В рамках “Стратегии-2025”, утвержденной в 2016 г. советом директоров компании “Татнефть”, отдельное место было уделено шинному блоку. Он должен увеличить операционную прибыль не менее чем в 5 раз – такова задача. Предполагается увеличить реализацию до 16 млн. покрышек в год – на треть больше сегодняшних объемов.
Для осуществления этих планов запланированы серьезные инвестиции – 24 млрд. руб. Стратегической задачей названо удержание лидерских позиций на внутреннем и упрочение на мировом рынках. Сделать это будет непросто, поскольку объем продаж автомобильных шин в России к 2025 г., как прогнозируют аналитики “Татнефти”, превысит 65 млн. штук против 43 млн. в 2016 г.
“В нефтедобыче и переработке мы получили признание в мире. Имидж современного нефтеперерабатывающего комплекса “ТАНЕКО” способствует продвижению его продукции, теперь хотим показать, что мы современная компания и в сфере шинного производства, – отметил генеральный директор “Татнефти” Наиль Маганов. – Наш шинный комплекс стабильно развивается, у него хорошие перспективы, несмотря на общее падение шинного рынка России. Эта уверенность базируется на детально проработанных проектах”.
Амбиции компании с точки зрения производства, технологий, по словам Маганова, оправданны: поставлено самое современное оборудование, над конструкцией шин и рисунком протектора работали иностранные специалисты из разных компаний, сгенерированы новые технические и технологические идеи. “Но с точки зрения маркетинга на высококонкурентном рынке, возможно, недорабатываем”, – признал он. Поэтому “Татнефть” запускает масштабную рекламную программу для продвижения своих шин.
Как будут достигаться поставленные цели? Некоторые детали прояснились на состоявшейся в апреле встрече 80 ведущих шинных дилеров из 15 стран с Магановым и топ-менеджерами “Татнефть-Нефтехима”. Подобные встречи ТД “Кама” проводит ежегодно в разных странах и регионах России. Три последние прошли в Казахстане, Грузии и Армении. На этот раз местом сбора впервые стала Казань. Речь шла о перспективах нижнекамского шинного комплекса и новых подходах в борьбе за высококонкурентный рынок.
О некоторых моментах шинной стратегии рассказали директор УК “Татнефть-Нефтехим” Анвар Вахитов, исполнительные директора ТД “Кама” и НТЦ “Кама” Рафаил Бадретдинов и Александр Махотин. “Локомотивами” станут “стремительно набирающие популярность” легковые шины Viatti и цельнометаллокордные (ЦМК) для грузовиков и автобусов. На них к 2025 г. должна приходиться половина всей реализации.
С увеличением производства Viatti будет замещаться старый ассортимент легковых шин. Для этого есть обнадеживающие предпосылки: в прошлый зимний сезон непроданных покрышек с этим брэндом осталось не более 3%. Этот показатель Бадретдинов назвал идеальным для новой марки на падающем рынке. Обеспечить количественный и качественный рост поможет проводимая сейчас реконструкция производства резиновых смесей на “Нижнекамскшине”. В грузовом сегменте цельнометаллокордные шины вытесняют комбинированные. Идет рост поставок ЦМК-шин на “КамАЗ”. По этой причине их производство в Нижнекамске планируется увеличить на 300 тыс./год. К 55 видам этих высокоэффективных шин в текущем году добавятся еще три. На этом НТЦ “Кама” завершит развитие их линейки.
Далее будет развиваться новая линейка ЦМК-шин под брэндом Kama PRO. Задача – повысить конкурентоспособность на мировом уровне за счет повышенного срока службы. “ЦМК шина отличается от легковых тем, что потребителя в первую очередь интересует не фирма, а экономическая эффективность с точки зрения тонно-километра, то есть как перевезти груз на определенное расстояние с наименьшими затратами”, – пояснил Махотин.
В НТЦ ведут работы над прототипами Kama PRO. На основе накопленного опыта (Нижнекамский завод цельнометаллокордных шин пущен в декабре 2009 г.) разрабатываются улучшенная рецептура резиновых смесей, новые технологические подходы. “Это будет не просто развитие рисунка, но и новые свойства колеса”, – подчеркнул директор НТЦ “Кама”.
