Химия Украины и мира

Украина: Что означает решение Стокгольмского арбитража по спору НАК “Нафтогаз Украины” и ПАО “Газпром”

После трех с половиной лет судебных споров между российским “Газпромом” и НАК “Нафтогаз Украины” Стокгольмский арбитражный суд удовлетворил все ключевые требования украинской компании по контракту о поставках газа. Таким образом, НАКу удалось добиться отмены условия об обязательной оплате законтрактованных объемов, независимо от фактической покупки (“бери или плати”), снизить на 47 млрд. кубометров обязательный объем закупки газа и доказать несправедливость цены в $485/1000 кубометров, на которой настаивал “Газпром”.

Но, несмотря на это, НАКу по решению трибунала придется выплатить “Газпрому” до $2 млрд. за газ, полученный в 2013-2014 гг. Впрочем, необходимость этих выплат может отпасть в феврале 2018 г., когда шведский арбитраж примет важное для Украины решение по транзитному спору между НАКом и “Газпромом”.

Как и о чем спорили. 22 декабря Трибунал при Арбитражном институте Торговой палаты Стокгольма вынес решение по спору НАК “Нафтогаз Украины” и ПАО “Газпром” по десятилетнему контракту купли-продажи российского газа от 19 января 2009 г. “Нафтогаз” выиграл арбитраж против “Газпрома” по контракту на поставку газа по всем спорным вопросам”, – заявила НАК “Нафтогаз Украины”. Таких ключевых спорных пунктов три. Они касаются контрактных цены газа и объемов поставки, а также обязательства Украины оплачивать определенную часть законтрактованных объемов, более известного как условие “бери или плати” (take-or-pay).

Арбитражный спор между украинской и российской газовыми компаниями начался 16 июня 2014 г. В этот день стороны обменялись встречными исками. Первым заявил о намерениях судиться с НАК “Нафтогаз Украины” глава правления “Газпрома” Алексей Миллер, обвинив украинскую компанию в том, что она не выбирала весь законтрактованный газ. Тогда “недобор”, по версии Миллера, составлял почти 29,5 млрд. кубометров по условию “бери или плати”. Законтрактованные объемы в 2009 г. составляли 40 млрд. кубометров. С 2010 г. Украина должна была покупать у РФ 52 млрд. кубометров. Причем не важно, нужен нам газ в таких объемах или нет, Украина должна была платить.

“Нафтогаз” вызов российской стороны принял. Украинская компания потребовала в арбитраже от “Газпрома” отмены условия “бери или плати”, ретроактивного (действие обратной силы) пересмотра цены, которая была закреплена контрактом от 2009 г., настаивала на возмещении всех переплат, осуществленных Украиной с мая 2011 г., а также на отмене пункта контракта, запрещающего продажу поставляемого газа за пределами страны (реэкспорт).

Первоначальный объем исковых требований “Газпрома” составлял $4,5 млрд. “за поставленный российский газ в ноябре-декабре 2013 г. и в апреле-мае 2014 г.”. 16 июня, в день подачи иска, “Газпром”, ссылаясь на положения контракта с Украиной, ввел для “Нафтогаза” предоплату на поставки газа. НАК тогда ответила иском в арбитраж на $6 млрд., потребовав не только установления рыночной цены на российское топливо, но возмещения Украине переплаты за газ, который российский монополист поставлял в страну с 2010 г. Этот спор считается одним из самых крупных по суммам исковых претензий и процессуально сложных из всех дел, которые рассматривались до этого в международных арбитражах. Решения трибунала не подлежат разглашению, обязательны к выполнению и оспорить их можно лишь процедурно, но не по сути. У сторон будет для выполнения решения как минимум 30 календарных дней с момента вступления его в силу.

На финишную прямую арбитражный спор НАКа и “Газпрома” вышел лишь в конце сентября 2016 г., когда трибунал перешел к слушаниям по делу. Первое принципиальное промежуточное решение Стокгольмский суд принял 31 мая 2017 г. К этому моменту сумма исковых претензий со стороны “Газпрома” по поставке газа составляла более $47 млрд., а “Нафтогаз Украины” – $18 млрд. Это решение было крайне важным для Украины, поскольку тогда арбитраж признал, что условие “бери или плати” не будет учитываться при расчете между сторонами, запрет реэкспорта газа был признан несправедливым, а расчеты по ценовой формуле должны быть пересмотрены с 2014 г. Важно понимать, что после промежуточного решения в мае сумма компенсации, на которую может претендовать НАК “Нафтогаз Украины”, сократилась.

