Химия Украины и мира

Россия: Нефтепереработка как зеркало экономики

Переработка на нижегородском и татарстанских нефтеперерабатывающих заводах за 2016 г. выросла незначительно. Эксперты объясняют это сложной ситуацией в экономике, падением доходов населения и спроса на бензин. По дизельному топливу картина немного лучше: производственный сектор, использующий данный ресурс для автотранспорта, просел в меньшей степени.

Показатели производства. “ЛУКойл-Нижегороднефтеоргсинтез” (Кстовский НПЗ, Нижегородская обл.) и комплекс нефтеперерабатывающих и нефтехимических заводов “ТАНЕКО” (Татарстан) рапортуют о росте переработки в 2016 г. Как сообщили в пресс-службе Кстовского НПЗ, по итогам 2016 г. объем переработки нефтяного сырья составил 15,5 млн. т (14,1 млн. т нефти и газового конденсата, 1,3 млн. т привозного вакуумного газойля). Это выше показателя 2015 г. на 2,3%: тогда было переработано 15,1 млн. т сырья (14,6 млн. т нефти и газового конденсата и 0,5 млн. т привозного вакуумного газойля). Производство автобензинов на Кстовском НПЗ в 2016 г. составило 4,1 млн. т, что на 0,7 млн. т выше, чем годом ранее. Основная причина столь существенного роста – ввод в эксплуатацию в середине 2015 г. установок каталитического крекинга. А вот производство дизельного топлива практически не изменилось и составило 3,7 млн. т. Комплекс нефтеперерабатывающих и нефтехимических заводов “ТАНЕКО” за 2016 г. переработал 9,53 млн. т сырья, увеличив переработку по сравнению с предыдущим годом на 2,5%. Было произведено 9,09 млн. т нефтепродуктов (прирост на 2,1%). Компании “Роснефть” (в ее состав входит “Башнефть”, объединяющая несколько НПЗ Башкортостана) и “ТАИФ-НК” (комплекс из нефтеперерабатывающего завода, завода бензинов и производства по переработке газового конденсата в Татарстане) не ответили на запросы. Однако ранее “Башнефть” сообщала, что по итогам 2016 г. снизила чистую прибыль по МСФО на 12,7% до52,03 млрд. руб. Выручка компании за 2016 г. уменьшилась на 3% до 593,07 млрд. руб., в том числе от реализации нефти и газа, нефтепродуктов и продукции нефтехимии на 3,2% до 587,7 млрд. руб.

“Обратные акцизы” помогут? Аналитик по товарным рынкам компании “Открытие Брокер” Оксана Лукичева говорит, что отрицательное влияние на переработку нефти в России с 2015 г. оказывает проведение налогового маневра, при котором экспортная пошлина сокращается, а акцизы на топливо увеличиваются. Также влияет и резкое снижение мировых цен на нефть. “В результате проведения налоговой реформы маржинальность российской нефтепеработки к 2017 г. упала до нулевых значений. При этом произошло усиление деятельности ФАС и прочих регулирующих органов, следящих за сохранением сравнительно низких цен на нефтепродукты в рознице, то есть у производителей не получается переложить затраты на конечного потребителя, – поясняет она. – Соответственно, на внутреннем рынке нефтепродуктов страны к началу текущего года сложилась крайне тяжелая ситуация как для крупных, так и для независимых переработчиков и трейдеров. Свободные поставки топлива ограничены, крупные перерабатывающие компании стараются не превышать обозначенные регуляторами объемы”.

Главный научный сотрудник Центрального экономико-математического института РАН, экс-глава комитета по энергетике Госдумы Иван Грачев добавляет, что спад либо нулевой рост ВВП в стране обязательно отражается на энергетических показателях, в том числе и на работе НПЗ. По его словам, поскольку экономика страны практически не росла, естественно, что это сказалось и на итогах работы нефтеперерабатывающих предприятий, которые незначительно нарастили либо снизили производство. Для стимуляции нефтепереработки Минэнерго России заявило о возможном введении отрицательных акцизов на нефтепродукты, так называемых “обратных акцизов”. Как пояснил замглавы Минэнерго Кирилл Молодцов, предполагается возвращать акцизы с объемов нефти, которые идут на переработку.

