Химия Украины и мира

Россия: Рынок стройматериалов беззащитен перед процессами, происходящими на рынке недвижимости

В начале апреля правительство РФ утвердило план мероприятий в рамках Стратегии развития промышленности стройматериалов (утверждена в 2016 г. на период до 2020 г. и перспективу 2030 г.). Программу замещения импорта разработал Минпромторг. Ключевой момент – снижение цен за счет строительства собственных производств, а также внедрения инноваций на существующих.

Но это перспектива. А что происходит на рынке строительных материалов сегодня?

Главный фактор влияния на рынок стройматериалов – рынок недвижимости. Объемы реализации падают здесь с 2015 г. В начале марта аналитический центр “Эксперт” и журнал “Эксперт-Урал” подвели итоги строительного рынка региона в 2016 г. Общий объем ввода снизился в сравнении с 2015 г. на 13% до 11,7 млн. кв. м. Единственным субъектом, показавшим существенный прирост, оказалась Курганская область (+20%), однако этот результат – следствие провала почти в 40% относительно 2014 г. Сегмент многоквартирного жилья по вводу сжался на 10%, активнее остальных в Башкортостане: здесь объем сдачи упал на 21% – с 1,12 млн. до 883 тыс. кв. м.

В невеликом плюсе Курганская область и Удмуртия, 10%-ный прирост Прикамья (с 680 до 745 тыс. кв. м) на этом фоне выглядит поистине чемпионским. Сфера индивидуального жилищного строительства в 2016 г. по вводу просела на 16,5% – с 5,8 до 4,9 млн. кв. м. Вниз ушли все территории, кроме Зауралья (+31%) и Башкортостана (15,5%).

«Средняя картина по России отрицательная. В 2015 г. рынок сократился на 11%, в 2016 г. – на 12%, – оценивает ситуацию в целом генеральный директор исследовательской компании MAR CONSULT (Москва) Дмитрий Шиманов. – Дыхание кризиса рынок стройматериалов почувствовал на себе не сразу: с тучных лет сохранился неплохой задел. Но возведенные квадратные метры сдавались, а новых – не прибавлялось».

«Сейчас проекты постепенно завершаются, а новых инвестиций немного», – свидетельствует генеральный директор корпорации “ТехноНИКОЛЬ” Владимир Марков.

«2016 г.для рынка строительных материалов был одним из самых трудных, это связано с рядом факторов: снижением объемов строительства, сокращением кредитования строительной отрасли, ростом цен на строительные материалы, замедлением темпов производства строительных материалов, – подчеркивает заместитель директора направления “Оценка и финансовый консалтинг” группы компаний SRG Ольга Фетищева. – Это привело к сокращению спроса в натуральном выражении на 5-10% по сравнению с 2015 г., сокращается трафик покупателей в магазинах, ритейлеры пересматривают ассортимент».

«Падение строительной отрасли негативно отразилось на сбыте продукции компании “Кнауф” в Уральском регионе. В условиях сокращения рынка обострилась конкуренция, как следствие, цены поползли вниз, при этом себестоимость продукции не уменьшилась, – говорит директор уральской сбытовой дирекции филиала ООО “Кнауф Гипс” (Челябинск) Алексей Турыгин. – Из-за нехватки средств строители стали все больше обращать внимание на цену, поступаясь при этом качеством. Сбыт различных видов продукции компании в регионе сократился примерно на 5-10% по сравнению с 2015 г. В этом году наметился перелом, продажи стали немного подрастать по отношению к первому кварталу 2016 г. К концу года надеемся иметь небольшой прирост».

Корреляция рынка сухих строительных смесей с рынком недвижимости очевидна, но нелинейна, отмечает руководитель отдела маркетинга и рекламы корпорации “КРЕПС” (крупный производитель сухих строительных смесей, производства расположены в Санкт-Петербурге и Арамиле) Константин Образцов: «В 2011 г. рост объемов сданного жилья составил 6,2% – это был первый год, когда жилищное строительство продемонстрировало позитивную динамику после кризиса 2008 г. Рынок сухих строительных смесей показал фантастический прирост в 21%. В следующие годы зависимость сохранялась: рынок недвижимости рос на 5-7-16%, производство сухих смесей – на 15-5-2% соответственно. В 2014 г. рынок недвижимости вначале замер, а потом медленно пошел вниз. В 2015 г. общий прирост по России составил 1,2%, а 2016 г. закончился падением на 6,4%. При этом отрицательные 6,4% складываются из разных суммируемых показателей. Например, из прироста объемов сданного жилья в Мурманской области на 148%. Казалось бы, можно отправлять туда эшелоны с клеем для плитки и штукатуркой, но увы. Этот прирост в натуральном выражении составляет всего 28 тыс. кв. м – один военный городок. Зато депрессивные явления в строительстве Уральского региона – падение на 23% в Екатеринбурге и области, на 28% в Челябинске – выражаются более чем в 5 млн. несданных квадратов».

«Кризис закалил производителей строительных материалов: рынок стал жестче и требовательнее, – итожит генеральный директор концерна Sika в России (международный концерн по производству материалов и технологий строительной химии; шесть заводов в России) Сергей Зюзя. – Компании, которые не смогли перестроить и оптимизировать за это время бизнес, были вынуждены либо уйти с рынка, либо стать частью более сильных игроков. В первую очередь это связано с тем, что крупных проектов, на которых держится основная часть рынка строительных материалов в сегменте b2b, было немного, а количество компаний, участвующих в тендерах, не уменьшилось».

Внутри обширного рынка стройматериалов ситуация неоднородна.

