Война – это не только ежедневные сводки штаба АТО о погибших и раненых. Это еще и бизнес. Пока одни отдают жизни за свою страну, другие не теряют времени даром. По обе стороны границы – украинской и российской – находятся бизнесмены с политическим покровительством, которым никто и ничто не способно помешать зарабатывать миллионы и миллиарды.
Более трех лет продолжается война России против Украины. С весны 2014 г. в фактической оккупации находятся Крым и отдельные районы Донецкой и Луганской областей. Но если полуостров Россия полностью поглотила как экономически, так и политически, то созданные при поддержке РФ сепаратистские республики «ДНР» и «ЛНР» власти РФ признавать не спешат.
До войны Донецкая и Луганская области были одними из крупнейших промышленных регионов Украины. В 2013 г. на их долю приходилось около 25% всего украинского экспорта ($17 млрд.). Боевые действия, захват собственности сепаратистами привели к резкому падению экономики региона. Промышленность оккупированного Донбасса начала деградировать семимильными шагами. Спад производства, потеря традиционных рынков сбыта, новые правила игры в условиях частичной изоляции и военных действий привели к образованию на территориях так называемых “ДНР” и “ЛНР” собственных гибридных экономик. До недавнего времени у этих экономик было два главных “партнера” – Украина и Российская Федерация.
Торговые отношения с Киевом юридически назывались “перемещением товаров через линию разграничения”. Специальный режим торговли действовал с января 2015 г. до марта 2017 г. Крупнейшие металлургические и угольные предприятия оккупированного Донбасса перерегистрировались в подконтрольных украинским властям городах и продолжали поставлять продукцию как внутри страны, так и на экспорт. Налоги с этих операций поступали в украинский бюджет.
После блокады Донбасса и захвата боевиками предприятий под украинской юрисдикцией СНБО запретил что-либо поставлять и вывозить из оккупированных районов, кроме гуманитарных грузов и личных вещей. С этого времени единственным рынком сбыта для товаров, произведенных в ОРДЛО, стала Россия. Сейчас это не только главный поставщик живой силы, оружия и идеологии для “республик”, но и единственный экономический донор. Объемы товарооборота между «ЛНР»/«ДНР» и Россией никогда не озвучивались. У сепаратистов нет внятной публичной статистики, а официальные органы России всячески скрывают структуру и объемы торговли с ОРДЛО.
Инсайдерские данные Федеральной таможенной службы РФ, Российских железных дорог и “Укрзализници” позволяют провести анализ поставок товаров в оккупированные районы Донбасса и получить детальное представление об объемах нелегального вывоза и ввоза продукции.
Несмотря на то, что “ЛНР” и “ДНР” фактически существуют как отдельные квазигосударства, большую часть товаров из России в обе республики централизованно поставляют одни и те же российские компании. Всего таких российских юрлиц более двухсот, крупных – не более тридцати. Большинство из них созданы недавно и зарегистрированы на фиктивных собственников. Это говорит о хорошо организованной вертикали снабжения.
В Россию из ОРДЛО также поставляется довольно большой перечень продукции. По итогам 2016 г. объем такого “экспорта” составил около $200 млн., а на уголь и различное топливо в структуре поставок пришлось всего 22,7%, или $44,4 млн.
Общий “товарооборот” между сепаратистскими республиками и Россией за 2016 г. – около $935 млн. Если добавить поставки “Газпромом” 2,4 млрд. кубометров природного газа в ОРДЛО на $500 млн., то сумма возрастет до $1,4 млрд. Эта цифра фактически совпадает с разницей в официальных данных ФТС РФ и украинской Государственной службы статистики. По данным российской таможни, товарооборот между Украиной и Россией в прошлом году составил $10,2 млрд. Согласно Госстату, эта сумма на $1,5 млрд. меньше – $8,7 млрд.
Перемещение товаров через линию разграничения в 2016 г., тыс. т, в том числе: кокс – 1707,1; стройматериалы – 213,1; химикаты – 235,1; удобрения – 106,3; нефтепродукты – 1,0; соль – 21,2.
Нелегальные поставки в Россию из “ЛНР” и “ДНР” составляют $200 млн., в том числе: уголь и топливо – 44,4; соль, сера, земли, камень – 26,4; химическая продукция – 4,4.
Нелегальные поставки в “ЛНР” и “ДНР” из России составляют $1230 млн., в том числе: природный газ – 500,0; уголь, топливо, руды, шлак – 134,25; химическая продукция – 55,62; пластмассы, полимеры, каучук – 42,3.
Легальный ввоз в Украину товаров из “ЛНР” и “ДНР” (по данным “Укрзалиныци”) в 2016 г. составил 15721 тыс. т, в том числе: кокс – 1344,5; строительные материалы – 87,7; химикаты – 69; удобрения – 16,6; нефтепродукты – 0,885.
Легальный ввоз товаров из Украины в “ЛНР” и “ДНР” (по данным “Укрзалиныци”) в 2016 г. составил 9714 тыс. т, в том числе: кокс – 193,6; стройматериалы – 115; химикаты – 34,1; соль – 21,2; цемент – 5,8; удобрения – 0,7; нефтепродукты – 0,1.