Начало выпуска шин из новой линейки ожидается во второй половине 2018 г., но первая покрышка Kama PRO с регулируемым давлением (в размере 16.00R20) может появиться в ноябре 2017 г. – она предназначается для коммерческих автомобилей: тяжелых грузовиков, самосвалов, которые работают, в частности, на строительстве газопроводов в Сибири. “КамАЗ” уже готов к закупкам. Шины с регулируемым давлением создадут на той же линии, на которой планируется выпускать боестойкие покрышки для бронеавтомобилей.
В 2017 г. планируется произвести более 13 млн. шин против 11,52 млн. в 2016 г. Но одно дело – производство, другое – реализация в условиях жесткой конкуренции с мировыми брэндами и дешевыми китайскими покрышками. К тому же шинный рынок России в прошлом году упал на 3%. Тем не менее, нижнекамских шин было отгружено на 1 млн. штук больше, чем в предыдущем. В том числе на 700 тыс. продано больше легковых за счет Viatti.
Всего на долю “Татнефти” в 2016 г. пришлось 23% от выпуска шин в РФ и 21% от продаж. Это сопоставимо с суммой долей на рынке двух ближайших конкурентов – Cordiant (12%) и Nokian (11%). Далее рейтинг российских продаж выглядит так: Amtel/Pirelli – 10%, Continental и Yokohama – по 6%, Michelin и Goodyear – по 5%, Bridgestone, Hankook, АШК, Toyo, Belshina – по 3%. И эти компании вряд ли намерены довольствоваться своими позициями.
В этих условиях перед нижнекамскими шинниками стоит задача укрепить лидерские позиции. В пользу того, что они могут в этом преуспеть, говорит рост присутствия в дальнем зарубежье – теперь география ТД “Кама” включает более 40 стран. Залогом успеха является и разветвленная товаропроводящая сеть во всех субъектах РФ, которая включает более 80 контрагентов. К этому нужно добавить поставки для конвейеров 30 автопроизводителей.
Чтобы сотрудничество оставалось взаимовыгодным, партнеры ТД “Кама” на дилерской конференции весной 2017 г. просили продлить сложившуюся систему стимулирования продаж (бонусы, премии), действовавшую на первых порах для раскрутки новых марок. На конференции были и конструктивно-критические выступления, Маганов пообещал ряд мер для укрепления сотрудничества. В частности, будут развиваться продажи через интернет. Для упрочения отношений с дилерами модернизируется заявочная программа, упрощены закупочно-отгрузочные процедуры, представлена более прозрачная система ценообразования. Для оперативного решения вопросов открывается площадка дистанционного общения. Обратной связи поможет также анкетирование дилеров и покупателей.
О новых возможностях рассказал начальник управления автоматизации производства УК “Татнефть-Нефтехим” Александр Карпов. Первая заявочная площадка ТД “Кама” была развернута в 2008 г. с доменным именем td-kama.biz на платформе “1С-Битрикс”. Основной целью тогда было упрощение сбора ежедневных заявок от дилеров из разных часовых поясов и интеграция данных с информационной системой ТД “Кама” на базе “1С”. Сегодня нефтехимический комплекс ПАО “Татнефть” работает в единой информационной системе “1С Управление производственным предприятием”, объединяющей 11 предприятий комплекса. Вместе с этим развивался и функционал заявочной площадки. Сегодня все блоки от заказа до отгрузки сосредоточены в единой информационной системе “1С УПП”. Существует два способа работы. Первый: покупатель создает заявку непосредственно на заявочной площадке, далее она проходит все стадии планирования в информационной системе. Второй способ более продвинутый: интегрируются информационные системы партнера и “Татнефть-Нефтехима” для электронного обмена данными, то есть процессы подачи заявки и получения информации происходят в системе партнера. На базе заявочной площадки созданы личные кабинеты. Здесь можно ознакомиться с новостями компании, предстоящими мероприятиями, действующими программами. В дальнейшем предполагается реализовать функцию “Калькулятор” для предварительного расчета. Кроме того, планируется внедрить процесс автоматического распределения готовой продукции по заявкам покупателей. При этом приоритет получат наиболее стабильные и надежные партнеры. Предусмотрен также раздел обращений по качеству, где можно ввести информацию о дефектах с приложением фотоматериалов. (Rcc/Химия Украины и мира)