8 июня 2015 г. начался крупнейший в истории Украины пожар. Васильковскую нефтебазу компании БРСМ тушили почти неделю, сгорело около 20 тыс. т нефтепродуктов, или 8 железнодорожных составов. Продукты горения – бензопирены и канцерогены – ушли в воздух, воду, почву. Погибли 6 человек, полтора десятка спасателей и сотрудников терминала стали инвалидами.
Спустя два года виновные не наказаны, ущерб пострадавшим не возмещен. Каким бы невероятным ни казался тогда такой сценарий, виновникам трагедии, похоже, удалось откупиться, а дело фактически развалили.
В Киевской области продолжают работать десятки нефтебаз с массовыми нарушениями, включая нефтебазу БРСМ. Живет и ремесло, которое привело к Васильковской трагедии, – кустарное производство топлива.
Причины аварии установили практически сразу: на фоне пылающих резервуаров тогдашний премьер-министр Украины Арсений Яценюк, а также министр внутренних дел Арсений Аваков и глава ГСЧС Николай Чечеткин заявили, что пожар возник в процессе изготовления топливного фальсификата. Жертвы среди спасателей и растянувшееся на неделю тушение пожара – следствие многочисленных нарушений норм строительства и эксплуатации нефтебазы.
БРСМ поспешила заявить, что это был теракт. До этого “теракт” был и в апреле 2014 г. на АЗС компании в Переяславе-Хмельницком. Тогда погибли пять человек. “Причиной трагедии стал взрыв воздушно-газовой смеси вследствие утечки из проеденного коррозией трубопровода и накопления смеси в подвальном помещении станции”, – огласил итоги расследования глава Госгорпромнадзора Степан Дунас. Что касается теракта, то были проведены все возможные экспертизы – химическая, баллистическая, взрывопожарная и т. д., но ни одна из них не подтвердила эту версию. О теракте перестали говорить и в Василькове.
Сергей Здоренко, начальник нефтебазы КЛО, расположенной по соседству с базой БРСМ, одним из первых прибежал на место происшествия, оказывал первую помощь пострадавшим. “Побежали на базу БРСМ, а оттуда выскакивают 6-7 человек. Один из них обгоревший весь, в струпьях. Спрашиваю другого: что случилось? Тот отвечает, что оборвало шланг во время перекачки горючего, а провода на насосе голые были – бензин попал на них. Все сразу же загорелось. А у них (БРСМ) не было системы пожарной безопасности… Обваловки не было, системы пожаротушения как таковой тоже. Огнетушители чисто символически были. У них даже пеногенераторов нет на резервуарах”, – рассказал С. Здоренко.
Вторят очевидцу и чиновники. “Обваловки на базе не было, внешней системы тушения тоже, отсутствовали пенообразователи… Из-за расположения резервуаров на наклонной местности топливо лилось в пожарный водоем, его нельзя было использовать при тушении”, – заявил в ходе слушаний в Киевоблраде директор департамента гражданской защиты Киевской ОГА Игорь Аксенов. По его словам, первопричиной возгорания стало использование персоналом незащищенной перекачивающей мотопомпы, которая при перекачке топлива дала искру.
По мнению С. Дунаса, в Переяславе были нарушены практически все нормы безопасности, сам комплекс даже не был введен в эксплуатацию. Аналогичного мнения придерживается и Госслужба по чрезвычайным ситуациям, только уже по поводу Василькова.
Буквально за месяц до трагедии в Василькове пожарные составили акт по результатам проверки базы, выявив 52 нарушения. Как и переяславский комплекс, хранилище не было введено в эксплуатацию и не имело права работать, отмечается в отчете правительственной комиссии по итогам расследования причин аварии. Но почему нефтебаза не была закрыта? Ответа нет. За 15 лет БРСМ без разрешения контролирующих органов нарастила резервуарный парк в 15 раз до 28 тыс. кубометров. И это на территории, находящейся между воинской частью, напичканной ракетами и снарядами, и другой, еще более мощной, нефтебазой компании КЛО.
Однако это еще не все вопросы. В Переяславе-Хмельницком работает вторая нефтебаза БРСМ. Ее резервуарный парк не только больше, но и соседствует на одной площадке с мощнейшей в регионе газонаполнительной станцией БРСМ.
“Там (на нефтебазе БРСМ в Переяславе) аналогичные нарушения: недостаточное расстояние от резервуаров до насосных станций, не оборудован пожарный пост, отсутствует пенообразователь, нет замкнутой обваловки резервуаров, нет проездов для пожарной техники, нет систем раннего оповещения о пожарной безопасности”, – рассказал осенью 2015 г. представитель ГСЧС Руслан Буханец. Это также было предписано: устранение нарушений по сотне позиций.
Осуществил ли владелец базы необходимые мероприятия? Неизвестно, ведь под разными предлогами повторная проверка срывается.
