Косметическая отрасль многообразна и обширна. Аналитические агентства ежегодно мониторят обстановку, дают прогнозы и сценарии развития, но забывают упомянуть о незримом рынке косметических ингредиентов, который является катализатором развития индустрии красоты в РФ.
Отдел маркетинга “Руссо Хеми” провел исследование этого рынка на территории России и получил интересные результаты.
Текущий INCI-лист насчитывает более 16000 позиций. Но нельзя просто воспользоваться этими данными для проведения исследования, ведь многие ингредиенты проявляют дуальный характер, их спектр применения не ограничивается одной областью.
Маркетологи пошли другим путем: отделили импорт от российской продукции и пришли к выводу, что до кризиса импорт составлял 70%, а в 2016 г. этот показатель упал до 55-58% в стоимостном выражении.
После отделения импортной продукции в структуре рынка они убрали наценку ритейлера и маржу производителя, а также выделили затраты на сырье из общей статьи расходов. И получили $400-455 млн. (импортное сырье + российская продукция). Российское косметическое сырье оцениваем в 4-6%. Разброс по объему рынка косметического сырья получился существенный, т. к. в расчет закладывались минимальные и максимальные показатели по каждому из пунктов ценообразования. Если же говорить о концентрации по выпуску косметической продукции, то лидирует ЦФО с долей рынка в 45-48%.
Вернемся к продажам. Косметический рынок России из года в год был стабильным, устойчивым и прибыльным. До 2015 г. Из-за девальвации российской валюты цены на импортируемые продукты заметно выросли. Стремление покупателей к экономии привело к падению спроса на товары даже топовых мультинациональных компаний и переходу на более доступные аналоги, что на руку российским производителям.
В 2015 г. отдел маркетинга “Руссо Хеми” анализировал ценообразование одного из сегментов косметической продукции. Стоимость конечной рецептуры должна была увеличиться на 26%, но прибавила только 14%. Где подвох, спросите вы? Компания “Руссо Хеми” как дистрибутор пыталась удерживать цены различными акциями и уникальными для рынка предложениями. Снижение маржи также имело большое значение. А производитель оптимизировал бизнес-процессы и играл на понижение, чтобы отпускная цена не бежала вслед за безжалостным курсом. В итоге российские косметические компании более мобильны и дружелюбны к конечному потребителю.
Благодаря сложившейся экономической ситуации покупатели смогли по достоинству оценить российских производителей. Несмотря на то, что клиенты привыкли к нынешним ценам и все чаще возвращаются к дорогим импортным брэндам, эксперты ожидают рост продаж в косметическом сегменте “mass-market” на 6-8% в 2017-2018 гг. (Ruhim/Химия Украины и мира)