Химия Украины и мира

Великобритания: Независимые операторы вытесняют с розничного рынка нефтяные компании

Британские АЗС дорожают уже пятый год подряд. В 2016 г. на рынке было совершено относительно мало сделок – продано 200 станций на 54 млн. фунтов стерлингов, что вдвое меньше, чем в 2015 г. Тем не менее, с 2011 г. цены на АЗС в Великобритании выросли на 62%, говорится в докладе Barber Wadlow, а независимые операторы продолжают развиваться, понемногу вытесняя с розничного рынка нефтяные компании

Рынок АЗС Великобритании очень динамичный и постоянно развивается. Нефтяные компании давно перестали быть доминирующей группой операторов по объемам продаж топлива, однако теперь они теряют и количество своих АЗС. В 2016 г. нефтяные брэнды завершили программы по оптимизации сетей и не занимались продажей или покупкой АЗС. В то же время роль независимых операторов растет. В 2016 г. приобретения заправок совершали именно крупные независимые розничные операторы, ряд которых теперь принадлежит мощным частным инвестиционным компаниям, требующим роста. Так, в 2016 г. два крупнейших оператора купили 3 из 30 независимых компаний страны, говорится в докладе Forecourt Property Market Update 2017, подготовленном фирмой Barber Wadlow, которая выступает консультантом по приобретению АЗС на британском рынке.

Меньше, но дороже. Британский розничный рынок топлива по-прежнему привлекателен для широкого круга инвесторов в силу высокого качества активов, однако объем сделок был небольшим из-за нежелания владельцев АЗС расставаться со своей собственностью. В 2016 г. на рынке было совершено сделок на 54 млн. фунтов стерлингов, что на 49% меньше, чем в 2015 г., отмечается в докладе Barber Wadlow. Тем не менее, оценив операции по продаже АЗС в 2016 г., компания Wadlow зафиксировала средний рост стоимости активов на 9%. Британские заправки дорожают уже пятый год подряд. С 2011 г. цены выросли на 62%, а индекс стоимости АЗС, рассчитываемый Barber Wadlow, достиг рекордного уровня, превысив пик 2007 г. Так, АЗС, которая в 2011 г. стоила 750 тыс. фунтов, теперь оценивается в 1,2 млн.

Увеличение средней стоимости АЗС было зафиксировано на фоне резкого сокращения количества купленных и проданных станций. Как следует из доклада, в минувшем году на британском рынке было продано всего 200 АЗС, тогда как в 2015 г. – 1375 станций, то есть сокращение составило около 85%. Причиной является не отсутствие спроса, а недостаток заправок, выставленных на продажу, утверждают в Barber Wadlow. Покупателями выступали крупные независимые операторы, в то время как мелкие розничные компании пытались сохранить свои сети. Низкое предложение АЗС на продажу подталкивает мелких игроков, желающих развиваться, к строительству новых станций. Примером является небольшая сеть The Kay Group, которая открыла новые заправки в Кру (Чешир), Нельсоне (Ланкашир) и Ирламе (Солфорд). Общее количество АЗС в Британии непрерывно сокращалось с 1966 г. по 2014 г., когда рынок впервые за четыре десятилетия вырос на 26 станций. В таких условиях мало кто решался строить новые АЗС, особенно среди мелких игроков.

Характерной чертой рынка является то, что операторы предпочитают покупать заправки, а не брать их в долгосрочную аренду, хотя это также практикуется. Некоторые компании готовы заключать долгосрочные договоры аренды, чтобы сохранить станции в своей собственности. Такая схема может быть привлекательной для поставщиков топлива, которые имеют собственные АЗС, но не сильны в маркетинге. Они могут продолжать оптовую торговлю и получать доходы от сдачи станций в аренду, а для новых операторов это менее капиталоемкий путь к построению сети. По существу, они могут заниматься исключительно маркетингом на базе ранее выстроенной цепочки снабжения.

Структура рынка. На розничном рынке Великобритании работают всего три нефтяные компании – BP, Shell и Esso, однако их брэндированное топливо продают и другие крупные независимые операторы. Они занимаются только розничной торговлей топливом, но делают это более эффективно, чем, например, BP и Shell, для которых розница – не единственный и не основной вид бизнеса.

Shell по-прежнему является крупнейшей сетью в Великобритании, несмотря на сокращение на 33 АЗС. Компания закончила чистку сети от менее прибыльных станций и теперь может сосредоточиться на повышении эффективности продаж. Сети двух других нефтяных компаний, имеющих собственные АЗС в Великобритании, незначительно изменились в размерах. BP добавила несколько станций и занимает 7 место, а Esso потеряла около 10 АЗС и занимает 11 место по количеству заправок.

Самые крупные приобретения в 2016 г. сделал оператор Rontec, который купил 40 АЗС Co-Op с небольшими магазинами, которые не подходили под формат супермаркетов Co-Op. Впоследствии Rontec продал пять АЗС из этого портфеля компаниям HKS и Platinum Retail. Ирландский розничный торговец Applegreen увеличил свою сеть на 10 АЗС, или 16%, в то время как сети MFG и MRH показали рост на 9% и 6% соответственно.

Независимые операторы MRH, Motor Fuel Group и Euro Garages, занимающие 3-5 места по размерам сетей, продолжают расти. По мнению Wadlow, они могут вскоре бросить вызов Shell и Tesco, занимающим 1 и 2 позиции. Рост их сетей может замедлиться из-за отсутствия предложения, однако в краткосрочной или среднесрочной перспективе каждая из компаний может стать крупнейшей сетью Великобритании.

Маржа вся в магазине. Крупные независимые операторы не только расширяют свои сети, но и стремятся к повышению рентабельности, главным образом за счет развития крупных магазинов. Маржа продаж топлива в Великобритании очень низкая. Она составляет порядка 3-5%, тогда как маржа нетопливных продаж находится на уровне 20-30%. Так, оператор Euro Garages, который является одним из лидеров по развитию нетопливных продаж, начал сотрудничество с супермаркетами Sainsbury’s. Другой крупный оператор – Rontec – работает с сетью Morrisons, а MFG сотрудничает с оптовиком Booker, владеющим супермаркетами в формате Сash & Сarry (вроде представленных в Украине магазинов Metro).

Динамично развивающаяся сеть Applegreen основное внимание сосредоточила на продажах продуктов “с собой” (to go), используя такие брэнды, как Greggs, Subway, Chopstix и Costa.

Стандарты обслуживания в розничном бизнесе постоянно растут. Правда, пока только крупные операторы имеют брэндированные магазины при АЗС и изощряются в ассортименте. По данным Barber Wadlow, лишь 25% АЗС в Великобритании имеют супермаркеты с отдельным брэндом, так что в секторе нетопливных продаж остается значительный потенциал для роста.

Лидерами по прокачкам остаются те, для кого топливо – непрофильный бизнес. Сети четырех крупных супермаркетов входят в топ-15 с общим количеством АЗС 1442 единицы. Суммарно супермаркеты увеличили свои сети всего на 21 АЗС (+1,5% к 2015 г.), демонстрируя, что практически приостановили свое развитие. 80% этого роста пришлось на сеть Asda, которая продолжила строить “холодные” АЗС на автостоянках возле своих супермаркетов. Автоматические АЗС продают топлива в среднем на 30-40% меньше, чем станции, где есть персонал. Тем не менее, супермаркеты по-прежнему реализуют почти 44% всего проданного в стране топлива, при этом владея лишь 17% общего количества АЗС. (nefterynok.info/Химия Украины и мира)

Exit mobile version