Химия Украины и мира

Мир: FOB или CIF Черное море – вопрос цены удобрений

Украинские азотчики на протяжении всей истории независимости страны чувствовали себя уверенно в глобальной торговле. Шесть крупных предприятий сами формировали не только внутренние цены на аммиачную селитру, карбамид, аммиак и длинный ряд прочих химикатов, но вместе с производителями России, Грузии, Болгарии, Румынии находились в фокусе внимания всех участников мирового рынка.

Черноморский азотный клуб. Но страны “Причерноморья” – не только промышленные лидеры, а также внушительные мировые сельхозпроизводители, благодаря климату и обширности пахотных земель. Усиление индустриального отставания региона от Западной Европы в технологическом развитии после распада СССР позволяет предполагать, что аграрный сектор продолжит набирать вес в экономике стран, что отчетливо видно на примере Украины. Уникальный исторический путь проходил отдельный член черноморского соседства – Турция, которая, тем не менее, тоже стала мощным сельхозпроизводителем.

Для определения роли предприятий региона в мировой торговле нужно знать баланс производства-потребления, то есть понимать потенциал азотных предприятий, состояние производства и потребности фермеров в удобрениях.

Южный хаб аммиака. Уникальный аммиакопровод напрямую соединяет российский азотный кластер в Тольятти и свободную морскую магистраль через Одесский припортовый завод (ОПЗ) и порт Южный. Морем осуществляются основные поставки во все части планеты, в том числе аммиака. Фактически заводы-производители в России, трубопровод, ОПЗ и портовые погрузочные терминалы являются единой структурой, главная задача которой – переработка природного газа в аммиак и отправка его на экспорт. ОПЗ может производить карбамид, но не имеет технологической возможности для его отгрузки на внутренний рынок насыпью. Более того, завод не может даже перерабатывать российский аммиак в удобрения, так как не имеет производства нитратов, а выпуск карбамида предполагает единый цикл с синтезом аммиака из газа.

По трубопроводу прокачивается российский аммиак преимущественно “Тольяттиазота”. Суммарная мощность производства “Тольяттиазота” – 4 млн. т аммиака в год, часть которого может перерабатываться в карбамид. Но мощности производства карбамида составляют чуть более 1 млн. т, да и содержание азота в нем 46%, тогда как в аммиаке – 82%. На карбамид приходится незначительная доля произведенного аммиака, а остальная часть экспортируется по Черному морю. Кроме “Тольяттиазота” трубопровод используют российские предприятия “Минудобрения” из Россоши и “Куйбышевазот”. Благодаря вышесказанному, порт Южный остается влиятельнейшим центром, откуда миллионы тонн аммиака ежегодно отправляются во все регионы мира.

Карбамид – удобрение номер один. Карбамид является наиболее распространенным удобрением в мире. Отечественные аграрии также охотно его используют, хотя часто отдают предпочтение нитратам. В Украине 5 заводов имеют мощности для производства карбамида. Внутреннее потребление этого удобрения в нашей стране в 2016 г. превысило 0,9 млн. т.

Потенциальные мощности производства таких стран, как Россия, Украина и Румыния, многократно превосходят объем внутреннего потребления. Под термином “потенциальные мощности производства” следует понимать проектные возможности агрегатов по выпуску продукции согласно технической документации. Суммарные потенциальные мощности трех стран в 2017 г. превысят 14,8 млн. т. Лидером является Россия. Следует отметить, что учитывались мощности предприятий, расположенные ближе к европейской части страны, и использующие морские порты для отгрузки продукции на экспорт, а также новое производство “ФосАгро-Череповец”. Впрочем, стоит начать не с России, а с других лидеров производства.

В Румынии 5 из 6 азотных предприятий консолидированы в группу InterAgro, плюс седьмой завод, пребывавший в процедуре банкротства с 2010 г. Заводы InterAgro также остановились, но относительно недавно. Еще в 2014 г. румынские химики гордились 40%-ным приростом отгрузки на внутренний рынок, который превысил 1,2 млн. т, а экспорт хоть и упал вдвое, но все еще превышал полмиллиона тонн. В 2016 г. поток экспорта был ничтожным, так как единственный оставшийся в строю завод, принадлежащий Ameropa с потенциальным объемом производства 470 тыс. т, уже едва обеспечивал нужды собственных аграриев. В настоящий момент Румыния выбыла из пула мировых поставщиков удобрений.

