Похоже, что второе калийное предприятие в стране все-таки появится. После долгого перерыва проект по строительству Нежинского горно-обогатительного комбината пришел в движение. Наконец-то в Любани начинается строительство, т. к. компания “Славкалий” подписала договор на проходку двух стволов под шахты.
Почему до сих пор калийный проект буксовал и какие у него появятся перспективы после завершения строительства?
Долго начинали. Впервые о строительстве нового калийного комбината в стране заявили в октябре 2011 г. Тогда сообщалось, что компания российского бизнесмена Михаила Гуцериева GMC Global Energy plc собирается инвестировать в строительство нового калийного комбината $1,5 млрд. Сама же идея проекта принадлежит президенту Александру Лукашенко.
В апреле 2012 г. коммерсант уже отчитывался перед правительством: «Мы находимся на первом этапе проекта. Создана компания, получены горные отводы, набран штат, утвержден бюджет, заключен договор на проектирование».
В тот момент строительство шахт и самого комбината планировали начать в 2013 г. Но не сложилось. Торжественная церемония начала строительства калийного комбината прошла лишь в сентябре 2015 г. Потом дело опять заглохло. Возникли сложности с финансированием. Договоренности о китайском кредите на $1,4 млрд. достигли только в июне 2016 г. В итоге непосредственно к строительству инвестор переходит спустя 6 лет после начала проекта. Михаил Гуцериев оправдывает задержки масштабностью работы.
«Это мировой проект, с участием мировых компаний. Чтобы вы понимали: тот калийный комбинат, который у вас есть, строили шесть союзных министерств, – пытается объяснить российский предприниматель. – И они с трудом это построили. Кроме того, без китайской стороны проект был бы невозможен. Их кредит позволит построить через четыре года современнейшее предприятие мирового уровня. Мы обязательно закончим и создадим 2 тыс. рабочих мест».
Бурить будут немцы. “Славкалий” подписал трехсторонний договор с немецкой компанией Deilmann-Haniel и китайской China State Energy Engineering по проходке шахтных стволов на участке Нежинского ГОК. Предприятие из КНР будет заниматься энергообеспечением площадки, поставит оборудование, а Deilmann-Haniel проведет работы по проходке шахтных стволов и горной выработке рудника.
Как сообщилгендиректор немецкой компании Йохен Грайнахер, сумма контракта составляет 200 млн. евро. «В эту стоимость входит не только прокладка двух стволов, но и создание инфраструктуры шахты», – дал некоторые уточнения директор “Славкалия” Игорь Кожич.
К реализации проекта будет также привлечена немецкая компания Herrenknecht, которая выступит оператором бурения и по индивидуальному заказу “Славкалия” разработает стволопроходческие комплексы SBR. Ранее эти комплексы применялись лишь однажды – на одном из калийных месторождений Канады, но, по словам специалистов, доказали там экономическую и технологическую эффективность.
Резонный вопрос: почему проходкой будут заниматься именно немцы, когда в стране есть свои специалисты? Недавно она построили горно-обогатительный комбинат в Туркменистане. Игорь Кожич объясняет, что все дело в технологиях: при проходке стволов традиционным (буровзрывным) способом в сутки удается проходить 1,5 м. На площадке Нежинского ГОКа будет применяться уникальная механизированная технология, которая позволит проходить около 3 м/сутки. «Что дает нам именно этот договор? – рассуждает Игорь Кожич. – От нас ведь требуется построить современное предприятие, поэтому мы не просто словами, а уже на деле будем доказывать, что применяем передовые технологии. Чтобы получить сырье, предстоит пробить два ствола, две вертикальные горные выработки глубиной почти 800 м. Это необходимо, чтобы добраться до месторождения, которое 300 млн. лет назад там зародилось. Традиционный способ слишком медленный. Механизированная проходка, конечно, дороже. Но это лучшие условия труда, безопасность».
С миру по миллиону. Общая стоимость проекта сейчас называется другая – $2 млрд. Из них, по словам Михаила Гуцериева, $600 млн. вложат структуры бизнесмена, еще $1,4 млрд. предоставит Государственный банк развития Китая по открытой кредитной линии. Он также сообщил об условиях связанного кредита: сроком на 14 лет под 4,3% годовых с грейс-периодом в 5 лет. То есть первые выплаты по нему придется сделать, когда комбинат должен начать работу.
