Химия Украины и мира

Украина может потерять $1 млрд. из-за российского химического лобби

Пуск украинских химических предприятий опять оказался под угрозой. Чем это грозит макроэкономическому балансу государства и кто представляет интересы российского химического лобби в Украине…

Украинские химические предприятия, производящие около 80% азотных удобрений в стране, оказались под угрозой повторной остановки. Дорогостоящий проект по возрождению национальной химической отрасли, генерирующей годовой оборот в $1 млрд., оказался искусственно заблокированным. И от этого опять выигрывают российские химпредприятия, для которых июль-сентябрь – традиционно пик поставок продукции в Украину.

Отечественная химическая отрасль находилась в анабиозе в течении четырех месяцев. Он начался с остановки в марте трех ключевых игроков (“Ривнеазот”, черкасский “Азот” и “Севередонецкий Азот”, входящих в группу Ostchem) из-за прекращения поставок газа и до момента, когда Минэкономики нашло способ перезапустить заводы, направив на закупку энергоносителей финансирование от ПАО “Аграрный фонд”. Выбор этой структуры в качестве партнера был обусловлен ее государственным статусом, наличием у нее базы добросовестных сельхозпроизводителей, сформированной за несколько сезонов успешной работы на агрорынке, и главное – тем, что в отличие от госбюджета “Аграрный фонд” располагал свободными (относительно) средствами в 1 млрд. грн., привлеченными для расширения собственной форвардной программы. “От этих планов пришлось временно отказаться, так как стоял вопрос о более глобальном и стратегически важном для аграрного рынка и экономики в целом проекте – пуске химической отрасли”, – объясняет глава ПАО “Аграрный фонд” Андрей Радченко. Взамен Аграрный фонд становился получателем произведенных Ostchem минудобрений, которые планировалось направить сельхозпроизводителям в период осенней посевной.

Для правительства в лице Минэкономики пуск химических заводов через госпосредника за государственные же средства (поскольку речь идет о кредите, привлеченном у государственного “Укргазбанка”) позволяет сохранить контроль над проектом и гарантировать целевое расходование средств.

В середине июня “Аграрный фонд” направил 750 млн. грн. для покупки газа для химпредприятий на новосозданную компанию “Статус трейд”. Таким образом удалось исключить из цепочки получателей финансирования сами заводы, обремененные многомиллионными долгами. Все три предприятия Ostchem были пущены в первой декаде июля: 16 июня начал работать ПАО “Азот” (Черкассы), 5 июля – ПАО “Ривнеазот”, 7 июля – ЧАО “Северодонецкое объединение “Азот”.

Примечательно, что крупнейшие украинские закупщики минудобрений, такие как “Райз” и “Эридон”, даже не смотря на задолженность перед ними, сформированную в период простоя заводов, выразили готовность покупать продукцию Ostchem, законтрактовав крупные партии еще на этапе переговоров о пуске. “Сейчас самое важное – восстановить производство, чтобы на внутренний рынок начала поступать продукция, а с долгами будем разбираться потом, – говорит руководитель одного из крупнейших дистрибуторов. – Мы предпочитаем иметь дело с украинским производителем”. По его словам, дело тут не в патриотизме, а исключительно в бизнес логике: практика показывает, что зависимость от российских партнеров в дальнейшем всегда обходится дороже.

Лоббисты поименно. Судя по информационному затишью, которое сопровождало все этапы реализации проекта по перезапуску заводов, представители российского химпрома до последнего не верили, что он будет реализован. И лишь после того, как производство начало набирать обороты, российская сторона начала массированную контратаку.

Невольно на руку россиянам сыграли проверяющие антикоррупционные органы. В связи с тем, что получателем средств для оплаты газа была определена новая компания “Статус трейд”, Государственная служба финансового мониторинга начала проверку этой транзакции, заморозив движение средств по счетам. При этом стандартный срок проверки в 3 дня был в увеличен до месяца, что на практике грозит повторной блокировкой производства. В ситуацию вмешалось Минэкономики, официальным письмом обратившись к Госфинмониторингу с просьбой разобраться в ситуации и активизировать проверку, все данные для которой были предоставлены в первый же день получения запроса.

Противостояние усиливается приближением “высокого сезона” для российских химиков – традиционно в августе, закрыв контракты на рынке РФ, они переключаются на экспорт в Украину. И даже при наличии отечественной альтернативы внутренний рынок рискует оказаться перенасыщенным российскими удобрениями. В случае же поступления на отечественный рынок минудобрений из РФ, украинский товар будет реализован по остаточному принципу, так как станет неконкурентоспособным. Ведь российский производители получают газ всего по $70-80/тыс. кубометров, т. к. поставки природного газа на внутренний рынок РФ осуществляются по ценам на грани рентабельности или даже ниже себестоимости добычи. В то же время для украинских химзаводов эта цена превышает $330/тыс. кубометров. При удельном весе энергоносителя в производстве азотных удобрений на уровне 80% это формирует в резкий перекос в цене конечного продукта, который и способствует российскому демпингу на рынке Украины.

А учитывая, что срок хранения и, соответственно, реализации удобрений конечен и составляет всего 180 дней, то не реализованный осенью весь произведенный в рамках перезапуска объем к весенней посевной потеряет товарные качества. Таким образом, вместо восстановления одного из секторов экономики государство получит чистый убыток в 1 млрд. грн., потраченный на пуск заводов, плюс недополученную прибыль.

