Современная парфюмерно-косметическая промышленность – одна из самых важных отраслей мировой химической индустрии, выделяющаяся масштабами, высокой динамикой развития и наукоемкостью. К специфике этой отрасли относятся: потребительский характер продукции, ориентированной на удовлетворение повседневных нужд человека; транспортабельность; высокая вовлеченность во внешнюю торговлю.
Анализ торговых потоков парфюмерно-косметической продукции показал, что в мировой торговле значительно выросла роль развивающихся стран. С 1990 г. по 2015 г. их доля в мировом экспорте парфюмерно-косметической продукции увеличилась с 8,8% до 30%, а в мировом импорте – с 17% до 46,3%. Доля стран-лидеров в мировом экспорте парфюмерно-косметической продукции, %: Франция – 17,5; США – 10,5; Германия – 8,3; Ирландия – 7; Италия – 4; Сингапур – 3,9; Испания – 3,6; Китай – 3,6.
Все более значимыми рынками сбыта становятся страны Азиатско-Тихоокеанского региона, Юго-Восточной и Южной Азии, выделяющиеся высокими темпами экономического роста. В 2015 г. на их долю пришлось порядка 35% мирового потребления парфюмерно-косметической продукции против 20% в 2000 г. Еще более высокие темпы роста спроса на товары отрасли наблюдаются на Ближнем Востоке.
В целом доля развивающихся экономик в мировом потреблении парфюмерно-косметической продукции неуклонно растет. В связи с этим наблюдаются закономерные изменения в географии мировых торговых потоков отрасли. Если ранее экспорт преимущественно осуществлялся между промышленно-развитыми странами, зачастую в рамках “домашнего региона”, то в последнее время он идет из промышленно-развитых стран в развивающиеся и с переходной экономикой.
На фоне повышения роли удаленных рынков, в т. ч. стран Восточной, Юго-Восточной и Южной Азии, а также Ближнего Востока, наблюдается относительное снижение значения “классических” поставщиков парфюмерно-косметической продукции, таких как Франция, Великобритания, Германия, Италия, Испания, Швейцария и др. Главной причиной этого стал быстрый рост спроса на парфюмерно-косметическую продукцию в азиатских странах при относительно медленном в европейских.
Для крупных экспортеров за пределами Европы – в Азии (Китай, Япония, Южная Корея, Индия), в Северной Америке (США), а также в Латинской Америке (Бразилия, Мексика и Аргентина) характерна обратная тенденция: повышение роли внутрирегиональных, т. е. ближних рынков сбыта, на фоне относительного снижения значения удаленных внешнерегиональных. Помимо отличий в темпах роста спроса в разных регионах важную роль в распределении торговых потоков продолжает играть фактор расстояний (“трение пространства”).
Таким образом, ключевыми тенденциями развития мировой парфюмерно-косметической промышленности являются, во-первых, стремительный рост спроса на косметическую продукцию в развивающихся странах, во-вторых, увеличение числа стран, специализирующихся на поставках косметики на международный рынок, в первую очередь за счет стран Азиатско-Тихоокеанского региона. (Т. Гладенкова, МГУ им. М. В. Ломоносова, intercharm/Химия Украины и мира)