Косметическая отрасль многообразна и обширна. Аналитические агентства ежегодно мониторят обстановку, дают прогнозы и сценарии развития, но забывают упомянуть о незримом рынке косметических ингредиентов, который является катализатором развития индустрии красоты в РФ.
В последние годы государство придает все больше значения решению экологических задач. Рынок товаров, в частности бытовой химии, тоже попал в поле внимания чиновников. В начале июня на площадке Петербургского международного экономического форума-2017 состоялась встреча специального представителя президента Российской Федерации по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта Сергея Иванова, руководителя Роспотребнадзора, главного государственного санитарного врача России Анны Поповой и представителей крупнейших производителей моющих и чистящих средств. В ходе мероприятия обсуждались вопросы снижения содержания фосфатов в моющих средствах для сокращения негативного воздействия на окружающую среду.
Так, по данным Роспотребнадзора, в последнее десятилетие отмечается ухудшение состояния водных объектов, используемых в питьевых и хозяйственно-бытовых целях, связанное с процессами эвтрофикации (“цветение” воды). Установлено, что большая часть фосфатов, содержащихся в коммунальных стоках, является следствием использования синтетических моющих средств, в которых содержание фосфатов доходит до 17%, в отдельных случаях до 30% (в соответствии с разрешенными нормами). Это достаточно высокий показатель, если сравнить его с европейским уровнем 2-4%.
“Помимо вреда окружающей среде фосфаты несут угрозу здоровью человека, – например, могут стать причиной аллергии и раздражения кожи у людей с повышенной чувствительностью. Поверхностно-активные вещества (ПАВ) благодаря фосфатам лучше проникают в волокна ткани и частично остаются в них после стирки, – поясняет Юлия Грачева, директор Экологического союза. – Во многих развитых странах, в том числе и европейских, безопасные заменители фосфатов применяются довольно давно. Самые распространенные аналоги – это цеолиты и дисиликат натрия. Международный опыт и практика отдельных российских компаний показывает, что сегодня достичь необходимого баланса между экологичностью и эффективностью без применения фосфатов и многих других вредных компонентов можно”.
Чтобы соответствовать международным нормам, Роспотребнадзор подготовил изменения в нормативы Евразийского экономического союза в части снижения количества фосфатосодержащих соединений в составе синтетических моющих и водосмягчающих средств до 1%.
Борьба с фосфатами за рубежом. В европейских странах внимание к экологичности товаров, в том числе и к бытовой химии, обусловлено развитой государственной экологической политикой. Так, ЕС поддерживает ряд комплексных решений: внедрение “зеленых” госзакупок, переход на альтернативные бесфосфатные вещества, улучшение очистки сточных вод, стимулирование использования товаров с экомаркировками – рыночного инструмента экологизации продукции.
В результате применения таких мер использование вредных компонентов в бытовой химии в европейских странах значительно сократилось еще с начала 80-х годов, а широкое внедрение моющих средств на основе безопасных заменителей (например, цеолитов) способствовало росту их популярности. В США фосфаты были вовсе запрещены для использования в средствах для стирки с 1990-х годов. А с 2010 г. 17 американских штатов запретили использовать фосфаты в моющих средствах для посудомоечных машин. Однако они все еще применяются в профессиональной среде.
В Экологическом союзе считают, что регулировать использование вредных веществ можно не только “сверху”, но и “снизу”, по инициативе самих производителей. Сейчас все больше компаний стремятся сделать свои продукты безопаснее потому, что видят растущий спрос на экотовары.
Тренд на экологичность. По данным последних исследований, российские покупатели более ответственно подходят к покупкам. Они скептически относятся к брэндам, внимательнее изучают, насколько продукты экологически безопасны. Таковы данные исследования компании Euromonitor International “Топ-10 мировых потребительских тенденций в 2016 г.”. Причем большинство респондентов (74%) при покупке в магазине обращают внимание на состав продукции, а 63% считают, что чем список ингредиентов короче, тем полезнее продукт. Это данные исследования компании Nielsen. По информации аналитического центра НАФИ, на натуральность товаров (без консервантов, красителей и другой “химии”) при покупке смотрят 53% опрошенных, на локальное производство 51%, а учитывают пользу для здоровья 50% россиян. 13-16% россиян отличаются осознанным потреблением товаров, например, ищут пометки “био”, “эко” или “органик”, а также отдают предпочтение продуктам в минималистичной упаковке.
Просветительские мероприятия Экологического союза для покупателей показывают, что многие современные домохозяйки уже хорошо подкованы по теме экологичности бытовой химии: понимают, в чем разница между анионными и неионогенными ПАВ, чем опасны фосфаты и оптические отбеливатели. Эксперименты блоггеров демонстрируют, что приставка “эко” “не снижает” эффективность очищающих гелей, порошков и жидкостей. Например, экосредства для мытья полов, сантехники, посуды, участвующие в таких сравнительных тестах, часто лучше справляются с загрязнениями, чем неэкологичные аналоги благодаря составам на основе энзимов и натуральных ПАВ.
Спрос на безопасную химию растет не только среди частных покупателей, но и среди компаний, имеющих экологическую политику. В основном это международный бизнес – отели премиум сегмента, банки, “зеленые” офисы.