Объем поставок российских удобрений неуклонно растет. С 2012 г. по 2015 г. российский импорт азотных удобрений увеличился на 70% в весе и на 30% в стоимости. При этом его цена снизилась на 23,4%. А разница между объемом импортных закупок за 6 месяцев 2015 г. и, соответственно, 2016 г. уже превысила 1,5 раза при снижении цены только за один год на 21,8%. Только за I квартал 2017 г. прирост поставок аммиачной селитры составил 17%, а доля российского карбамида в общем импорте этого продукта в Украину превысила 94%.

Всего на российские азотные удобрения сегодня приходится практически 80% импорта. И для принципиального изменения этой ситуации только одного введения заградительной пошлина в 34% на импорт удобрений из РФ уже не достаточно. Да и сама цифра не вызывает доверия у участников рынка. Так, Союза химиков не устает доказывать, что экономически обоснованный уровень пошлины, способный отсечь приток хотя бы легального российского продукта – не менее 43%.

Но процесс борьбы с российской экспансией на отечественном рынке не обещает быть легким – как это не удивительно, союзником РФ импортеров азотных удобрений выступают некоторые аграрные ассоциации в Украине. В центр действующей в Украине системы поддержки интересов российских производителей минудобрений можно поставить Михаила Соколова, заместителя председателя Всеукраинской аграрной рады – постоянного участника экспертных обсуждений и одного из наиболее активных спикеров по этой теме не только в украинских, но и российских СМИ. Он является активным сторонником обнуления пошлин на импорт российского товара, без чего пуск украинского производства практически невозможен при существующем перекосе цен на газ. “Если введут новую пошлину и российский “Еврохим” уйдет с нашего рынка, то конкуренции не будет”, – утверждает Соколов.

Относительно недавно Соколов получил неожиданного для участников рынка союзника в лице народного депутата Леонида Козаченко, который на заседании межфракционного депутатского объединения “Защита экономической конкуренции”, которое состоялось под его председательством, заявил, что для обеспечения конкурентоспособности украинской продукции можно использовать различные методы, помимо торговых ограничений на импорт. Фактически это означает, что на данный момент он против предоставления какой-либо поддержки предприятиям Ostchem, а значит и против пуска украинской индустрии по производству азотных удобрений.

Также на организованном им заседании межфракционного депутатского объединения была запущена информация о возможном штрафе, наложенном Антимонопольным комитетом в 10% от годового дохода группы Ostchem. Хотя на сегодня не существует никаких официальных решений АМКУ относительно нарушения группой антимонопольного законодательства, это сообщение еще больше усложнило и без того сложный процесс пуска предприятий. “Мы считаем, что распространение неправдивых заявлений о планах применения санкций со стороны АМКУ в отношении предприятий Ostchem является частью информационной кампании, направленной с одной стороны на лоббирование интересов российских производителей минеральных удобрений, стремящихся остановить заработавшие украинские заводы и отменить введенные антидемпинговые пошлины, а с другой – на разрушение репутации группы Ostchem как надежного отечественного поставщика минеральных удобрений”, – говорится в сообщении группы в социальной сети Facebook.

В Союзе химиков оценивают такую позицию как антиукраинскую, ведь вопрос сейчас состоит не в том, пускать или не пускать украинские заводы? Он формулируется так: будет ли в Украине национальная химическая отрасль или мы принимаем стратегическое решение об использовании импортного продукта и закрываем вопрос.

Наконец, даже если отказаться от поддержки химпредприятий и автоматически вынести за скобки интересы всей отрасли и 40 тыс. занятых в ней (со смежными областями) сотрудников, решение об ориентации на импорт несет высокие риски на национальном уровне. Ведь химпром – сателлит украинского сельского хозяйства. А возрастающая роль АПК в экономике (12% ВВП и 30% валютной выручки) не позволяет пренебрегать смежной отраслью, обеспечивающий флагман экономики ключевым ресурсом. Замораживание внутреннего производства ставит аграрную отрасль в прямую зависимость от внешних поставок, а, учитывая безальтернативность импорта из страны-агрессора, эти риски приобретают характер фатальных.

Экономическая диверсия. Помимо стратегических последствий коллапса украинской химической промышленности, которых могут проявиться в средне- и долгосрочной перспективе, есть и экономические, с которыми бюджет неизбежно столкнется весной 2018 г.

Осенняя посевная генерирует относительно невысокий объем закупок материальных ресурсов и в том числе удобрений аграриями. За исключением категории небольших агропроизводителей, которые могут сформировать партии минудорений на весь сезон в силу небольшого объема, объем закупок распределяется в пропорции 30/70 в пользу весенней посевной на общую сумму $1 млрд. Этот объем, будучи аккумулированным внутри страны, помимо позитивного эффекта для рынка труда и экономики в целом, способствовал бы удержанию торгового баланса в позитивных для Украины границах.

В случае же остановки внутреннего производства этот объем будет на 100% покрыт российским продуктом – вполне легальным, а это – дополнительные $1 млрд. импорта, что усугубит минус в торговом балансе страны. (zn.ua/Химия Украины и мира)

Exit mobile version