Минэнерго предложило правительству дать нефтеперерабатывающим заводам отсрочку по уплате акцизов на бензин до двух месяцев. По мнению ведомства, продолжающаяся модернизация крупнейших предприятий требует значительных вложений, поэтому для них стоит снизить налоговое бремя. Это также позволит сдержать рост цен на бензин. Идею уже раскритиковали в Федеральной антимонопольной службе (ФАС), где считают, что заводы можно было бы поддержать снижением акцизов.
Продолжающаяся в России череда модернизаций на крупнейших нефтеперерабатывающих заводах (НПЗ) вкупе с увеличением налогового бремени сделало многие НПЗ убыточными, говорил в начале мая замминистра энергетики Кирилл Молодцов. Чтобы не останавливать модернизацию и не допустить закрытия ряда заводов, Минэнерго направило в правительство предложения по поддержке отрасли. В пресс-службе ведомства подтвердили факт отправки документа.
Согласно предложениям ведомства, основным вариантом поддержки заводов может стать отсрочка уплаты акцизов на бензин. По действующему законодательству акциз уплачивается за каждую конкретную поставку в течение следующего за поставкой месяца. Нефтяники тратят довольно много средств на модернизацию своих заводов, поэтому тем НПЗ, кто соблюдает сроки модернизации, логично было бы дать право отсрочки по акцизам хотя бы на месяц или два, рассказал знакомый с предложениями министерства источник. По его подсчетам, с 2012 года нефтяники уже вложили в модернизацию более 0,9 трлн. рублей.
На бюджете отсрочка по уплате акцизов “ощутимо” сказаться не должна, уверены в Минэнерго. По словам собеседника в ведомстве, за предложения министерства высказываются все крупные нефтекомпании – владельцы заправок и НПЗ. Правительство получило предложения и проработает их в течение нескольких месяцев, сообщили в пресс-службе кабмина.
Акциз является косвенным налогом – помимо НДС – который нефтяники включают в цену топлива на заправке. Хотя объектом этого налога является именно автолюбитель, акцизы собираются не с реализующих бензин АЗС, а непосредственно с НПЗ. Во многом акциз выполняет еще и стимулирующую функцию – для низкоэкологичных классов топлива (ниже Евро-5) он выше, что побуждает переработчиков постоянно модернизировать производство и выпускать больше топлива пятого класса. Для государства же акциз является средством наполнения, в основном – дорожного фонда, и тратится на ремонт и строительство дорог.
Хотя нефтяники действительно включают величину акциза в стоимость бензина, это полностью не освобождает их от издержек, отметил заместитель генерального директора Ассоциации нефтепереработчиков и нефтехимиков Александр Шахназаров. Акциз уплачивается практически моментально, в то время как бензин продается не сразу. Кроме того, акцизы из года в год растут, в то же время цены на бензин движутся вверх гораздо меньшими темпами, это играет для НПЗ “в минус”, посетовал Александр Шахназаров.
«Искать средства на покрытие “кассового разрыва”, когда акциз ты уже уплатил, но бензин пока на АЗС не продал, им неоткуда, кредиты слишком дорогие. Если отсрочки не дать, нефтяники могут начать думать о повышении стоимости бензина», – предупредил он. По оценкам эксперта, налоги составляют порядка 60% в конечной стоимости бензина, в то время как добыча и переработка нефти – всего 20%.
Акцизы на нефтепродукты за 2016 год выросли на 71% на бензин и на 45% на дизель. Это вызвало отставание в модернизации у многих крупных НПЗ, что беспокоит Минэнерго, говорит ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков. В итоге, по оценкам Независимого топливного союза, доходность АЗС упала с 25-26% в 2007-2009 годах до 17-18% в 2015-2016 годах, а некоторые заводы и вовсе ушли в “минус”.
От проблем нефтяников мог бы избавить перенос уплаты акцизов с заводов на сами АЗС, весной Ассоциация нефтепереработчиков предлагала государству эту меру, но пока ответа не услышала, рассказал Александр Шахназаров.
Вряд ли будет принято и предложение об отсрочке уплаты акциза – субсидировать переработчиков ради выполнения соглашений о модернизации было бы странно, сказал начальник управления контроля ТЭК Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Дмитрий Махонин. «В моем понимании предложения пустые. Спрашивается, а где было министерство, когда перекраивали параметры уже действующего налогового маневра? Хотите поддержать заводы – требуйте снижения акцизов. Акциз все равно же перекладывается в стоимость бензина», – сказал чиновник.
Представители Минфина, Минтранса и Минпромторга воздержались от комментариев. (Rcc/Химия Украины и мира)