Изначально украинская компания рассчитывала, что после пересмотра формулы с привязкой расчетов к европейским рыночным показателям сумма возмещения составит $14,1 млрд. Но эта цифра была рассчитана с учетом пересмотра цены с мая 2011 г. по октябрь 2015 г. С 25 ноября 2015 г. и до сегодняшнего дня Украина не закупает российский газ. Однако арбитраж принял решение о пересмотре формулы с апреля 2014 г.

Что решили арбитры. В окончательном решении трибунала, о котором 22 декабря сообщил “Нафтогаз Украины”, говорится, что “Стокгольм полностью отклонил требования “Газпрома” по положению “бери или плати” на $56 млрд.” за весь период действия контракта – с 2009 г. по 2017 г. Но условие о покупке обязательного объема газа по принципу “бери или плати” будет действовать до окончания срока действия контракта, то есть в 2018-2019 гг. Правда, “Нафтогаз” добился уменьшения будущих обязательных годовых объемов закупки российского газа “более чем в 10 раз, в соответствии с фактическими потребностями в импорте топлива”, сообщила украинская газовая компания. Это означает, что вместо обязательных 52 млрд. кубометров газа, которые украинская сторона должна была ежегодно покупать у “Газпрома”, контрактный объем снижен до 5 млрд. кубометров.

И ключевым решением стал пересмотр цены на российский газ для Украины. В частности, трибунал признал правомерность привязки расчета стоимости газа к рыночной цене, а не к стоимости нефтепродуктов. Поэтому цена газа, полученного от “Газпрома” во втором квартале 2014 г., снижена на 27% – с $485/1000 кубометр, на которых настаивал российский монополист, до $352/1000 кубометров. “Благодаря пересмотру контрактной цены “Нафтогаз” сэкономил $1,8 млрд. на закупке газа, купленного в 2014-2015 гг. Арбитражный суд признал недействительными кабальные положения контракта и привел его в соответствие с рыночными европейскими стандартами”, – заявил “Нафтогаз”.

По оценкам украинской компании, общий “позитивный эффект решений арбитража” составил $75 млрд. за весь срок действия контракта с российским монополистом. Ценовой вопрос – один из самых проблемных в этом судебном споре. Для Украины было принципиально важно заставить “Газпром” придерживаться при формировании цены котировок на европейских хабах. В идеале формула, которую Украина считает справедливой в отношениях с “Газпромом”, – “хаб минус транспорт”. Это позволило бы стране закупать газ по спотовым ценам на европейских хабах за вычетом издержек на его транспортировку. В результате цена на российский газ, по прогнозам аналитиков, для Украины будет ниже европейской реверсной цены.

Впрочем, за время арбитражного разбирательства, стороны предпринимали попытки договориться о справедливой цене самостоятельно. В частности, после промежуточного решения в мае Стокгольмский трибунал потребовал от сторон проведения переговоров по цене на газ. Но уже в начале сентября глава правления “Нафтогаз Украины” Андрей Коболев заявил, что переговоры с “Газпромом” завершились безрезультатно, теперь формула будет определяться решением арбитража. После того, как со второго квартала 2014 г. перестала действовать цена российского газа в $268,5/1000 кубометров, установленная в конце 2013 г., украинская и российская газовые компании не смогли договориться по сумме оплаты за газ в ноябре-декабре 2013 г. и в апреле-мае 2014 г. “Газпром” посчитал сумму долга украинской стороны за весь период по максимуму – в $485/1000 кубометров. “Нафтогаз” согласился оплатить полученные объемы по старой цене ($268,5/1000 кубометров). В результате спорной осталась так называемая “разница” в $2,2 млрд.

Судьба этого долга украинской стороны должна быть прописана в решении трибунала. Поскольку оно является не публичным, “Нафтогаз” не разглашает решение арбитров по этому пункту. Но в итоге трибунал не признал справедливой ни цену НАКа, ни цену “Газпрома”, а прописал в решении $352/1000 кубометров. С учетом штрафов и пеней, а также за тот объем газа, который вообще не был оплачен в конце 2013 г. “Нафтогаз” должен будет выплатить $1,5-2 млрд. Впрочем, подтвердить эту информацию в украинской газовой компании пока не удалось.

