного воздействия со стороны властей. В то же время крупные предприятия, отлаживая свое производство с учетом соблюдения требований по охране окружающей среды, будут воспринимать даже самый жесткий контроль как целебное средство в борьбе за повышение качества продукции.

Я уже был свидетелем нескольких слияний и поглощений в Китае, но их влияние на китайский внутренний рынок пестицидов оказалось не особенно заметным в отличие от последствий для рынка сбыта продукции транснациональных компаний. Хотя, надо отметить, что и в Китае такие процессы не всегда проходят гладко. Известна попытка приобретения компании Jiangsu Changlong компанией Nantong Jiangshan, которая не увенчалась успехом из-за несоответствия продукции Changlong экологическим нормам и негативного отношения акционеров Nantong Jiangshan к намечавшейся сделке. (Инфоиндустрия/Химия Украины и мира)

Exit mobile version