Меньше бензина. По данным Росстата, отгрузка бензина нефтеперерабатывающими заводами в ПФО за 2016 г. составила 7,45 млн. т, что на 0,8% меньше, чем в 2015 г. Большая часть отгруженного бензина пришлась на заводы Башкортостана – 1,35 млн. т с ростом на 1,4%. В Татарстане отгрузка составила 1,05 млн. т (снижение на 3,2%), в Нижегородской области – 896,7 тыс. т (минус 3,3%). А вот отгрузка дизельного топлива по округу выросла на 8% до 6,73 млн. т. В том числе на башкирские заводы пришлось 905,2 тыс. т (плюс 11,1%), татарстанские – 1,75 млн. т (плюс 20,6%). Нижегородская же область показала снижение на 14,7% до 479,5 тыс. т. В Нижегородской области, по данным органов статистики, за 2015 г. выручка от продажи бензина на АЗС составила 36,7 млрд. руб., в 2016 г. – 37,3 млрд. руб. Учитывая повышение цен на бензин (по данным Росстата, с 34,74 руб./л в декабре 2015 г. до 36,05 руб. в декабре 2016 г.), реального роста фактически не произошло. Скорее, можно говорить даже о падении его реализации в рознице.

Лукичева из компании “Открытие Брокер” говорит, что внутреннее потребление нефтепродуктов в России немного сократилось в 2016 г. по сравнению с 2015 г. – снижение составило 0,3%. Предельная же емкость рынка бензина составляет 35-35,5 млн. т. Внутреннее потребление дизтоплива выросло на 3,3% до 32,137 млн. т.

Ведущий аналитик ГК TeleTrade Марк Гойхман добавляет, что в 2016 г. в России наблюдались низкие темпы роста в основных отраслях – промышленности (1,1%), транспорте (1,8%), и даже отрицательные, например в торговле (минус 5,2%), услугах населению (минус 0,7%). Кроме того, на 5,6%снизились реальные доходы населения. “Это предопределило общие ограничения на использование топлива для производственных и личных целей, что прямо отразилось и на нефтепереработке НПЗ Приволжья”, – резюмирует он. По мнению аналитика, в большей степени это коснулось бензина, который используется в первую очередь в легковом автотранспорте: именно опережающее падение личных доходов людей заставляло меньше пользоваться автомобилями. “По дизтопливу картина немного лучше во многом потому, что производственный сектор, в основном использующий данный ресурс для автотранспорта, просел в меньшей степени”, – поясняет Гойхман.

Прогнозы. По мнению экспертов, в текущем году ситуация на приволжских НПЗ, скорее всего, изменится к лучшему. Гойхман напоминает, что происходит ослабление инфляции, стабилизация курса рубля, прогнозируется прекращение падения реальных доходов населения, рост экономики в целом. “Соответственно, вероятно увеличение спроса на бензин, дизтопливо и, в частности, на продукцию приволжских НПЗ”, – резюмирует он.

Лукичева говорит, что на объемы переработки нефти в России в этом году прежде всего будет влиять налоговая политика. “Если произойдут изменения в налогообложении, о которых много говорится, и они будут стимулировать рост переработки и производства бензина и дизтоплива, то мы будем наблюдать этот рост”, – считает аналитик.

Грачев добавляет, что поскольку в России начался небольшой экономический рост, а страна “заточена под нефть”, то можно прогнозировать дальнейший рост производства и финансовых показателей российских НПЗ.

На ремонт. Между тем, НПЗ приступают к ремонтным работам. Так, компания “Татнефть” начала плановый капитальный ремонт нефтеперерабатывающего завода “ТАНЕКО”, сообщила пресс-служба НПЗ. Ремонтные работы на технологических установках планируется провести с 15 апреля по 21 мая 2017 г. В этот период предполагается выполнить комплекс мероприятий для обеспечения длительной, безопасной и надежной работы технологического оборудования комплекса.

Грачев напомнил, что ремонт планируется и на нефтеперерабатывающих предприятиях “Башнефти”, где Ростехнадзор выявил множество нарушений. “Башнефть” планирует вложить 25 млрд. руб. в их устранение и проведение модернизации. По мнению Грачева, в 2017 г. Кстовскому НПЗ будет сложно наращивать объемы производства в связи с завершением в этом году ремонтов близлежащих НПЗ – Московского и Ярославского. Мощности этих заводов возрастут после выхода из плановых ремонтов. Как сообщила пресс-служба АО “Газпромнефть-МНПЗ”, на площадке Московского НПЗ, где также идет ремонт, уже завершены основные работы и технологические объекты проходят испытания. В результате на 20% увеличится мощность установки каталитического крекинга, предназначенной для производства компонентов высокооктановых бензинов экологического стандарта Евро-5. На 16 п. п. возрастет эффективность ключевого объекта завода – установки первичной переработки нефти. (nangs.org/Химия Украины и мира)

Exit mobile version