Морской арбитр. Украинские порты – главный инструмент диверсификации рынка, своеобразный предохранитель от любых эксцессов с традиционными направлениями поставок нефтепродуктов. В 2017 г., вопреки ряду неблагоприятных факторов, морской импорт бензинов и дизтоплива превысил уровень 2016 г. на 10% и составил 200 тыс. т. А благодаря стремительному приросту поставок авиатоплива и прорыву сжиженного газа с моря достиг 319 тыс. т, что в 1,5 раза превышает прошлогодний результат.
Активные поставки дизтоплива по нефтепродуктопроводу “Прикарпатзападтранс”, казалось, сведут роль дорогого морского импорта к нулю. Этот прогноз не оправдался: поставки в порты не сократились, хотя географически трейдинг морским путем локализовался в приморских регионах. Исключение составляют речные поставки, которые “поднимаются” до Запорожья (“Альянс Энерго Трейд”) и Днепра (“Оранж Ойл”).
Особенность морского импорта топлива – активная работа небольших перевалочных комплексов, тогда как гиганты вроде Одесского порта бездействуют. В 2017 г. по объемам лидирует комплекс “Стивидоринг и Ко” в г. Южном. Он обработал 83 тыс. т дизтоплива, потеряв 18% вследствие переориентации своего основного клиента WOG на северные рубежи.
Особую роль начал играть порт Николаева. Расположенный здесь терминал “Миконт” плотно работает с международным трейдером Coral Energy, близким азербайджанской SOCAR. В текущем году порт увеличил прием бензинов и дизтоплива втрое.
Открытием для морского импорта в последние полтора года стали малые порты. Через Измаил, Очаков, Килию, Запорожье, Днепр и другие города в Украину в 2017 г. поступило вдвое больше нефтепродуктов, чем годом ранее, – 38 тыс. т бензинов и дизтоплива. Секрет динамики прост – тарифы в малых портах ниже. Небольшие суда грузоподъемностью 1-3 тыс. т оперативно разгружаются, а топливо поставляется автомобильными партиями местным трейдерам. Компания “Оранж Ойл” – наиболее активный игрок в малых портах, она входит в четверку топ-импортеров с моря. Директор компании Роман Румянцев говорит, что конкурентоспособность “морского” ресурса может быть обеспечена только при детальной работе с затратами: “Наш бизнес – это своеобразный лоукост, где каждая мелочь имеет значение”. Оптимизация затрат на каждом этапе позволяет добиться снижения себестоимости топлива на $5-10/т – по меркам этого рынка, внушительная сумма. “Наш основной клиент – аграрии, их интересуют регулярность, цена и качество. Использование всей береговой линии от Измаила до Николаева и Днепра, а также свой флот позволяют нам гибко соответствовать этим требованиям в зависимости от ситуации”, – говорит Румянцев.
Результат – по стоимости “морской” продукт на юге достойно противостоит российскому и белорусскому ресурсу.
С моря в крыло. В 2014-2016 гг. российский транзит нефтепродуктов (мазут, ВГО, сжиженный газ) через украинские порты прекратился. Отчасти компенсировать этот объем смогло расширение импорта. К традиционным нефтепродуктам с 2016 г. добавились реактивное топливо и сжиженный газ.
Открытие морского канала поставок авиатоплива произошло после ухода с рынка белорусского ресурса в конце 2015 г. За год импорт с моря увеличился в 30 раз до 90 тыс. т в 2016 г. Темпы сохраняются: с начала этого года морским путем в Украину пришлы 113 тыс. т авиатоплива. Скорее всего, годовой результат вдвое превысит прошлогодний. “Керосиновая” динамика обусловлена и ростом потребления: объем пассажирских авиаперевозок увеличился вдвое, больше стала летать и армия.
Основные объемы идут из Италии и Саудовской Аравии, а также из Израиля и Греции. Половина всех поставок была принята в Николаеве. Абсолютным открытием стало начало поставок авиатоплива марки ТС-1 из Азербайджана.
Газ в портах. В 2016 г. по морю в Украину впервые пришел сжиженный газ. Сбой поставок из РФ осенью 2016 г. взвинтил цены, этим воспользовалась киевская GT Group, которая попутно удивила географией импорта – Египет, Казахстан, Швеция. В 2017 г. компания привезла газ из Италии.
Слабым местом морского импорта газа в Украину остается инфраструктура. После аннексии Крыма остались только две газовые перевалки – в Черноморске и Одессе. И обе принадлежат группе “Приват”. Это крупный игрок внутреннего рынка, который соответствующим образом выстраивает политику доступа к своей инфраструктуре.
“Морской” газ конкурентен лишь эпизодически, поэтому новых крупных перевалок пока не предвидится. Зато есть небольшие проекты. “Сейчас мы обустраиваем комплекс по приему газовых танкеров в одном из небольших портов, – рассказал Роман Румянцев. – Ввиду дороговизны транспортировки по побережью таких перевалок должно быть несколько”. Он также сообщил, что в этом году флот компании пополнился двумя танкерами-газовозами, один из которых уже получил украинскую регистрацию и стал первым судном подобного класса в Украине.
Суммарный объем перевалки нефтепродуктов в 2017 г., скорее всего, увеличится. Это хорошие новости для страны и рынка, поскольку действующий морской путь страхует от непредвиденных ситуаций, которые могут возникнуть в результате действий традиционных поставщиков в лице России и полностью зависимой от нее Беларуси. Море – “бронепоезд” на запасном пути, который в Украине всегда стоит под парами. (Заместитель директора ООО “Консалтинговая группа А-95” Артем Куюн, oilnews.com.ua/Химия Украины и мира)