Химия Украины и мира

Украина: Искусственное занижение тарифов на услуги ГП “Укрхимтрансаммиак” может стать проблемой национальной безопасности

В Украине появилась очередное ноу-хау в сфере вывода средств из госпредприятий. Если раньше схема выглядела следующим образом: госпредприятия завышали тарифы, покупали на не конкурентных тендерах по завышенным ценам у подконтрольных продавцов комплектующие, горючее и т. п. и так набивались карманы чиновников, менеджмента госпредприятий и пр., то сегодня министерские функционеры принуждают эти самые госпредприятия занижать тарифы на услуги под конкретные компании, а те, в свою очередь, “не имеют границ своей благодарности”.

Именно по такой схеме на днях была достигнута договоренность между авиаперевозчиком-лоукостером Ryanair и министром инфраструктуры Владимиром Омеляном. От чего немой вопрос сразу появился у других работающих в Украине авиакомпаний и у аэропорта “Борисполь”. Первые теперь не понимают, отчего должны платить больше, если, оказывается, можно, как Ryanair, меньше, а аэропорт рискует превратиться из прибыльного госпредприятия (в 2016 г. оно сгенерировало 1,2 млрд. грн. прибыли) в убыточное. В ситуации с Ryanair и аэропортом “Борисполь” все-таки есть те, кто окажется в выигрыше – украинские пассажиры. Они, наконец, получат доступные услуги авиаперевозчика.

Реализация же подобной схемы на других государственных предприятиях наносит тотальный вред государству, бюджету и самим предприятиям. В первую очередь речь идет о ГП “Укрхимтрансаммиак”, искусственное занижение тарифов на услуги которого в самое ближайшее время может стать проблемой национальной безопасности.

“Укрхимтрансаммиак” – клубок проблем, которые не решаются. 21 октября 2016 г. В. Гройсман отстраняет от занимаемой должности и. о. директора ГП “Укрхимтрансаммиак” Виктора Полозова. Одновременно Министерство экономического развития и торговли объявляет конкурс по подбору нового руководителя предприятия. В результате даже называют имя победителя, который, правда, так и не занял свою должность.

Несмотря на это, спустя 4 месяца после формального увольнения предыдущего и. о. руководителя Кабинет министров Украины издает распоряжение о назначении нового исполняющего обязанности директора стратегически важного предприятия. Им становится заместитель директор “Укрхимтрансаммиака” по производственно-техническим вопросам Игорь Трегубенко.

На момент назначения нового руководителя на предприятии существует клубок нерешенных проблем. Например, решение Высшего административного суда Украины о признании незаконным повышение тарифа Министерством экономического развития (с $38 до $48), а это $24 млн., которые теперь нужно вернуть российскому “Тольяттиазоту”. Существование задолженности перед бюджетом в размере более 160 млн. грн. и Одесским припортовым заводом – 50 млн. грн. Не обеспечена и безопасность аммиакопровода. Оборудование трубопровода устарело и требует безотлагательной модернизации.

К бедам предприятия относится и методичное его разграбление, причем при активном участии россиян. Одним из самых свежих таких примеров можно назвать следующий факт. В декабре 2016 г. договорной объем транспортировки аммиака по трубопроводу через территорию Украины был полностью исчерпан. В связи с этим “Тольяттиазот” направляет письмо в адрес ГП “Укрхимтрансаммиак” с требованием транспортировать дополнительный объем, чего нет в условиях контракта, и получает от ГП “Укрхимтрансаммиак” отказ. После этого “Тольяттиазот” обращается в Международный коммерческий арбитражный суд при Торгово-промышленной палате Украины и выигрывает его. Что это означает? Теперь ГП “Укрхимтрансаммиак” должно уплатить $2,2 млн. в пользу “Тольяттиазот”. За 100 километров видны “взаимовыгодные” отношения между сторонами, суть которых сводится к выводу государственных средств из оборота ГП “Укрхимтрансаммиак” или, проще, обычное воровство.

Среди ключевых проблем ГП “Укрхимтрансаммиак” и убыточный тариф, который невыгоден “Укрхимтрансаммиаку”, но выгодный российской стороне (“Тольятиазоту”). При минимально необходимом на сегодняшний день тарифе в $58 за транспортировку тонны аммиака “Укрхимтрансаммиак” прокачивает за $38. Возникает вопрос, если при тарифе $48 предприятие выходило в ноль и денег не хватало на проведение необходимых комплексных мероприятий, обеспечение функционирования критически важных систем, то откуда возьмутся деньги, если цена снижена до $38 за транзит?

