Химия Украины и мира

Украина: Рынок сжиженного газа (LPG) переживает самый сильный кризис за всю свою историю

Подорожание LPG в 2 раза стало главной темой ушедшего лета на топливном рынке. На фоне дефицита в июле-августе оптовые и розничные цены на пропан-бутан в Украине обновили рекорды, заставив паниковать трейдеров, потребителей-автомобилистов и даже первых лиц государства.

Зависимость от импортных поставок сыграла злую шутку с рынком, разогрев его до предела. За неполный месяц сжиженный газ в опте подорожал на 92%. Своего пикового значения средние оптовые цены на LPG в Украине достигли 28 августа. Так, на условиях FCA ГНС и DDP автомобильные партии газа продавались по 28 843 грн./т (15,15 грн./л). В южных и западных регионах оптовые цены достигли 29500 грн./т. Обновили исторические максимумы цены украинских государственных и частных производителей, которые продавали ресурс в диапазоне 28450-29700 грн./т.

За оптом последовала розница. С начала июля средняя цена на сжиженный газ в Украине увеличилась более чем на 50%, с 10,69 грн./л до 16,05 грн./л. В некоторых регионах, преимущественно отдаленных от производства газа, на ценовом пике стоимость LPG на заправках достигала 18,0 грн./л. Высокий ценник говорил об одном: на этой заправке газ есть, но прежде, чем покупать, подумайте, может, стоит заправиться бензином. На юге и западе страны большинство станций разместило на стелах надпись “безнал”, а некоторые и вовсе стояли без газа. В итоге стоимость ресурса в ретейле составила 65% (в среднем 15,5-16,0 грн./л) от цены бензина А-95, что автоматически уменьшило привлекательность LPG как альтернативы бензину.

Таким образом, за несколько недель Украина стала одним из самых премиальных европейских рынков, так как внутренние оптовые цены приближались к $1000/т, а спотовые котировки на покупку импортного ресурса на границе увеличились до $570-620/т.

К премьеру на ковер. Резкое увеличение цен в рознице стало причиной негодования не только автомобилистов. Небывалый до этого скачок привлек внимание руководства страны, включая президента и премьера. На пике цен 28 августа премьер-министр Владимир Гройсман собрал на закрытое заседание представителей профильных министерств, руководство Антимонопольного комитета, Государственной фискальной службы, правоохранительных органов, представителей компаний-трейдеров и сетей для обсуждения ситуации, которая сложилась на рынке.

По мнению главы правительства, основной причиной кризиса стало ограничение поставок сжиженного газа из-за границы, в частности из Российской Федерации, отсутствие инфраструктуры и диверсификации поставок. По итогам заседания Гройсман поставил перед присутствующими чиновниками и представителями бизнеса задачу в течение нескольких недель стабилизировать ситуацию и максимально снизить цены до 15 сентября. Он призвал всячески способствовать трейдерам-импортерам и транспортировке газа. Кроме того, премьер поручил главе Антимонопольного комитета Юрию Терентьеву проверить игроков рынка, в особенности трейдеров, на предмет недобросовестной конкуренции.

Удивительно, что на заседание в Кабмине по теме снижения цен на газ некоторые бизнесмены пришли с неадекватными ситуации идеями, а именно о поднятии акциза на пропан-бутан. Представители Нефтегазовой ассоциации Украины – президент НАУ Дмитрий Кулик и председатель совета ассоциации (вице-президент концерна “Галнафтогаз”) Юрий Кучабский, – пользуясь возможностью выступить в здании на Грушевского, заговорили о нелегальном рынке газа и необходимости подтянуть налоги на этот вид топлива к ставкам на бензины. “Дисбаланс между акцизами на бензин и газ привел к неоправданному росту рынка сжиженного газа по сравнению с другими видами топлива, что усилило зависимость Украины от российских поставок”, – сказал президент НАУ.

