Украинский рынок природного газа за последние 7 лет вырос в 2 раза – с 790 тыс. т в 2010 г. до ожидаемых в 2017 г. 1,55 млн. т. Об этом рассказал аналитик “Консалтинговой группы “А-95” Артем Куюн.
“Мы видим, что за 7 лет, с 2010 г., когда рынок был 790 тыс. т, объемы потребления газа выросли вдвое. По динамике рынка автогаза Украина в прошлом году заняла первое место в мире”, – отметил он. На 2017 г. “А-95” не прогнозирует таких высоких темпов ежегодного роста потребления, как было ранее. “Я думаю, что 10% – это то, что ждет нас по этому году, это чуть меньше по сравнению с 35%, которые были в прошлом году. По автогазу мы приближаемся к уровню Польши, которая, по сути, является законодателем рынка в Восточной Европе”, – добавил Куюн.
По словам аналитика “А-95”, за 8 месяцев 2017 г. доля автогаза в структуре потребления автомобильного топлива составила 31% против 28% потребления бензина.
“В литраже от 15% в 2010 г. автогаз вырос до 31% в 2017 г. То есть каждый третий литр, проданный на украинской заправке, – это сжиженный газ”, – отмечает Куюн. Он подчеркнул, что рынок импорта в разрезе компаний-поставщиков достаточно диверсифицирован. На топ-10 компаний-импортеров припадает 58% рынка импортных поставок. При этом среди источников поставок по-прежнему доминирует российский ресурс, который поступает в Украину как напрямую, так и через Беларусь. В 2017 г. порядка 70% импорта газа пришлось на российский СУГ. “Доминирование российских поставок более чем логично, потому что, имея общую границу с одним из крупнейших в мире поставщиков СУГ, наш рынок всегда будет двигаться в фарватере россиян, даже если доля их поставок будет сведена к минимуму, этот ресурс все равно будет оказывать сильное влияние на украинский рынок”, – добавил он.
На 2018 г. “А-95” прогнозирует потребление на уровне 1,7 млн. т, внутреннее производство – 420 тыс. т, импорт через белорусскую границу – 600 тыс. т, из России – 480 тыс. т, из Казахстана – 150 тыс. т, из Европы через западную границу – 40 тыс. т, по морю – 30 тыс. т. Среди проблемы рынка, которые предстоит решить, Куюн выделил дефицит мощностей по хранению ресурса, неритмичность отгрузок, неразвитость инфраструктуры на морю и западной границе, а также серые схемы на рынке СУГ. (enkorr.com.ua/Химия Украины и мира)