Отсюда выводы: предприятие хотят угробить, подорвав отсутствием финансирования его безопасность, или хотят загнать в долги и сделать банкротом, или просто беспощадно грабят, а, возможно, и все сразу.

Премьерская “премия” к зарплате от российских смотрящих. Именно решения перечисленных задач ожидало от Трегубенко предприятие и экспертное сообщество. Первоочередным, конечно же, было бы повышение тарифа как ключа к решению всего этого клубка проблем. Но, как оказалось на поверку, ожидания ожиданиями, а желание наживы и личного обогащения всегда на первом плане. И реализуется оно по лекалам описанным выше. Т. е. тариф на услуги специально устанавливается самый минимальный, а размер личной благодарности со стороны российского “Тольятиазота” не имеет границ.

Именно для воплощения в жизнь такой схемы, а не решения проблем стратегического предприятия, и назначил Владимир Гройсман Трегубенко главой ГП “Укрхимтрансаммиака”. Как сообщают источники, такой выбор стал результатом договоренности премьер-министра с российскими “кураторами по аммиаку”: владельцем российского “Тольяттиазот” Сергеем Махлаем и “кошельками” В. Путина братьями Роттенбергами. Эти господа на экспортной торговле аммиаком в год зарабатывают минимум $250-300 млн. (8 млрд. грн.) чистой прибыли. И делиться ими с Украиной в их планы не входит. Поэтому контролировать украинское предприятие для них крайне необходимо. И, желательно, чтобы оно было не прибыльным. “Сливки” собираются снимать не на территории Украины, а в России и многочисленных оффшорных компаниях. Поэтому они и дальше будут лоббировать убыточную для предприятия цену за прокачку. Хотя этот тариф уже сегодня должен составлять не менее $58 за 1000 км.

“Математика” договоренности россиян и Гройсмана следующая: Кабмин игнорирует необходимость пересмотра тарифа за транспортировку аммиака, оставляя его на уровне убийственных для предприятия $38, а за это их ежемесячно благодарят на $2 млн. (или $10 с каждой тонны). Согласитесь, неплохой “дополнительный заработок”. Кабмин во главе с Гройсманом такой расклад вполне устраивает. Не нужно “замазываться” с тендерами, откатами и пр. Ты сразу получаешь “кэш”.

Поэтому, реализуя этот план, буквально через два дня после упомянутого выше распоряжения о назначении Трегубенко, в “Укрхимтрансаммиак” заходят и смотрящие от россиян.

Среди них оказывается и такой интересный персонаж, как Денис Одд, он же Денис Шевчук, он же родственник судьи Конституционного суда Украины Станислава Шевчука. В свое время Денис Одд-Шевчук отличился тем, что был активным провайдером “русского мира” в Украине, заявляя, что “вместо нежизнеспособного политического проекта “Украина” надо построить новое, жизнеспособное государство Русь”. Теперь этот адепт Руси – смотрящий в государственном предприятии “Укрхимтрансаммиак” от россиян и без его ведома на предприятии сегодня не решается ни один вопрос. Заодно понятно, на что будут тратиться полученные от реализации схемы с минимальным тарифом прибыли.

В сложившейся с “Укрхимтрансаммиаком” ситуации Украина лишь теряет. Государство недополучает налоги, граждане – социальные выплаты и зарплаты, предприятие работает в убыток, не модернизируется и банкротится. Выигрывают же коррумпированные чиновники, россияне из окружения Путина и опекуны “русского мира”.

В то время, как максимум усилий направляется на поддержку военных в их противостоянии с российскими оккупантами, руководство правительства в лице премьер-министра договаривается с окружением Путина об откатах за контроль над стратегически важным государственным предприятием. Причем делает он это в том числе и для того, чтобы аккумулировать деньги для борьбы с украинским президентом.

Возникает вопрос и к СБУ, и к иным правоохранительным и антикоррупционным органам: как такое в принципе возможно и почему мы, страна с уникальным трубопроводом, должны ложиться под путинских олигархов и работать себе в убыток? (Аналитика Медиа/Химия Украины и мира)

Exit mobile version