Химия Украины и мира

Украина: Ситуация с автогазом нормализуется лишь с падением спроса на топливо

За горячую тему ухватились политики, но цена от этого не стала ниже. Ситуация нормализуется лишь с падением спроса на топливо.

На неделе с 28 августа автогазовая истерия достигла своего апогея. Цена на сжиженный газ для автомобилей добрались до 18 грн./л, а это означает, что на протяжении двух последних недель лета рост стоимости этого топлива превысил 70%.

Несмотря на резкий скачок цен, сжиженный газ разбирают – на многих автозаправках его попросту нет. Эксперты и участники рынка в один голос твердят о дефиците, который возник из-за того, что в мае 2017 г. Федеральная служба технического и экспортного контроля (ФСТЭК) России ввела ограничения на его экспорт в Украину. По информации консалтинговой компании UPECO, сейчас разрешение на экспорт российского автогаза в Украину есть у трех компаний, связанных с Сергеем Курченко (экс-олигарх времен Виктора Януковича), и у “Роснефти”. При этом три курченковские фирмы не используют свои разрешения и не занимаются поставками в Украину. “Ограничения ФСТЭК и монополия “Роснефти” на поставку сжиженного газа привели к дефициту на нашем рынке. На фоне увеличения спроса на данное топливо это привело к резкому увеличению цен, в том числе и на оптовые партии на границе. Оптовые цены на автогаз с начала года выросли вдвое до 28,8 тыс. грн./т”, – сказал аналитик UPECO Александр Сиренко.

Нынешний дефицит сжиженного газа для автомобилей оценивается в 20 тыс. т в месяц, что составляет около 15%. Но розничные цены за последние недели августа выросли на 70%. В Украинской энергетической бирже (УЭБ) отмечают, что такая ценовая планка уже выше, чем в соседней Польше (EUR0,41/л), и подбирается к уровню Германии (EUR0,53/л).

“Несмотря на то, что газовые цены подтянулись к европейскому уровню, цены на бензин в Украине остаются на ощутимо меньшем уровне, чем в европейских странах”, – отмечает директор УЭБ Александр Коваленко. Другими словами, вдруг возникший дисбаланс между ценами на автогаз и ценами на бензин и дизтопливо является четким маркером того, что ситуацию на украинском рынке сжиженного газа намеренно раскачали.

Кто качает и насколько. За горячую тему автогаза ухватились политики. Народный депутат Сергей Лещенко заявил, что на ценовом галопе греет руки кум российского президента Виктор Медведчук. По данным народного депутата, связанные с Медведчуком компании за полгода довели свою долю в дистрибуции российского сжиженного газа в Украине с 1% до 40%. С учетом дефицита в августе импорт автогаза в Украину ожидается на уровне 100 тыс. т и еще около 30 тыс. т составит топливо отечественного производства.

Как бы там ни было, но спекулятивный рост цены газа для автомобилистов принесет сверхприбыль всем участникам этого рынка. Августовский ценовой скачок увеличивает денежный поток торговцев сжиженным газом до 1 млрд. грн. в месяц, две трети этой суммы достанется импортерам, остальное – украинским производителям сжиженного газа.

Производители автогаза (контроль) в Украине, т/месяц (по данным UPECO): ПАО “Укргаздобыча” (государство) 0 13-15; Кременчугский НПЗ (“Приват”) – 7-12; ПАО “Укрнафта” (“Приват”) – 7-10; “Гео-Альянс” (В. Пинчук) – 1,2; ПНГК (“Приват” и В. Татарук) – 1; “Смарт-Энерджи” (В. Новинский) – 0,4. Итого- 29,6-37,6 т/месяц.

Конец забега. После того, как автогаз в Украине подорожал до уровня европейских стран, появились экономически обоснованные перспективы поставок этого ресурса с западных направлений, в том числе и по морю. “Сейчас на фоне высоких цен в Украине уже пошли объемы сжиженного газа из Польши, Румынии и Литвы”, – говорит Александр Сиренко.

Интересно, что конец лета и начало осени являются наиболее “хлебным” периодом для торговли автогазом. Именно на август и сентябрь приходятся пиковые продажи этого топлива. Поэтому к концу сентября вместе со спадом спроса начнет выравниваться и цена на сжиженный газ. “Следует ожидать формирования цены около психологической отметки 15 грн. за литр”, – сказал Александр Коваленко.

Что касается обычных украинцев, то в этом случае, как обычно, спасение утопающих – дело рук самих утопающих. Для тех из них, кто уже перевел свой автомобиль на сжиженный газ, в связи с подорожанием этого топлива почти вдвое увеличится срок окупаемости вложений в переоборудование. Если раньше в среднем на это уходило около года, то при нынешних ценах – до двух лет.

В то же время не следует забывать и о кустарном способе “хеджирования” от ценовых скачков. Речь идет о покупке талонов на заправку автогазом в период, когда цены на него находятся на нормальном уровне. Например, сейчас за ценовыми перипетиями спокойно наблюдает те автомобилисты, которые в июле купили талоны на газ по 11 грн./л в объеме, покрывающем двухмесячное потребление.

С другой стороны, небольшие компании, операторы рынка сжиженного газа для автомобилей, уже начали изучать возможности для создания собственных мощностей для хранения этого ресурса. Пока в Украине недостаток подобных хранилищ – их совокупный объем составляет 40 тыс. т, что соответствует недельному потреблению газа по стране. (Деловая столица/Химия Украины и мира)

Exit mobile version