“Пока на российском рынке бытовой химии экологичные средства больше всего представлены в сегменте импортной продукции – говорит Юлия Грачева. – Российская продукция – в меньшинстве. Поэтому ограничение применения фосфатов мы оцениваем как первый серьезный шаг со стороны государства по повышению экологической безопасности отечественной бытовой химии. Это будет стимулировать “экологическую” конкуренцию, так как интерес к “зеленому” позиционированию чистящих и моющих средств мы отмечаем даже среди небольших региональных предприятий, но не вся продукция “дотягивает” до экологичной. Если планка качества повысится для всех, значит, компании-лидеры, чтобы удерживать первенство, будут стремиться совершенствовать экологические характеристики своих брэндов, становясь, таким образом, еще одним ориентиром для целой отрасли”.
Экоориентиры для производителей. В вопросах повышения экологической безопасности продукции прогрессивные экоориентированные производители опираются сегодня на международный опыт и на стандарты добровольной экологической сертификации. Таких стандартов существует несколько видов: органик-стандарты и стандарты, основанные на оценке жизненного цикла (ISO 14024). Если органик стандарты делают упор на натуральность ингредиентов, то стандарт ISO 14024 оценивает весь жизненный цикл продукции – “от сырья до упаковки”. Его требования к составу, в частности, запрещают использование фосфора и фосфатов (как, например, в России), либо очень жестко их ограничивают как в некоторых европейских странах. Кроме того, стандарты экомаркировки исключают содержание канцерогенных, мутагенных, сильно раздражающих веществ, которые могут быть опасны для окружающей среды – оптические отбеливатели, хлорорганические компоненты, тяжелые металлы. Внимание также уделяется биоразлагаемости поверхностно-активных веществ.
Экосертификация и экомаркировка помогает предприятиям решать сразу несколько задач: повысить уровень безопасности производства и продукта, а также выделить товар на фоне остальных, в том числе среди гринвошинга – экологически необоснованных экозаявлений на упаковке товаров. Последних, с приходом экотенденций в Россию, становится все больше. Наиболее часто на рынке РФ встречаются импортная бытовая химия, имеющая такие экомаркировки как “Европейский цветок” (Евросоюз), “Северный лебедь” (скандинавские страны) и “ЭкоЛого” (Канада). Из производителей России пока только компания Splat, выпускающая средства для уборки BioMio, имеет российскую экомаркировку “Листок жизни”, признанную на международном уровне, как и вышеперечисленные.
“Наша компания полностью поддерживает инициативу по ограничению фосфатов, – говорит Алексей Садовников, технолог-разработчик компании Splat (ТМ “BioMio”). – Так как это приведет к снижению нагрузки на окружающую среду. Ученые-экологи, которые изучают состояние Байкала, уже давно бьют тревогу – озеро находится на грани экологической катастрофы из-за обильно цветущих вредоносных водорослей. Причиной называют как раз широкое использование моющих средств с содержанием фосфатов на прибайкальском побережье. Не многим лучше ситуация и с другими пресными водоемами России. Поэтому крайне важно сейчас задумываться о будущем нашей планеты, ведь питьевая вода объявлена одним из наиболее ценных ресурсов текущего столетия. С технологической точки зрения переход на бесфосфатное производство не требует, на наш взгляд, существенных изменений производственных процессов – не меняется производственная установка, тип сырья остается прежним, фактически меняется только активный, смягчающий воду компонент. Сложность перехода на такое производство заключается в основном в экономической составляющей – триполифосфат натрия дешевле силикатов и цеолитов (а учитывая, что первый обычно используется произведенный в странах Таможенного союза, а последние – импортные, цена может отличаться значительно), следственно, такая замена приведет к удорожанию рецептуры, значит, повышению цен на моющие средства.”
С ним соглашается и Юлия Грачева: “В сегменте бытовой химии, в отличие, например, от производителей продуктов питания или строительных материалов, компании медленнее перестраиваются под экологический тренд. Во-первых, вводить новые ингредиенты – дороже. Во-вторых – нужно составлять новую формулу, тестировать, получать необходимые сертификаты, разрабатывать упаковку и рекламную кампанию. Вместе с тем, если такие жесткие ограничения будут узаконены, то так или иначе работу по изменению формулы придется проделать. Учитывая эти обстоятельства, ответственные производители могут поработать на опережение, “вложиться” в формулу, которая будет соответствовать экостандартам международного уровня и получить новое конкурентное преимущество в виде экомаркировки, новых ниш, окупив инвестиции ростом продаж. Мы считаем, что даже если на первом этапе борьба с фосфатами вызовет негативную реакцию со стороны производителей, положительный эффект намного важнее. Речь идет о бережном отношении к окружающей среде и о здоровье людей. Если частный покупатель сегодня имеет возможность выбрать экологичное средство, то закупка продукции государством для школ, больниц, государственных учреждений пока еще осуществляется по ценовому критерию. Предполагаем, что пока документ, вводящий ограничения на фосфаты, вступит в законную силу, пройдет немало времени. А это значит, что у бизнеса будет своего рода “отсрочка”, чтобы принять меры и подумать над перестройкой своего производства”. (ruhim/Химия Украины и мира)