Однако такие выгодные условия объясняются еще и некоторыми “но”: Китай становится ключевым потребителем удобрений “Славкалия”, на предприятие поставляется китайское оборудование, строительством занимаются белорусские и китайские строители совместно. Иными словами, из $2 млрд., которые уйдут на проект, чистые инвестиции – это $600 млн. на сам ГОК, а также $250 млн. на иные инвестиционные проекты. Часть этих денег уже потрачена. За счет них построены гостиница “Ренессанс” в Минске, терминал в аэропорту, бизнес-центр и база отдыха в Красносельском. Еще бизнесмен хочет построить “большую школу” и жилые дома в Любани. Есть также у инвестора обязанность в погашении процентов по китайскому кредиту, но его-то придется возвращать. Хотя пока в выгодности проекта никто не сомневается и возврата денег не боится.
Рынок нас примет? Торговать в будущем калийными удобрениями “Славкалий” планирует через “Белорусскую калийную компанию” (БКК), которая сейчас является спецэкспортером “Беларуськалия”. Михаил Гуцериев заверяет, что компания не будет создавать конкуренцию коллегам: “Мы с ними партнеры”. Как уточнил директор “Славкалия”, предприятие намерено выйти на рынок с “более чистым продуктом”, дополнив тем самым ассортимент “Беларуськалия”. Что же касается возможного сотрудничества с “Уралкалием”, то об этом пока предпочитают не задумываться. “Будет интересно сотрудничать с “Уралкалием” – будем с ними работать. Будет интересно с канадцами – будем с ними сотрудничать”, – отрезал бизнесмен. В середине июня прошла рабочая встреча Александра Лукашенко, на которой обсуждалась возможность возобновления российско-белорусского калийного альянса. Михаил Гуцериев присутствовал там. Но он говорит, что участвовал в переговорах лишь как посредник и пытался “сблизить позиции сторон”. Тем не менее, договориться не удалось.
Так что на мировой рынок оба белорусских калийных предприятия будут выходить в одиночестве. Но это никого не пугает. Тем более, что у “Славкалия” на 20 лет с продажами вообще не должно быть проблем – все фактически будут забирать китайцы. В будущем руководство компании не исключает работу и с другими странами, в том числе Россией. Игорь Кожич обозначил такой момент: «Если наш продукт будет интересен на российском рынке по той цене, которая для нас выгодна, естественно, мы будем продавать».
Так что сбыт для дополнительных 2 млн. т удобрений в год (плюс 20% к нынешней добыче) пока что просматривается. Но важно помнить, что “Беларуськалий” также ведет подготовку к разработке Петриковского месторождения. Сейчас разрабатывается только Старобинское, кусочек которого и отдали инвестору. А вот Октябрьское и Петриковское месторождения продолжают прятать в недрах миллиард тонн калийной соли. Даже если в год страна будет продавать по 10 млн. т, как это происходит сейчас, по крайней мере на ближайшие 100 лет нам хватит. Если не больше.
Соленые перспективы. И все равно бизнесмен уверен в своих вложениях. Даже при сегодняшних ценах проект будет рентабельным, не раз повторял Игорь Кожич. Пусть так. Возможно, это связано с тем, что у предприятия есть ряд преференций. До 2029 г. они могут продавать все на экспорт, их освобождают в некоторой степени от налога на добычу полезных ископаемых и от пошлин.
Кроме того, Михаил Гуцериев уверен, что нынешний период низких цен на калий скоро закончится: «Все невозобновляемые запасы рано или поздно будут заканчиваться и дорожать: население растет, а мировому сельскому хозяйству нужны удобрения. Рост рано или поздно будет. Есть цикличность в калии, как и по нефти, надо просто держать удар, надо научиться работать, когда нет спроса, надо снижать расходы, создавать экономическую подушку безопасности».
О том, что продукция Нежинского ГОК будет востребована на рынке, говорит и председатель Совета Республики Михаил Мясникович. Калий – это жизнь, считает он. Михаил Мясникович уверен, что интерес к этому продукту всегда будет даже выше, чем к нефти, потому что калийные удобрения – основа продовольственной безопасности, а “есть хочется всем”. Так что в будущее нового ГОК под Любанью он верит. Судя по всему, верит в него и инвестор. Хотя реализация проекта затянулась, похоже, теперь он если и не вышел на финишную прямую, то оказался очень близок к ней. Будем надеяться, что обратной дороги уже нет. (sb.by/Химия Украины и мира)