Химия Украины и мира

Украина: Аналитик “Консалтинговой группы А-95” Артем Куюн – о причинах роста цены на автогаз

К нам пришло порядка 15 запросов на комментарии по поводу рекордных цен на автогаз. Драйвер цен понятен – острая нехватка ресурса. Я занимаюсь этим рынком с 2003 г. и не припомню, чтобы так массово высыхали заправки.

Изучив эту тему, можно выделить такие причины беспрецедентного по масштабам дефицита ресурса (насколько возможно коротко):

  1. Неупорядоченность рынка. С начала апреля до конца июня цены перманентно падали. Естественно, трейдеры не хотели везти сюда ни тонны газа больше, чем нужно для розницы: за время доставки газа он успевал упасть в цене ниже закупки. Ситуацию усугубляли разношерстные нелегалы. Приобретая по безналу газ у крупных трейдеров, они сразу же перепродавали его за кэш на 300-500 грн. дешевле. Далее следовал ряд “скруткок” с вымываем НДС, продажей наличности в конвертцентры и т. д. В итоге падение приобрело лавинообразный характер, а поставки по импорту стали еще более сдержанными. Ресурсная дыра нарастала. Удуши власти нелегалов – рынок был бы более прогнозируемым, кризиса, вероятно, удалось бы избежать. По крайней мере, такого острого.
  2. Ремонты. В апреле-мае хранилища были забиты под завязку, этот буфер мы “кушали” три месяца. Когда ближе к июлю в резервуарах показалось дно, все бросились восполнять запасы из Беларуси и России, в наших традиционных источниках. Но оказалось, что сразу несколько производств (в частности, несколько заводов “Роснефти”, Сургутский ГПЗ, Мозырский НПЗ) стали на плановые ремонты или готовятся к этому.
  3. Железнодорожный тупик. И даже тот газ, который удалось купить, застрял на стыковых станциях “Укрзализныци”. У монопольного оператора перевозок… закончилось дизтопливо. Вагоны просто не успевают сортироваться и отправляться. То, что раньше ехало 3 дня, сейчас может ехать и неделю, и 10 дней. По причине колоссальных задержек вагонов вопрос импорта газа из западных стран отвалился сам собой. Никто не хочет ждать 40+ дней, пока приобретенный товар доставят в Украину. Аналогичным образом не представляется возможным оперативно разгрузить суда в порту – вагонов мало, а те, что есть, оборачиваются непозволительно долго. А ведь эти поставки могли бы существенно охладить рынок.

Фактор “Укрзализныци” сегодня является не менее влиятельным, чем объективный дефицит ресурса у производителей. К чему могут привести дальнейшие срывы тендеров на поставку дизтоплива в УЗ – остается только догадываться.

  1. Несостоявшаяся диверсификация. Немного стравить давление могли бы автомобильный импорт газа из западных стран (Польша, Венгрия, Словакия), но нюансы не позволяют реализовать их в полном объеме. Ни поляки, ни белорусы везти сюда газ в своих машинах не хотят – все при делах. А нашим водителям для таких маршрутов работы нужно разрешение на работу, которое оперативно никто не оформит. Да и транспорта для крупных поставок вряд ли хватит. Очевидно, такой кризис простимулирует трейдеров лучше готовиться к поиску альтернативных путей снабжения в будущем.

Это если коротко. Прогнозы?

Очевидно, что цена в рознице уже приблизилась к своему технологическому максимуму – дальнейший рост ставит под сомнение использование автогаза. Думаю, что эта отметка – 18 грн./л. В результате – значительное падение потребления, и чем быстрее оно произойдет, тем быстрее наполнится рынок. С осторожным оптимизмом полагаю, что это произойдет к середине сентября. А дальше – только вниз, к 11-12 грн./л. (oilnews.com.ua/Химия Украины и мира)

Exit mobile version