Химия Украины и мира

Россия: Закупки лекарственных препаратов для лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ) в I квартале 2017 года

По данным госпитального аудита фармацевтического рынка России, проводимого DSM Group, для нужд ЛПУ в I квартале было приобретено 203,9 млн. упаковок лекарственных препаратов на 45,9 млрд. руб.

“По сравнению с объемом закупок в первые 3 месяца 2016 г. в аналогичном периоде текущего года на закупку необходимых лекарственных препаратов для больниц было потрачено на 4,6% больше бюджетных средств, в результате чего объем закупленных упаковок возрос на 4,9%”, – отмечает эксперт фармацевтического рынка, генеральный директор DSM Group Сергей Шуляк. – Средневзвешенная цена за одну упаковку лекарственного препарата, закупаемого для нужд ЛПУ, в январе-марте 2017 г. составила 255 руб., что на 0,3% меньше, чем в первом квартале 2016 г. Это говорит о небольшой тенденции к снижению средневзвешенной стоимости одной упаковки лекарственных средств: 14 брэндов из ТОП-20 показали уменьшение цены. Максимальное снижение показал брэнд “Рибомустин”: в 2017 г. цена была на 35,6% ниже, чем в первом квартале 2016 г.”.

Традиционно доля российских препаратов в натуральном выражении значительно выше, чем в стоимостном. Нельзя оставить незамеченным значительное изменение структуры закупок: в I квартале 2016 г. на долю российских лекарственных препаратов приходилось 77% приобретенных упаковок, в аналогичном периоде 2017 г. на 4,6% меньше – 72,4%. При этом это сопровождалось укреплением позиции российских препаратов в стоимостном выражении: 34,1% в первые 3 месяца 2017 г. против 33% в январе-марте 2016 г. Основной вклад в рост закупок российских лекарственных препаратов в рублях в 2017 г. внесли препараты “Новотакс” (продажи брэнда в 1 квартале выросли на 160,1% в сравнении с аналогичным периодом 2016 г.), “Диаскинтест” (+132,1%), “Таксакад”(+119,4%), “Викейра Пак” (118,7%). Также в 2017 г. в закупки был включен брэнд “Гертикад” (за 3 месяца продажи составили 353,8 млн. руб.). Средневзвешенная стоимость одной упаковки импортного средства по итогам первых трех месяцев 2017 г. составила 537 руб., что на 18,3% меньше, чем в первом квартале 2016 г. Несмотря на рост цены российских лекарственных препаратов на 9,7%, она все равно значительно отстает (более чем в 5 раз) от стоимости на зарубежные ЛП и составляет около 106 руб. за одну упаковку.

Одной из тенденций, которая прослеживалась на протяжении всего 2016 г. и продолжилась в 2017 г., стало изменение в структуре закупок лекарственных препаратов доли дженериков в сторону увеличения. В стоимостном выражении наблюдалось снижение доли оригинальных препаратов в структуре закупок с 38,2% в I квартале 2016 г. до 35,7% в 2017 г. При этом в упаковках на оригинальные препараты приходится всего 5,7% от всех закупаемых лекарственных препаратов, что на 1,6% больше, чем в январе-марте 2016 г.

В сегменте госпитальных закупок лидером среди АТС групп первого уровня за I квартал, как и в прошлые периоды, по стоимостному объему является группа J: “Противомикробные препараты для системного использования”. Наиболее успешной группой по показателю темп прироста объема продаж стала наименее востребованная группа P: “Противопаразитарные препараты, инсектициды и репелленты” (+75,9%). Максимальные потери были отмечены у группы J: “Противомикробные препараты для системного использования” (-10,3%).

В рейтинге натуральных объемов продаж лидирует АТС группа первого уровня В: “Препараты, влияющие на кроветворение и кровь” с долей рынка 30,4%: за I квартал 2017 г. было закуплено 62,0 млн. упаковок лекарственных средств. Отметим, что в упаковках почти по всем группам АТС наблюдается увеличение объемов закупок. Наибольший рост был отмечен у группы P: “Противопаразитарные препараты, инсектициды и репелленты”: +170,5%. Максимальное падение наблюдалось у препаратов группы B: “Препараты, влияющие на кроветворение и кровь”: -15,8%

Рейтинг производителей в стоимостном выражении состоит в основном из иностранных компаний. Исключениями являются “Биокад” и “Верофарм”, которые по итогам закупок I квартала 2017 г. заняли 3 и 9 строчки соответственно. Первое место в рейтинге несколько периодов занимает компания Pfizer, хотя в 2017 г. госпитальные закупки препаратов данной компании снизились на 18,2% в рублях. Наиболее ярко проявила себя российская компания “Биокад”, которая поднялась с 18 места на 3 всего за год. Закупки средств данного производителя увеличились на 135%. Немалую роль в этом сыграли такие брэнды, как “Новотакс” (+160,1%), “Таксакад” (+119,4%), а также препарат “Гертикад”, который не участвовал в закупках в I квартале 2016 г.

На первое место в рейтинге брэндов по стоимостному объему закупок в I квартале 2017 г. вернулся препарат “Натрия хлорид”, который занял 2,8% рынка. Данный брэнд производится 41 компанией.

Лидером трех месяцев 2016 г. был брэнд “Превенар”, который из-за значительного падения объема в стоимостном выражении (-36,0%) опустился на одну строчку вниз. В упаковках также наблюдается сокращение объема закупок этого препарата на 34,9%. В результате сложившейся ситуации закупочная цена одной упаковки снизилась на 1,7% и составила около 1219 руб. Доля рынка данного брэнда в I квартале 2017 г. составила 2,3% в стоимостном выражении.

Лишь 3 брэнда из ТОП-10 показали рост закупок. Максимальный прирост показал “Клексан”: +17,7%, что дало возможность брэнду подняться на 6 позиций вверх.

Рейтинг брэндов по натуральным объемам закупок значительно отличается от ТОП-10 брэндов по стоимостным объемам. Здесь традиционно лидирует брэнд “Натрия хлорид”, который оставил далеко позади все остальные препараты, заняв почти 19% рынка госпитальных закупок. На втором месте брэнд “Глюкоза”, который производят порядка 36 заводов. “Мосфарм”, “Эском”, “Гематек” и “Медполимер” занимают свыше половины объема поставок “Глюкозы” в больницы. На третьем месте по упаковкам находится брэнд “Цефтриаксон” с долей рынка 3,2%.

Максимальный рост принадлежит препарату “Перекись водорода”: в I квартале 2017 г. ЛПУ закупили на 116,2% больше упаковок, чем в аналогичном периоде 2016 г. При этом наблюдается существенное сокращение объемов закупок в упаковках антибиотиков: брэнды “Цефотаксим” (-56,3%), “Цефтриаксон” (-39,8%). (gmpnews/Химия Украины и мира)

Exit mobile version