В августе 2017 г. в Николаеве начал работать небольшой комплекс по перевалке сжиженного газа. Проект реализовала компания Orange LPG, родственная Orange Oil, который последние несколько лет активно поставляет дизтопливо в украинские малые порты. На фоне острого дефицита поставок сжиженного газа в Украину пуск новой перевалки приобрел еще большую важность.
Впрочем, руководство не горело желанием публично раскрывать детали проекта, только в середине сентября удалось провести блиц-интервью с Романом Румянцевым, руководителем группы Orange. В короткой телефонной беседе удалось выяснить ключевые аспекты работы нового объекта, а также планы на ближайшую перспективу.
– Когда задумали проект?
– Идея появилась в октябре 2016 г., когда начались первые морские поставки газа в Украину. Мы присматривали суда на покупку и думали над хранением. У нас к тому времени уже была вся инфраструктура, материально-техническая база для обслуживания флота, а также четкое понимание работы в малых портах. Опыт работы с дизельным топливом очень помог нам.
– Что собой представляет процесс перевалки?
– Впервые Dnipro LPG выгрузился в Николаеве в августе 2017 г. На первом этапе газ переваливался напрямую с танкера в автоцистерны – на причале оборудована система налива в газовозы. Сейчас судно сливается в газовую баржу-накопитель, пришвартованную к причалу “Николаевского рыбного порта”. Это баржа итальянского производства, объем хранения 900 т. С нее уже идет налив в автотранспорт.
– На рынке бытует мнение, что такая схема не может быть реализована в рамках действующего законодательства…
– Эти слухи были ожидаемыми. Проект появился не за неделю – мы работали над ним почти год. Газ – это не “нефтянка”, здесь все намного серьезней. Поэтому были привлечены проектные институты и специалисты-газовики, которые построили ни одну ГНС в Украине и за рубежом. За это время были получены все необходимые согласования, разрешения на начало работ, сертификаты, лицензии и прочие бумаги. Пока все рассуждали, мы работали. Для комплекса разработан и введен в эксплуатацию проект. Сегодня все работает с соблюдением всех необходимых требований по безопасности. Баржа принята в Украинский судовой регистр. А это значит, что она выдержала все строгие требования к объекту повышенной опасности. Современные системы налива, пожаротушения, пенообразования, вентиляции и оповещения, охлаждения палубы – все полностью автоматизировано и требует участия всего лишь одного оператора. Во всем мире работают такие комплексы, ничего сверхъестественного тут нет.
– Сотрудники порта интересовались, законна ли перевалка…
– В Николаеве впервые увидели танкер с LPG. Поэтому, конечно, портовики немного перепугались, боялись буксировать его. Сегодня, кстати, даже буксир не выходит на сопровождение – танкер сам заходит в акваторию и становится под разгрузку.
– Сколько сегодня может перевалить комплекс в месяц?
– Думаю, что около 3 тыс. т за месяц мы можем пропустить. Это максимум, а реальные объемы будут зависеть от цен на море. А они, как вы знаете, пока не очень привлекательные.
– Сегодня многие импортеры практикуют продажу нефтепродуктов через биржевые аукционы. Вы не думали над такой схемой реализации?
– Во-первых, у нас скромные объемы, проблем с их реализацией пока не было. Во-вторых, у нас есть большая наработанная клиентская база покупателей ДТ, среди которых много мелких сетей на юге. Разумеется, мы в первую очередь предлагаем ресурс им. Они все и забирают. Мы продали несколько машин перекупщикам, в итоге те еще до отгрузки перепродали их за наличные. Зачем нам это?
– Какие планы по развитию газового крыла?
– Как я уже сказал, пока котировки газа на море не способствуют увеличению поставок. Глобально же мы видим возможность оборудования еще двух подобных перевалок на берегу Черного моря. Сейчас ведутся проектные работы, весной начнем строительство. (enkorr.com.ua/Химия Украины и мира)