«При оценке рынка мы применили два параметра: качество и потребность. Стройматериалы делятся на изготовленные на заводах, прошедших техническое перевооружение, и на заводах, работающих по старинке. Первые качественнее и дороже. Вторые проседают», – комментирует исполнительный директор Союза предприятий стройиндустрии Свердловской области Юрий Чумерин.

Инфраструктурная волна и по сегментам рынка бьет неодинаково. По данным свердловского Союза стройиндустрии, относительно хорошо в 2016 г. были обеспечены заказами заводы сухих смесей, металлоконструкций и панелей, утеплителей, керамической плитки, керамогранита. Самое тяжелое положение – у заводов ЖБИ и стеновых материалов: их загрузка не превышала 50-60% от мощности. «Материалы, применяемые на этапе котлована, первыми чувствуют начало и завершение кризиса, так как прямо зависят от количества запускаемых проектов. Отделочные материалы ощущают его позже, так как начатое строительство надо завершать, но и выходят из кризиса позже, ожидая своей очереди в проекте», – указывает на логику Дмитрий Шиманов.

Именно в такой логике развивает производство “КРЕПС”: компания инвестировала в 2016 г. более 450 млн. руб. в производство в Арамиле. «Сравнительно небольшая доля рынка, которую мы занимаем, 7,5% в Уральском регионе против 20,8% по домашнему Северо-Западному федеральному округу, открывает большие возможности для развития, а кризисные явления имеют свойство уходить в прошлое», – полон оптимизма Константин Образцов.

Выход для производителей бетона и кирпича – освоение новых технологий. «По данным Свердловскстата, производство железобетонных изделий в Свердловской области снизилось на 34% в 2016 г. по сравнению с 2015 г. Несмотря на общее падение спроса, связанное с сокращением строительных проектов из-за недостатка финансирования, мы наблюдаем повышенный интерес застройщиков к нашей технологии строительства: заказчики все чаще предпочитают сборный железобетон, поскольку это значительно ускоряет и, соответственно, удешевляет процесс. Мощности нашего завода ЖБИ позволяют производить до 300 тыс. кв. м сборного железобетона в год», – говорит управляющий “ЛСР. Строительство – Урал” Виктор Елькин.

Еще одна очевидная тенденция – локализация зарубежных производителей. «Если компания хочет сохранить докризисную долю рынка, то для нее нет другого пути развития. Из-за девальвации рубля возить импортную продукцию, аналогичную производимой конкурентами на территории РФ, становится невыгодно. Поэтому большинство компаний стараются локализовать производство тяжелых и дешевых материалов, чтобы сократить издержки, связанные с логистикой. Как правило, они не нуждаются в высокотехнологичных компонентах и могут создаваться преимущественно из российского сырья. Этот тренд постепенно распространяется и на высокотехнологичные материалы, но это требует параллельного развития смежных отраслей способных поставлять более сложное сырье соответствующего качества, – говорит Сергей Зюзя. – Для Sika локализация – это часть глобальной стратегии компании во всех странах присутствия. Только за последние полтора года, на которые пришелся разгар кризиса, мы пустили в России три завода: производство сухих строительных смесей, добавок в бетон и поликарбоксилатных эфиров. В 2017 г. планируем открыть еще два производства в Лобне».

Строительная отрасль давно признана индикатором экономики в целом: она первая чувствует на себе влияние кризиса и она же первой начинает из него выходить. Производители стройматериалов и аналитики ждут положительных изменений с 2018 г. Фундамент закладывается.

«В 2017 г. продолжится снижение доли импорта стройматериалов. Импорт кирпича и цемента может приблизиться к нулю, при этом экспорт может стать значительным стимулом роста объемов продаж российских производителей. Переориентация каналов сбыта приведет к дальнейшему росту цен на отечественные стройматериалы до 25%. Темпы прироста рынка не превысят 1-1,5%, однако возможна и отрицательная динамика. Немного улучшит ситуацию со спросом строительство масштабных инфраструктурных проектов, приуроченных к чемпионату мира по футболу», – прогнозирует Ольга Фетищева.

«По итогам второго полугодия 2016 г. и первого квартала 2017 г. мы можем констатировать положительную динамику на рынке строительных материалов и позитивное настроение среди производителей. Мы ожидаем, что российский рынок будет восстанавливаться умеренным темпом со средним показателем роста 2-3% в год. Но при этом показатели могут как вырасти в течение года, так и снизиться – все будет зависеть преимущественно от цен на нефть и газ», – говорит Сергей Зюзя.

“ТехноНИКОЛЬ” ожидает от 2017 г. стабилизации рынка и, возможно, роста в районе 1-2%. «Взрывного увеличения темпов строительства пока ждать не приходится. Отрасль строительных материалов будут поддерживать программы капитального ремонта и увеличение внимания государства к проблеме энергоэффективности зданий», – отмечает Владимир Марков.

Аналитики надеются на возникновение отложенного спроса. «Снижение объемов строительства может создать дефицит предложения, а уменьшение спроса на квартиры, которое риэлторы наблюдали в 2015-2016 гг., – вызвать эффект отложенного спроса. Так было в 2011 г., когда после двух лет кризиса рынок вдруг ожил и испытал самый большой прирост с момента перестройки. Если это не произойдет в этом году, тем более вероятно, что бум спроса на недвижимость придется на 2018 г.», – надеется Дмитрий Шиманов.

Юрий Чумерин напоминает, что в 2008 г. резко взлетели цены и бизнес буквально гонялся за бетоном, не хватало утеплителя, кирпича, железобетона. “Вполне ожидаемо, что и в 2017 г. и в 2018 г. будет такая же ситуация”, – говорит глава профильного союза. (Эксперт Урал/Химия Украины и мира)

Exit mobile version