Премьеру сложно было сформировать мнение об истинных причинах роста цен на автогаз. С одной стороны, все чаще рядом с названием компании “Роснефть”, которая стала единственной, кто может возить LPG из РФ, стали звучать фамилии Моисеев и Медведчук. На заседании Кабмина о связанных крепкой дружбой бизнесмене и политике вспоминали несколько раз, Гройсману в итоге пришлось напомнить газовикам и чиновникам о войне на востоке Украины и о возможных последствиях работы с Россией.

С другой стороны, украинские производители пропан-бутана едва покрывают четверть потребления. Рынок автогаза растет, добывающий сектор как один из производственных сегментов не поспевает, а НПЗ – второе производственное крыло LPG – закрылись еще при “папередниках”. Кстати, заводы “схлопнулись” как раз на фоне рассвета и заката одного из махинаторов на рынке сжиженного газа – Сергея Курченко, которому, как выяснилось, интересней всего было воплощать схемы незаконного обогащения на импорте. По риторике премьера, а особенно по нагоняю различным службам и министерствам, было видно желание помочь стабилизировать рынок, но чем больше говорили, тем больше становилось ясно, что Кабмин оперативно не способен сделать ничего, кроме как раздать поручения разобраться, нет ли злоупотреблений с ценами.

Газовый разворот. Встреча в правительстве, а следом позиция президента Порошенко, который вспомнил о развитии в стране производства, слегка сбавили напряжение. С 29 августа по 1 сентября цены стабилизировались и даже перешли к снижению. Так, по состоянию на первый день осени средняя спотовая цена сжиженного газа уменьшилась до 28210 грн./т (14,80 грн./л), розничная – до 15,91 грн./л. Участники рынка отмечают, что в сентябре цена на пропан-бутан продолжит снижение как вследствие окончания сезона высокого потребления, так и на фоне достижения ценового “потолка”.

Что же вызвало небывалый для Украины кризис на рынке сжиженного газа, первые признаки которого намечались еще в начале лета? Главной причиной стала нехватка импортного ресурса. На сегодняшний день баланс украинского рынка оставляет около 130-150 тыс. т в месяц, 70% которых приходится на газ из-за рубежа. Ввиду сократившегося производства сжиженного газа все потребности Украины в первую очередь удовлетворяются за счет поставок из России и Беларуси. После введения в мае Федеральной службой технического и экспортного контроля РФ ограничений на продажу сжиженного газа в Украину большинство российских компаний отвели экспортные потоки с украинского направления. Ограничения коснулись всех российских производителей и трейдеров за исключением “Роснефти”, которая получила разрешение на экспорт. На рынке говорят и о “зеленом свете” компаниям Сергея Курченко, однако пока они не отгрузили ни одной тонны в направлении Украины. Ограничения сделали невозможными прямые поставки газа компаний “ЛУКойл”, “Газпром энергосеть”, “СИБУР”, “Сургутнефтегаз” и других производителей и частных трейдеров, а это от 20 до 30 тыс. т газа в месяц.

В итоге “Роснефть”, которая с 2014 г. наращивала долю на рынке Украины, стала главным поставщиком газа в страну. В направлении Украины компания отгружает около 35-40% экспорта, который суммарно составляет порядка 90-100 тыс. т ежемесячно. Сейчас указанные 35-40 тыс. т “Роснефть” оправляет в Украину через одного трейдера – группу Proton Energy Нисана Моисеева, которая также сообщила о приобретении сети АЗС “Роснефти” в Украине, но не регистрирует сделку (по состоянию на 1.09.2017 в реестрах Минюста Украины учредителями ООО “Восток”, как и до объявления сделки, числятся “Роснефть менеджмент компани лимитед” с 90,10% и “Фаргрейд лимитед” с 9,90%).

