Российские и грузинские СМИ активно обсуждают схему перехода собственности грузинского предприятия азотной химии “Рустави Азот” к холдингу АФК “Система”, который принадлежит российскому бизнесмену Владимиру Евтушенкову. Бывший собственник завода Роман Пипия обратился в суд, утверждая, что холдинг приобрел предприятие незаконно.
Единственный в своем роде. “Руставский азот” – так теперь называется химический комбинат “Азот”, расположенный в грузинском городе Рустави. Это предприятие – единственный производитель минеральных и азотных удобрений на Южном Кавказе. Комбинат производит аммиачную селитру, азотную кислоту, аммиак, сульфат аммония, цианистый натрий, в конце 2015 г. начал выпуск медного купороса. Продукция предприятия востребована: на экспорт в 20 стран уходит около 85% позиций. “Азот” производит 500 тыс. т аммиачной селитры в год, что приблизительно равно 1% от ее потребления в мире. Выработка аммиака в 2015 г. составила 234,26 тыс. т, азотной кислоты – 415,5 тыс. т.
До 2016 г. завод считался очень перспективным. О его дальнейшей деятельности охотно высказывался премьер-министр Грузии Георгий Квирикашвили – планировалось расширение производства и создание 500 новых рабочих мест. К планам подключился Партнерский фонд по управлению государственными активами, выразивший желание инвестировать в предприятие $50 млн. Еще $150 млн. решил выделить Европейский банк реконструкции и развития – соответствующее соглашение было подписано в июле 2016 г. Предполагалось, что средства будут направлены на реабилитацию и модернизацию линии по производству аммиака.
Новые владельцы – новые правила. Однако уже в сентябре в ситуацию вмешались сторонние игроки. Стало известно, что новая компания стала владельцем 100% доли химзавода “Руставский азот”. Новые владельцы первым делом сократили коллектив предприятия на 300 с лишним человек (всего на заводе работали 2,3 тыс. сотрудников). Такое решение вызвало массовые протесты: митинги, шествия, рабочим пришлось врываться в здание администрации “Азота”. Без пострадавших в ходе конфликта не обошлось.
Позднее стало известно, что новым владельцем завода через компанию АО EU Investment стал “Банк Грузии”. Еще позднее обнаружилось, что “Банк Грузии” нашел на актив нового покупателя. Им стала АФК “Система” при участии ее люксембургского дочернего банка East West United Bank.
Фирменный стиль ведения бизнеса АФК “Система” – финансовый аспект как единственный мотив действий – был виден уже на первых этапах владения активом. Руководство завода в ответ на массовые протесты заявило, что людей не увольняли – коллектив просто реорганизовали. “После реорганизации новые контракты оформили со столькими людьми, сколько рабочих им требовалось заполнить, то есть с 2010 сотрудниками. А остальным 340 сотрудникам компания готова выплачивать компенсацию”, – прокомментировало предприятие в 2016 г.
“Компания оформила договор со столькими сотрудниками, сколько нужно было на данном этапе. Мы обещали, что если завод увеличит объемы, то мы не будем нанимать новых сотрудников и вернем их обратно. Мы проявили добрую волю и готовы платить им по 500 лари (порядка $184) в течение 3 месяцев”, – сообщил замдиректора компании “Руставский азот” Иосиф Гозалишвили.
Точно такими же словами мотивировали свои управленческие решения представители АФК “Система” во времена владения “Башнефтью”. Вывод стратегически важных активов и сервисных служб именовался реорганизацией, а сокращение штата, вывод целых цехов за контур предприятий объяснялся экономической эффективностью.
Очередное незаконное владение? Последствия таких действий в отношении “Руставского азота” могут быть такими же, как и в случае с “Башнефтью”. В случае с нефтедобывающей компанией действия собственников не укрылись от властей – Генпрокуратура установила, что АФК “Система” незаконно приобрела актив и акции компании вернулись в собственность государства. Такого же развития событий в отношении грузинского предприятия добивается его бывший собственник, бизнесмен Роман Пипия.
“На данном этапе я подал иск в Люксембурге против российской АФК “Система” и ее люксембургского дочернего банка East West United Bank. “Система” попыталась путем корпоративного рейдерства прибрать к рукам “Руставский азот” и искусственно прервать беспрецедентное по своему масштабу финансирование от ЕБРР, которое включало рефинансирование существующих займов и удвоение производственных мощностей “Руставского азота”. Этот проект позволил бы вдвое нарастить экспортный потенциал “Руставского азота” и создать в Рустави 300 дополнительных рабочих мест”, – рассказал Пипия.
Он также прокомментировал слухи о том, что “Банк Грузии” передает завод российским инвесторам – по его мнению, с учетом судебного процесса с головным акционером “Банка Грузии”, BGEO Group, такая сделка будет попросту незаконной. “Не думаю, что информация о том, что сегодня “Руставский азот” продается, соответствует действительности, поскольку ни один инвестор не станет покупать актив, являющийся предметом многостороннего спора. Но если это правда, то я считаю, что речь идет о незаконной сделке”, – отметил Роман Пипия.
Он уточнил, что схема, по которой “Руставский азот” обрел нового владельца, близка к мошеннической. Так, “Банк Грузии” объявил аукцион, в ходе которого EU Investments приобрела завод. Однако средства, которые компания заплатила за 100% акций – около $100 млн. – EU Investments получила от основного акционера “Банка Грузии”, BGEO Group.
“Я также намерен подать иски в других юрисдикциях и не исключаю, что их участниками станут и другие, новые фигуранты этой колоссальной махинации. В любом случае, такой инвестор не будет считаться добросовестным покупателем, я окажу ему всевозможную поддержку, чтобы он остался в правовом поле и не стал участником незаконной сделки”, – сообщил бывший владелец “Руставского азота”. (Инфоиндустрия/Химия Украины и мира)