Сценарий Румынии имеет все шансы осуществиться и в Украине. Концерн “Стирол” расположен в Горловке, на территории, не контролируемой Украиной. Сможет ли гордость отечественного химпрома запуститься после окончания войны, сейчас не известно. Прифронтовой северодонецкий “Азот” хотя и находится на безопасном удалении от военных действий, но столкнулся с проблемой энергопоставок. Пока он не может синтезировать ни аммиак, ни карбамид.

Украинские заводы страдают от низких мировых цен, дефицита и высокой стоимости природного газа. Себестоимость не позволяет конкурировать на мировой арене, за исключением сезонов высокого спроса. Одесский припортовый завод не в состоянии обеспечить производство сырьем. Даже по толлинговой схеме предприятие проработало недолго и к августу 2017 г. стало приглашать новых “давальцев”, так как прежним партнерам тоже стало невыгодно производить карбамид и аммиак. Черкасский “Азот” после остановки в марте 2017 г. все же начал летом выпуск продукции, но тоже по давальческой схеме и только для украинского рынка. Некоторый объем периодически экспортирует “ДнипроАзот”, но в отсутствие отгрузок прочих украинских предприятий сбывать на домашний рынок продукцию выгоднее, поэтому объем экспорта невысокий.

Ключевые экспортные мощности, как можно увидеть, расположены в России, при этом они продолжают расти. Однако о ее участии пойдет речь отдельно.

Несмотря на сокращение производства, аппетит к карбамиду у аграриев в черноморском регионе не уменьшился. Украина, Болгария, Румыния продолжают использовать крупные объемы карбамида, наращивая импорт. Но по-настоящему огромным мировым импортером является Турция с потреблением около 2,5 млн. т/год. Собственное производство такого удобрения в стране имеет лишь один производитель – IGSAS, способный поставить на рынок 560 тыс. т. Спрос на карбамид, в частности, начал вынужденно прогрессировать вследствие запрета использования сухих нитратов после терактов летом 2016 г.

В текущей ситуации остается признать, что Россия – единственный черноморский экспортер карбамида. Остальные страны региона являются импортерами, а спрос на импорт может оцениваться на уровне 2,5 млн. т.

Нитратные продукты. Наиболее широко используемыми азотными удобрениями в регионе остаются сухие нитраты, в первую очередь аммиачная селитра. Известково-аммиачная селитра (ИАС, 27% азота), возглавляющая рейтинг удобрений в Западной Европе, здесь также в ходу, хотя больше рассматривается как экспортный продукт. В Турции ИАС долгое время была запрещена вместе с аммиачной селитрой, но сейчас разрешена к применению с рядом ограничивающих условий.

Нетто-экспортерами в регионе выступают Россия, Болгария и Грузия. Последние две страны способны экспортировать вместе до 650-700 тыс. т аммиачной селитры. Основной объем болгарского нитрата аммония потребляется на внутреннем рынке. В Грузии есть один завод – “Руставиазот”, выпускающий до 520 тыс. т селитры. Указанный объем экспорта – согласно данным 2015 г. Потребление удобрений в Грузии скромное, потому почти весь объем экспортируется. Но в 2016 г. завод столкнулся с проблемами, произошла смена владельца. Данных о продажах после 2015 г. нет. Однако зимой 2017 г. производство вообще было остановлено, подача газа прекращена, были анонсированы сокращения, а по предприятию прокатилась волна протестных выступлений рабочих.

Летом появилась информация об экспорте продукции, в частности в Украину, но сможет ли руководство предприятия обеспечить стабильность работы и какой будет загрузка производства, сказать трудно.

В Румынии 5 заводов могут выпускать нитраты, но, как и в случае с карбамидом, лишь один продолжает работать. Завод Azomures, согласно проектным данным, может производить приблизительно 750 тыс. т плава селитры, но при полной загрузке производства КАС объем не превысит 450 тыс. т товарной аммиачной селитры. Потребление рынка Румынии при достаточном наличии азотных удобрений превышало 650 тыс. т, но после остановки InterAgro начало резко падать. Можно говорить, что объем Azomures более или менее удовлетворяет спрос, но ожидать значительного экспорта не приходится.