Первые шаги на газовом рынке указанной группой компаний были предприняты еще в первой половине прошлого года. В мае-июле 2016 г. “Протон” через свою дочернюю компанию в Швейцарии продал на границе с Украиной около 9 тыс. т LPG. Более массированным присутствие швейцарцев на рынке стало в начале 2017 г. Так, с февраля Proton стал контролировать все отгрузки сжиженного газа “Роснефти” в Украину. Если ранее каждый заинтересованный в покупке украинский импортер участвовал в тендерах российской НК самостоятельно, то с началом этого года экспортные потоки “Роснефти” в Украину стали идти через одну компанию. По данным участников рынка, структуры Proton/Glusco заключили контракт на покупку 35-40 тыс. т “роснефтевского” LPG ежемесячно с дисконтом в $23/т к котировке по базису DAF Brest ценового агентства Argus.

Как результат, с февраля главным импортером и единственным продавцом газа “Роснефти” на границе стали структуры компании Proton Energy Group Нисана Моисеева. Введение ограничений со стороны ФСТЭК сделало “Роснефть” единственным прямым экспортером сжиженного газа в Украину, а Proton – единоличным дистрибутором ресурса на границе с последующей перепродажей газа внутри Украины, которую осуществляла “дочка” швейцарцев – “Глуско Украина” (бывшая “Протон Энерджи Украина”).

По данным консалтинговой компании UPECO, в феврале-июле 2017 г. через сателлиты Proton (нерезиденты Proton Energy Group S. A., Glusco Energy S. A., Wexler Global Trading SP, Wexler Global LP и украинское юрлицо “Глуско Украина”) прошло около 200 тыс. т сжиженного газа, что составляет 41% всех импортных поставок за 7 месяцев 2017 г.

После введения ограничения ФСТЭК в “Глуско” обещали увеличить отгрузки до 45-50 тыс. т. Однако в июне и июле компания не смогла отгрузить на рынке даже указанные 35 тыс. т, что еще больше приблизило дефицит. Злые языки утверждают, что в самой “Роснефти” недовольные единственным окном для “Глуско” менеджеры, ранее курирующие поставки газа в Украину нескольким трейдерам, намеренно пытаются доступными им способами помешать образовавшемуся тандему сбоями в отгрузках в надежде поломать текущую схему экспорта. Возможно, ими движет желание вернуть многовекторные отгрузки и заключение договоров на экспорт с несколькими компаниями, как это было до 2017 г. До окончания действия договора “Протона” с “Роснефтью” осталось меньше месяца, его срок истекает 30 сентября. Дальнейшую судьбу “Глуско” на газовом рынке решит новый тендер “Роснефти”.

В итоге из-за ограничений увеличившуюся дыру оперативно закрыть не удалось, отсутствовали альтернативные источники поставок, которые “проходили” бы по ценам. Самым приемлемым вариантом стал реэкспорт российского LPG через Беларусь, где газу присваиваются белорусские паспорта. Так, среднемесячный импорт газа через белорусскую территорию в Украину составляет около 15-25 тыс. т. История напоминает поставки российского ДТ через Беларусь, но, как и с дизелем, все может закончиться в одночасье и придется искать новый канал.

Не только ремонты. На существующую ситуацию повлияли и другие факторы, которые усугубили кризис. Кроме влияния ФСТЭК и последующего сокращения экспорта из России масла в огонь подлила прожорливость украинского рынка, который в первой половине 2017 г. показал рост почти на 14%, а сезон возросшего потребления, на который пришелся кризис, еще более усложнил положение дел (импорт не справлялся, несмотря на рост – за 7 месяцев 2017 г. он составил 13% до почти 640 тыс. т.).

Еще одним отягчающим фактором послужило отсутствие инфраструктуры для хранения сжиженного газа, что не позволяло трейдерам накопить запасы. Вот уже несколько лет отечественный рынок работает с колес с запасами в хранилищах на 3-7 дней. Впрочем, на непредсказуемом газовом рынке многим выгоднее работать с колес, чем хранить ресурс и в случае его удешевления понести убыток. Также участники отмечают бездействие железной дороги, которая задерживала подачу тепловозов и доставку цистерн (инфраструктура “Укрзализныци” заслуживает отдельного исследования).

