Украинские компании исчерпали выделенные на этот год Укртрансбезопасностью разрешения на перевозку сжиженного газа из Беларуси автотранспортом. Об этом говорится в сообщении компании GT Group со ссылкой на данные ведомства.
По состоянию на 21 ноября свободных двухсторонних разрешений на перевозку СУГ из Беларуси для украинских компаний нет.
По словам участников рынка, проблемы со свободными разрешениями начались в средине октября, но Укртрансбезопасность все это время понемногу выдавала дополнительные разрешения.
“Выделенные на этот год квоты украинские компании исчерпали еще в середине октября. С середины до конца октября были предоставлены дополнительные квоты, сейчас они также закончились. Такая ситуация была прогнозируемой еще неделю назад. В дальнейшем для выполнения своих обязательств импортеры вынуждены обращаться к белорусским перевозчикам, стоимость услуг которых на 30-50% выше”, – отмечает один из крупнейших импортеров белорусского СУГ компания GT Group.
Проблему отсутствия разрешений подтвердили и другие участники рынка, в частности UPK Group.
Ежегодно двусторонняя украинско-белорусская комиссия согласовывает на следующих год объем разрешений на перевозку грузов, в частности СУГ. Разрешения бывают двусторонними (для импорта) и транзитными. Перевозчики каждой из стран получают пропорциональное количество таких разрешений.
Нехватка двусторонних разрешений для украинских перевозчиков является типичной проблемой для последних нескольких лет. Например, в прошлом году они были исчерпаны украинскими перевозчиками в начале декабря. В этом году ситуация обострилась из-за роста украинского рынка СУГ.
Укртрансбезопасность имеет возможность изменять тип разрешения с транзитного на двусторонние при согласовании с белорусской стороной. На 21 ноября свободных транзитных разрешений осталось 37, двусторонних – 0. Участники рынка отмечают, что разрешение выдается на каждую автоцистерну отдельно.
“При отсутствии согласования госорганом дополнительных разрешений компании вынуждены обращаться к белорусским перевозчикам, которые, в отличие от украинских, такие разрешения имеют. Цены белорусских автоперевозчиков на 30-50% выше, то есть на тоне СУГ переплата от этого составляет 500-1000 грн. в зависимости от расстояния перевозки. Это дополнительные расходы, которые вынуждены нести импортеры при исполнении своих term-контрактов”, – отмечает GT Group.
По результатам 10 месяцев 2017 г. на Беларусь пришелся 41% всего импорта СУГ (406,7 тыс. т из общего объема 981,5 тыс. т). 36% (147 тыс. т) всего импорта из Беларуси за этот период осуществлялось автомобильным транспортом. (enkorr.com.ua/Химия Украины и мира)