В Украине нитраты выпускают только 4 предприятия группы Ostchem. Фактически работают “Азот” в Черкассах и “Ривнеазот”, на август был запланирован пуск “Северодонецкого объединения Азот”. В 2016 г. экспорт из Украины практически прекратился, а в текущем году поставки на мировой рынок маловероятны. В то же время Украина остается огромным потребителем сухих нитратов, используя в год около 1,9 млн. т аммиачной селитры, ИАС и модифицированных заменителей. Свыше полумиллиона тонн таких продуктов было импортировано в первой половине 2017 г.

Турция после ввода в эксплуатацию завода Bagfas существенно увеличила производственный потенциал по выпуску нитратов, который достигает 2 млн. т. Вместе с тем спрос на ИАС развивается не так активно из-за законодательных сложностей по обращению с удобрением, принятых после терактов 2016 г. Объем внутреннего потребления оценочный, составляет около 600 тыс. т. Не исключено, что, учитывая дефицит удобрений, турецкая ИАС может появиться даже на украинском рынке, однако пока сведений об экспорте нитратов из Турции не было.

Страны региона, кроме Украины и в меньшей степени Румынии, обеспечивают домашний спрос. Ориентированная на экспорт Грузия значительно сократит предложение и пока не может претендовать на роль глобального игрока. Болгария продолжит отдавать заметные объемы, но годовой объем до 200 тыс. т также не столь значителен для мировой торговли. Единственным влиятельным поставщиком является Россия.

Логистическая рука России. Российская Федерация обладает колоссальным потенциалом по всем видам азотной продукции благодаря доступности природного газа. Из страны экспортируется 6 млн. т карбамида и 3,5 млн. т аммиачной селитры. Львиная доля экспорта доставляется морем, переваливаясь в европейских портах, находящихся как на территории самой России, так и вне.

Сухие удобрения с территории РФ на суда Черного моря загружаются через терминал группы “ЕвроХим” в Туапсе, а также из Новороссийска. Перевалочные мощности в черноморской части страны явно недостаточны. Россияне иногда и сейчас используют украинские порты, несмотря на нынешние враждебные отношения между странами.

Основной же объем экспорта, по нашим расчетам 80%, отгружается через порты Балтийского моря. “Уралхим” и “Акрон” имеют собственные мощности по перевалке удобрений, “ЕвроХим” строит также терминал. На сегодняшний день мощности не просто современны и хорошо развиты, но между портами России, стран Прибалтики и Финляндией ведется жесткая конкуренция за грузы. Россия содействует развитию своей балтийской инфраструктуры, стремясь оставить грузопоток до порта у себя.

Также следует отметить, что продукцию через Балтийское море отправляют и другие нетто-экспортеры азотных удобрений – Беларусь, Литва, Польша. Таким образом, в отличие от Черного Балтийское море служит глобальным хабом для поставщиков азотных удобрений и имеет преимущественное значения для производителей России.

Виртуальный FOB Черное море. Подытоживая написанное, получается, что в существующей структуре мирового рынка страны Черноморского региона, утратили свое экспортное значение, но наращивают импорт. Исключением является Россия, которая продолжает активно отгружать аммиак через порт Южный, но в сухих удобрениях полагается на Балтийскую логистику. Несмотря на то, что все мировые агентства по старинке показывают котировки FOB Черное море, базис уже в большей степени представляет собой CIF Черное море.

Почему это важно? Потому что за базу сравнения внутренней цены для различных задач ценообразования и регуляторной политики берется FOB, то есть предложение экспортеров. Цены поступают из отчетов аналитических агентств, которые в свою очередь представляют собой среднее по спотовым сделкам экспортеров. Если сделок нет, то в отчеты ставятся котировки прежних периодов. А так как экспортная торговля на FOB Черное море минимальна, сделок часто просто нет, то показанный уровень, скорее всего, уже устарел. Запоздание может составлять несколько недель.

Настоящая цена для внутреннего рынка является отражением не эфемерного FOB Черное море, а может быть посчитана на основе ценового уровня реальных сделок на базисах отгрузки, плюс морской фрахт и прочие расходы, в зависимости от условия доставки. И в настоящее время маяком для ценообразования должны быть FOB Северная Африка, Балтика или даже CIF Турция, но никак не отечественный Южный. (Эксперт рынка агрохимии ИА “Инфоиндустрия” Михаил Саницкий/Химия Украины и мира)

Exit mobile version