Особая история летнего сезона – ремонтные работы на нескольких заводах в России и Казахстане. Так, в июле на ремонт останавливались предприятия, которые могли повлиять на ситуацию внутри России и на смежных рынках. Среди них Пермский НПЗ “ЛУКойла”, сургутское УПГ “Сургутнефтегаза”, а также Сургутский ЗСК “Газпрома”. К примеру, ремонт на предприятии “Сугутнефтегаза”, которое сейчас является основным поставщиком широкой фракции легких углеводородов для Белорусского ГПЗ, скорректировал производство пропан-бутана в Беларуси, а также отгрузку готового продукта на терминал в белорусской Витьбе. А остановка крупнейшего актива “Газпрома”, Сургутского ЗСК (производство около 100 тыс. т/месяц), повлияло на баланс в России. Также в августе ремонтировалась одна из установок “СИБУРа” в Тобольске.

За указанный период проводились работы и на одном из производственных предприятий “Тенгизшевройла” (ТШО) в Казахстане. Впрочем, источники на казахстанском рынке отмечают, что ТШО даже во время ремонтов исправно выполняет все экспортные контракты.

Ремонты не проводились на крупнейших заводах “Роснефти”, которые оправляют газ в Украину, – в Новокуйбышевской нефтехимической компании и на Зайкинском газоперерабатывающем предприятии. Справедливости ради стоит отметить, что в июне-августе на ремонте находилась Рязанская НПК, однако в структуре отгрузок газа “Роснефти” в Украину доля этого предприятия составляет около 2-3%. Большинство производителей старается накопить запасы для проведения регламентных работ, безболезненных для потребителя. Но для накала страстей на украинском рынке были хороши все «страшилки» про ремонты. Заряженные популярностью “эксперты” даже пугали общественность ремонтом на Мозырском НПЗ, который только начинает подготовку к запланированной остановке в середине сентября.

На крючке. В итоге пружина “газового кризиса” оказалась разжатой на пике потребления. В случае открытого рынка возросший спрос внутри Украины мог компенсироваться за счет увеличения закупочных цен. Примером тому служит вторая половина 2016 г., когда после аварии на Локосовском ГПЗ “ЛУКойла” оптовые цены в Украине взлетели с 10150 грн./т до почти 21000 грн./т. Однако кризис удалось тогда погасить за счет диверсификации поставок, в первую очередь из России (появление на рынке более дорогого газа Сургутского УПГ).

Российские трейдеры отмечают, что в случае отсутствия ограничений ФСТЭК они могли бы продавать газ в Украину минимум на $100/т дешевле сегодняшних котировок Argus (восточная граница Украины), а это около $480/т. С учетом налогов и логистики на ГНС в центральной Украине себестоимость такого ресурса составляла бы 19200-19300 грн./т (10,10-10,20 грн./л).

Таким образом, ситуация на рынке LPG пока остается напряженной, отсутствие стабильных поставок сжиженного газа из-за границы заставляет трейдеров искать новые источники, которые значительно дороже привычных “обкатанных”. К примеру, ожидаются поставки минимум 6 тыс. т казахстанского газа ТШО, который несколько раз приезжал в Украину этим летом. На рынке появляются предложения из Румынии и Польши, по-новому открываются морские ворота (в августе в Николаеве разгрузился танкер без перевалки – с судна прямо в газовозы).

В целом газовики сходятся во мнении, что сентябрь будет еще “дорогим” и оптовые цены продержатся на уровне около 25000 грн./т, а розница может не опуститься ниже 14,50-15,00 грн./л. Просьба премьер-министра вернуть цены на газ до 15 сентября пока выглядит невыполнимой – скорее всего, к этому времени операторы только начнут движение вниз на стеле. (nefterynok.info/Химия Украины и мира)

Exit mobile version