В апреле активизировалась борьба против преступных схем в титановой отрасли с участием государственных предприятий. Так, если ранее порядок пыталось навести только НАБУ (без особых успехов), то сейчас к данному процессу подключилась Военная прокуратура Южного региона.
В частности, она обратилась к Министерству экономического развития и торговли (МЭРТ) с предложением ужесточить санкции в отношении компании Ukrainian Chemical Products (ранее – “Крымский титан” Дмитрия Фирташа) в виде временной остановки внешнеэкономической деятельности (ВЭД). По всей видимости, в прокуратуре решили, что введенный с ноября 2015 г. индивидуальный режим лицензирования ВЭД Ukrainian Chemical Products недостаточно суров, поскольку компания, по данным СМИ, продолжает отправлять в АР Крым титановое рудное сырье, что запрещено и вредит интересам национальной экономической безопасности Украины. В этой схеме нельзя обойтись без ГП “Объединенная горно-химическая компания” (ОГХК), которая владеет государственными Вольногорским ГМК и Иршанским ГОК. Эти предприятия ранее были в аренде у Group DF, но осенью 2014 г. были возвращены под госконтроль. Тем не менее, похоже, что сложившаяся кооперация не пропала и даже в конце прошлого года вышла на новый уровень. Так, по данным СМИ, в декабре 2016 г. ОГХК запустила новую схему продажи титанового сырья ЗАО “Крымский Титан” (Армянск, Крым) в обход санкций. Поставка осуществляется через турецкую логистическую фирму Burkont Lojistik. На сайте marinetraffic.com в открытом доступе можно проследить судьбу двух сухогрузов ANITTEPE S и BLUEFISH, отправленных ОГХК в Турцию. Их путь пролегал от украинского порта Одесса, далее на турецкий порт Самсун с последующей транспортировкой в российский порт Новороссийск.
В Турции нет ни одного производства, которое было бы заинтересовано в сырье ОГХК. А вот от Новороссийска до Армянска есть налаженный маршрут. Таким образом, можно сделать вывод, что, скорее всего, государственная компания может обходить постановление Кабмина об ограничении торговли на временно оккупированной территории. К тому же кроме Крыма ОГХК, вероятно, осуществляла поставки и в части оккупированной Донецкой области. Об этом свидетельствует обнародованная НАБУ аудиозапись, в которой один из подозреваемых обсуждает возможность поставки сырья на эту территорию, опять же через отработанных трейдеров. Реакция НАБУ не заставила себя долго ждать. Уже в январе 2017 г. Бюро задержало руководителя ОГХК Руслана Журило по обвинению в хищении более 300 млн. грн. через фирмы Bollwerk и Adelis Trade LLP. Но к марту в отношении госкомпании пришла оттепель – сумма залога для Журило была снижена со 100 до 12 млн. грн. и он был выпущен на свободу, хотя и с электронным браслетом.
Похоже, что уголовное производство НАБУ и трехмесячное заключение Журило не мешают компании продолжать продавать государственное сырье на экспорт через “фирмы-прокладки”. При этом в деле остаются все те же Bollwerk и Adelis Trade LLP. И это несмотря на укрепление санкционного направления. Как ранее писали СМИ, осенью прошлого года компания Дмитрия Фирташа ООО “Титановые инвестиции” оказалась под санкциями, которые ввела Украина против российских предприятий и граждан. Компания “Титановые инвестиции” зарегистрирована в середине июня 2014 г. в Москве. После аннексии Крыма Фирташу пришлось подстраиваться под российское законодательство, чтобы избежать потери крымских активов. Фирташу в Украине принадлежит ООО “Валки-ильменит”. Эта компания продавала сырье для “Титановых инвестиций”, которая, в свою очередь, завозила его в Крым, в частности через порт Кавказ. Но после введенных санкций такая схема стала невозможной, поэтому пришлось прибегнуть к помощи ОГХК, которая, похоже, с радостью подставила свое плечо Фирташу. В публичной плоскости Журило неоднократно заявлял, что не будет вступать в открытую конфронтацию с бывшим титановым монополистом Фирташем, а нынешняя крымская схема только подтверждает плотное сотрудничество с олигархом.
Еще одним из аргументов в пользу этого бизнес-союза с российским налетом является затягивание с созывом общих сборов в ООО “Запорожский титано-магниевый комбинат”. Еще более двух лет назад управляющий пакет акций на этом предприятии был передан государственной ОГХК, но смены менеджеров Фирташа до сих пор не произошло. По данным СМИ, с мая 2016 г. госкомпания пытается принудить компанию Tolexis Trading Limited (через которую осуществляется контроль актива Фирташем) в судебном порядке к созыву общих сборов для утверждения нового руководства. Затягивание можно было бы списать на несовершенство украинской законодательной системы. Но фактически перенос рассмотрения дела на сентябрь 2017 г. состоялся из-за того, что якобы истец (ОГХК) не может выполнить перевод и нотариально заверить пакет поданных ими же судебных документов. Кроме того, что в штате госкомпании, которая занимается экспортом сырья, не нашлось компетентного англоговорящего сотрудника, ОГХК сослалось на то, что данные затраты не утверждены МЭРТ в финансовом плане предприятия.
Таким образом, по формальной причине государство до сих пор не восстановило контроль над крупным промышленным предприятием. Причиной тому может быть тесное взаимовыгодное сотрудничество Руслана Журило и Дмитрия Фирташа. Кстати, о финансовой стороне работы ОГХК. Как одним из важнейших показателей собственной эффективности команда Журило озвучивает суммы выплаченных налогов. Так, по данным пресс-службы, ГП в 2016 г. выплатила 675,5 млн. грн. налогов. По данным сайта OpenDataBot, который собирает информацию из открытых государственных реестров, по состоянию на 1 марта 2017 г. ОГХК имеет налоговую задолженность в 587,5 млн. грн. Объяснение может крыться в нарастающем долге “прокладки” Adelis Trade LLP перед госкомпанией. Согласно постановлению №760/2891/16-к в Едином госреестре судебных решений, по состоянию на 31.07.2016 задолженность Adelis Trade LLP перед ОГХК составляет $6,679 млн. с просрочкой более 90 дней. В том же постановлении говорится, что опосредованным собственником компании-должника выступает служебное лицо ГП “ОГХК”. Таким образом, похоже, что за три прошедших месяца сумма хищений государственных средств в 301,5 млн. грн. успела подрасти, а организаторы и конечные выгодополучатели незаконных схем до сих пор на свободе. (РБК-Украина/Химия Украины и мира)