Легальный импорт в “ЛНР” и “ДНР” через Украину составил 3710 тыс. т (по данным “Укрзализныци”), в т. ч. стройматериалы – 10,4; химикаты – 0,2.
Легальный экспорт из “ЛНР” и “ДНР” в Украину составил 3701 тыс. т, в т. ч. кокс – 169,0; химикаты – 131,8; удобрения – 35,6.
Украина запретила поставки топлива на оккупированную территорию в январе 2015 г. С тех пор все нефтепродукты “ДНР” и “ЛНР” поставляют только из России. Это касается как моторного топлива, так и других видов горюче-смазочных материалов: битумов, мазута и так далее. Существующую модель снабжения ОРДЛО топливом предопределил беглый украинский бизнесмен Сергей Курченко. После введенного Украиной запрета на топливные поставки в “ДНР” и “ЛНР” началась борьба за освободившийся рынок. Изначально монополистом поставок из России была компания “Донуглемет”, подконтрольная руководству “ДНР” и одному из влиятельнейших предпринимателей нынешнего Донбасса Дмитрию Автономову. Но из-за отсутствия связей в России и нежелания легальных российских трейдеров работать с сепаратистами летом 2015 г. в Луганске и Донецке начался острый топливный дефицит.
В это время на рынок зашел Курченко. Подконтрольная ему компания “Ойлинвест 2014”, зарегистрированная в Ростове-на-Дону, на несколько месяцев стала главным поставщиком нефтепродуктов, закупаемых у российских НПЗ. Правда, топливный бизнес с сепаратистами не задался. В сентябре 2015 г. местные информационные ресурсы сообщили, что компания Курченко собрала с заправочных комплексов предоплату за будущие поставки ГСМ, однако топливо так и не завезла. В итоге против Курченко ввели санкции как “ДНР”, так и “ЛНР”. После этого кураторы сепаратистских республик в России решили взять топливный сектор в надежные руки. С начала 2016 г. 90% всех нефтепродуктов (кроме сжиженного газа) в оккупированные районы поставляет одна компания – государственное внешнеэкономическое объединение “Промсырьеимпорт”. Единственный владелец компании – правительство РФ в лице Минэнерго. “Промсырьеимпорт” относится к так называемым специальным внешнеэкономическим организациям. Компания занимается исполнением внешнеэкономических соглашений, импортно-экспортными операциями на основе специальных решений правительства РФ, в частности, за счет государственных валютных резервов.
В 2016 г. “Промсырьеимпорт” поставил в оккупированные районы Донбасса более 200000 т бензинов, дизельного топлива и моторных масел на $116 млн. Это 86% всех поставок горюче-смазочных материалов в ОРДЛО и 100% всего моторного топлива (кроме сжиженного газа). В первом полугодии 2017 г. “Промсырьеимпорт” поставил 93000 т на $64 млн.
Поставка топлива в “ЛНР” и “ДНР” помесячно в 2016 г., тыс. т (данные РЖД, ФТС): январь – 20,1; февраль – 10,1; март – 13,7; апрель – 19,9; май – 13,4; июнь – 14,6; июль – 18,2; август – 20,6; сентябрь – 15,4; октябрь – 24,8; ноябрь – 12,3; декабрь – 20,7.
Товарная структура поставок, $ млн.: масла – 0,186; дизтопливо – 40,0; бензин – 75,4; другое – 7,0. Региональная структура: “ЛНР” – $51,4 млн.; “ДНР” – $71,2 млн.
“Промсырьеимпорт” поставляет в ОРДЛО нефтепродукты в режиме специального экспорта, то есть без уплаты таможенных пошлин. В июле этого года экспортная пошлина на бензины и дизельное топливо составляла в России $24,2/т. Несмотря на льготы, бензин и дизельное топливо в “ДНР” и “ЛНР” стоят дороже, чем в Ростовской области, в среднем на 5-15 руб./л. Этому есть объяснение: закупки нефтепродуктов в ОРДЛО монополизированы несколькими структурами. В донецком регионе моторное топливо в России закупают до 10 структур. Крупнейшая из них – Республиканская топливная компания (РТК), созданная руководством “ДНР”. В управлении этой компании находится более 50 АЗС, которые были отобраны у украинских собственников (WOG, “Параллель” и др.). Еще один трейдер – донецкая компания «Сфера-Град» – также закупает топливо у “Промсырьеимпорта”, но в дальнейшем перепродает его той же РТК.
“Промсырьеимпорт” закупает все нефтепродукты для сепаратистских республик у нефтеперерабатывающих заводов “Башнефти”, принадлежащей “Роснефти”. Осенью 2016 г. СНБО внес “Башнефть” в санкционный список. В экономической политике властей Украины по отношению к оккупированной части Донбасса по-прежнему доминируют частные интересы олигархии и политических покровителей крупнейших госкомпаний. (По материалам liga.net/Химия Украины и мира)