Российский взгляд. Но у российского “Газпрома” традиционно есть собственная трактовка арбитражного решения. После того, как о своей победе объявила украинская компания, “Газпром” сначала отказывался публично комментировать ситуацию, ссылаясь на необходимость “внимательно ознакомиться с выводами арбитража”. Через несколько часов “Газпром” заявил, что трибунал обязал НАК “погасить сумму просроченной задолженности за поставки газа в $2,019 млрд., а также проценты с сегодняшнего дня по дату осуществления такого платежа в размере 0,03% за каждый день просрочки”. Вероятно, “Газпром” подразумевает выплаты по задолженности “Нафтогаза” как раз в указанные выше периоды 2013-2014 гг.

По-своему трактует российский монополист решение о снижении контрактного объема с 52 млрд. до 5 млрд. кубометров в пользу “Нафтогаза”. В частности, в “Газпроме” считают, что теперь до конца действия контракта, то есть до 2019 г., НАК обязан ежегодно оплачивать и отбирать 5 млрд. кубометров. При этом российская компания ни слова не говорит о том, что в суде она “потеряла” почти 47 млрд. законтрактованных кубометров. Сдержанность и лаконичность в комментариях “Газпрома” может отчасти свидетельствовать о том, что решение Стокгольмского арбитража действительно более выгодно украинской стороне. Впрочем, пока достоверно не ясно, на какой объем ретроактивной компенсации может рассчитывать украинская сторона и должен ли действительно “Нафтогаз” провести какие-либо выплаты в адрес “Газпрома” по итогам судебного разбирательства.

В НАКе пообещали предоставить ответы на эти вопросы после того, как Стокгольмский трибунал вынесет окончательное решение по транзитному иску украинской компании, которое ожидается 28 февраля 2018 г.

В ожидании “транзита”. Второй иск “Нафтогаз Украины” против “Газпрома” подал в Стокгольмский арбитраж 13 октября 2014 г. Сумма претензий за не предоставленные российской стороной объемы газа для транзита НАК тогда оценил в $3,2 млрд. По данным украинской компании, минимальный объем газа, который “Газпром” должен транспортировать по украинской территории, составляет 110 млрд. кубометров. “Но вместо этого годовой объем транзита в 2009-2013 гг. составлял в среднем 94 млрд. кубометров”, – сообщали в НАКе.

В августе 2016 г. “Нафтогаз” подал в арбитраж дополнительные сведения о фактах нарушения “Газпромом” условий транзитного договора. Речь идет о снижении давления на пограничных газоизмерительных станциях “до уровня ниже предусмотренного контрактными обязательствами”. “Газпром” объяснил тогда сокращение объемов транзита “снижением спроса на природный газ на европейских рынках”. Сейчас “Нафтогаз” требует от “Газпрома” выплат по транзитному иску в $16 млрд.

До разрешения трибуналом транзитного спора, вероятнее всего, “Нафтогаз” никаких выплат российской стороне осуществлять не будет. Основная причина – неопределенность по поставкам российского газа в оккупированный Донбасс. Ранее коммерческий директор группы “Нафтогаз” Юрий Витренко заявлял, что “цена объемов, поставленных на оккупированные территории Россией, не законтрактована”, а также “не ясны сами объемы таких поставок”. По его оценкам, сумма претензий по этому пункту по состоянию на ноябрь 2017 г. составляет $1,3 млрд.

По данным НАК “Нафтогаз Украины”, в решении Стокгольмского суда говорится, что Украина не обязана платить за поставки российского газа в ОРДЛО, счета по которым “Газпром” регулярно выставляет Украине. “Будущие поставки на указанные территории не коснутся «Нафтогаза» до прекращения оккупации территорий на Востоке Украины. В любом случае такие поставки не будут зачислены в ежегодные контрактные объемы”, – указано в сообщении НАК на Facebook. Но если сейчас “Нафтогаз” проведет любые выплаты в адрес российского монополиста, следуя решению трибунала, существует риск, что “Газпром” засчитает полученные средства именно за поставки топлива в ОРДЛО. В “Нафтогазе” рассчитывают, что февральское решение Стокгольмского арбитража по транзитному иску будет окончательным, соответственно, по всем спорным вопросам с “Газпромом” будет поставлена точка. (daily.rbc.ua/Химия Украины и мира)

Exit mobile version