О кустарном производстве в Василькове знали задолго до пожара. По железной дороге сюда поступало все необходимое: стабильный газовый бензин, октаноповышающие и антидетонационные присадки и многое другое (после потери Васильковской нефтебазы эти грузы переместились на новые терминалы компании в Казатине (Винницкая обл.), Гадяче (Полтавская обл., там же, по словам источников на рынке, есть перерабатывающие установки), Голованевске (Кировоградская обл.) и Переяславе-Хмельницком. Это тяжелая наследственность, видимо, передалась от Эдуарда Ставицкого, с которым участники рынка и СМИ неразрывно связывают БРСМ. Напомним, что свои первые серьезные деньги беглый экс-министр энергетики заработал на выпуске безакцизных смесевых бензинов.
БРСМ присущи две особенности. Первая – эта сеть АЗС продает топлива намного больше, чем закупает. Вторая – в корзине реализуемых на заправках бензинов 35% приходится на марку А-95, которую БРСМ не закупает ни по импорту, ни на внутреннем рынке. Только А-92. Откуда БРСМ берет недостающий продукт и бензин А-95? Вопросов много, особенно если сложить все объемы товарного топлива, сырья и компонентов, поступающих на нефтебазы БРСМ.
Пошатнулась привычная картина в 2016 г., когда объемы продаж и закупок резко сблизились. Но зачем БРСМ, как и годом ранее, закупила 41 тыс. т сырья и компонентов для выпуска моторных топлив? Обратим внимание на неадекватное снижение у БРСМ розничных продаж на 24,84% – рекордный для рынка результат. В среднем же по стране снижение составило 10,55%. В сети группы “Приват”, также работающей в низшем ценовом сегменте, падение составило 10,05%. Не исключено, что фискалы и органы статистики просто перестали видеть часть продаж – “бить” топливо мимо кассы без выдачи кассового чека было весьма распространенным явлением в прошлом году. Эффект достаточно ощутимый: с каждого проданного литра взимался “розничный” акциз – в среднем по году 1,2 грн.
Эксперименты со смешиванием топливных компонентов не прошли бесследно. В конце 2016 г. Генпрокуратура и Государственная фискальная служба обрушились на БРСМ, обвинив сеть в неуплате более 1 млрд. грн. налогов. Из 175 АЗС было закрыто до 100 комплексов. Это нашло отражение в статистике реализации: за 4 месяца 2017 г. объемы БРСМ рухнули вдвое, фактически сеть держится на станциях Киева и Киевской области, которые по неизвестным причинам избежали санкций проверяющих. Но и это не смогло сломить дух БРСМ: пускай и в меньших объемах, но поставки компонентов бензина продолжаются. По-прежнему в номенклатуре закупок БРСМ только бензин А-92 и ни тонны А-95.
“В ближайшее время результаты расследования будут оглашены, они будут впечатляющими” – пообещал А. Аваков в один из тех жарких дней в Василькове. Министр обманул. Не впечатляющими, а шокирующими стали для родственников погибших и для покалеченных спасателей эти два года. Сначала следователи затягивали расследование, как могли. А весной 2016 г. дело было разделено на два: в одном пострадавшими выступают семьи сотрудников нефтебазы, а обвиняемыми – четверо руководителей нефтебазы. Во втором деле потерпевшими выступают пострадавшие спасатели и их семьи, обвиняемыми… руководство ГСЧС.
“Логика следователей такова: за пострадавших сотрудников нефтебазы будут отвечать руководители нефтебазы, а в гибели пожарных виновно руководство ГСЧС, мол, не так гасили. То, что причиной пожара стало нарушение норм безопасности владельцем нефтебазы, во внимание, видимо, не принимается”, – говорит адвокат потерпевших Александр Мирошник. В результате БРСМ обезопасили от ответственности и выплат компенсаций пострадавшим, которых судья и прокурор синхронно отказались признать потерпевшими. Разумеется, это серьезно повышает шансы обвиняемых – руководства базы – выйти сухими из воды.
А что владельцы БРСМ? Они не фигурируют ни в одном из дел. Наказанием им пока стали потеря сгоревшего имущества ($20-25 млн.), упомянутая облава силовиков и распределение несчетного числа взяток всем и вся – от следователей и прокуроров до министров. Перепало и всякой “периферии”, например экологическим институтам. Один из них в прошлом году отрапортовал, что пожар не нанес вреда окружающим территориям, хотя там за 7 дней сгорело месячное потребление нефтепродуктов всей Киевской области. Расходы, похоже, большие, потому что ни копейки семьям погибших и покалеченных владельцы БРСМ, глубоко верующие люди, не дали. Видать, на то воля Божья. (Директор ООО “Консалтинговая группа А-95” Сергей Куюн, Зеркало недели/Химия Украины и мира)