В PAROC продолжают анализировать перспективы рынка строительных материалов в сегменте DIY, в том числе тренды, которые влияют и формируют направления развития. На саммите DIY & Household Retail Russia 2017 в Москве именно эти вопросы стали ключевыми для обсуждения такими игроками рынка, как «Леруа Мерлен», OBI, «СТД Петрович» и многими другими.
По мнению Таисии Селедковой, директора по маркетингу и коммуникациям PAROC в России, в 2017 г. этот сегмент не покажет значительного роста, на 1-2% – в основном за счет отделочных материалов и товаров для дома, в то время как потребление стройматериалов будет менее динамичным. “Это связано с продолжающимся сокращением объемов ввода индивидуальных жилых домов и увеличением доли квартир с отделкой на первичном рынке”, – считает топ-менеджер. Активный рост продаж строительных и отделочных материалов, продолжавшийся до середины 2008 г. и сделавший Россию самым привлекательным среди развивающихся рынков в мире, в последние годы из-за кризисных явлений потерял в динамике. “Наряду с девальвацией рубля, приведшей к подорожанию многих товарных позиций, особенно по импортной номенклатуре, сказалось и падение доходов населения. Произошло снижение потребительского спроса, стала актуальна сберегательная модель поведения, из-за которой люди преимущественно откладывали ремонтные работы или проводили их частями. С другой стороны, рынок DIY отреагировал и на общее падение объемов жилищного строительства, а также на рост доли жилья, сдаваемого с чистовой отделкой”, – говорит Таисия Селедкова.
По оценкам экспертов, в 2016 г. розничный рынок строительных и отделочных материалов, товаров для дома и сада сократился на 6%, что является рекордным показателем снижения за период с 2009 г. Особенно потеряли в объемах продажи строительных материалов – более чем 17%.
Среди трендов рынка DIY, за которыми внимательно следят и производители строительных материалов, Таисия Селедкова отмечает курс на импортозамещение и рост онлайн-продаж. “Ослабление рубля и снижение покупательского спроса обусловили рост доли товаров российского производства в ассортименте DIY-сетей, а также развитие собственных торговых марок (СТМ) на основе продукции местных производителей. Подобная политика позволяет оптимизировать цены и снизить зависимость от скачков валютного курса. Что касается СТМ, то подобный маркетинговый ход дает возможность ритейлерам увеличить маржинальность некоторых категорий товаров и уменьшить риски со стороны внешних производителей”, – полагает эксперт.
Другой ключевой тренд сегмента DIY – увеличение объемов интернет-торговли. “Расширение онлайн-продаж в ближайшие годы связано с укрупнением существующих игроков на рынке DIY, а также с выработкой новых стандартов сервиса: снижением стоимости и уменьшением сроков доставки, расширением ассортимента, развитием программ лояльности. Кроме того, на этот рост влияют и внешние факторы, например общий рост аудитории, покупающей в on-line”, – поясняет Таисия Селедкова. (INFOLine/Advis/Химия Украины и мира)