Химия Украины и мира

Европа: Болгария и Сербия – крупнейшие рынки автогаза (LPG) на Балканах

Самыми крупными и развитыми рынками автогаза на Балканах являются Болгария и Сербия. Доля автогаза в структуре потребления моторного топлива в обоих государствах весьма ощутимая – порядка 12-13%, что является одним из самых высоких показателей в мире. Больше – только в Украине. Сценарии развития сектора автогаза в Сербии и Болгарии во многом перекликаются с украинским рынком СУГ

Балканские рынки моторного топлива развивались по такому же сценарию, как и украинский. Точкой отсчета для них стал развал Югославии, а для Украины – распад СССР. Самыми крупными рынками автогаза на Балканах являются Сербия и Болгария. Правда, страны сами по себе довольно маленькие – в каждой проживает чуть более 7 млн. человек, поэтому масштабы потребления там соответствующие.

Болгария. Самый большой сектор LPG-автогаза на Балканах – болгарский. Рынок этого топлива в стране зародился еще в 1990-е годы. Стремительный рост потребления сжиженного газа в транспортной сфере пришелся на 2000-е годы. По данным WLPGA, если в 2000 г. объем потребления LPG автомобилями составлял чуть более 100 тыс. т, то в 2007 г. он увеличился до порядка 360 тыс. т. Спрос на автогаз ослабел в 2008 г. из-за финансово-экономического кризиса. Однако после нескольких лет стагнации рынок вновь растет. По итогам 2016 г. он почти достиг 400 тыс. т, что составляет около 13% от общего объема использования моторного топлива в стране.

Росту рынка автогаза Болгарии способствовало благоприятное налогообложение и относительно низкая стоимость установки ГБО на бензиновые автомобили. Львиная доля LPG используется в транспортной сфере. Сейчас на автогаз приходится около 90% всего сжиженного газа, потребляемого в Болгарии. Парк автомобилей с ГБО с конца 1990-х годов увеличился более чем в два раза, составив по итогам 2016 г. около 500 тыс. единиц. Многие частные автомобилисты, такси и другие коммерческие автомобили перешли с дизельного топлива и бензина на автогаз. В Болгарии есть несколько популярных брэндов ГБО, таких как Sofgas, AGU-serviz и Lovato, а также введена схема сертификации этого оборудования. Некоторые автопроизводители продают модели с заводским ГБО, в частности Dacia.

В Болгарии LPG продается на большинстве станций. Количество АЗС, продающих автогаз, в 2016 г. составляло около 2,9 тыс. единиц, следует из отчетов WLPGA.

Основным инструментом стимулирования роста рынка автогаза со стороны правительства является низкая ставка акцизного налога по сравнению с другими видами топлива. В последние годы акциз на автогаз не менялся, оставаясь на уровне 0,184 левов за л (EUR0,09/л), тогда как на ДТ он составлял 0,646 левов (EUR0,33/л), а на бензин – 0,71 левов (EUR0,36/л). В сочетании с низкой оптовой ценой на LPG это налоговое преимущество делает розничную стоимость автогаза очень конкурентной. По данным WLPGA, в 2016 г, средняя цена на LPG составляла всего 43% стоимости бензина и 44% стоимости дизельного топлива. Такое соотношение является одним из самых благоприятных для сектора автогаза в мире.

Низкие цены на LPG в Болгарии делают этот вид топлива очень привлекательным для автомобилистов. Одной из причин того, что розничная стоимость автогаза не повышается, является высокая конкуренция. По данным НефтеРынка, она привела к снижению маржи до минимума, потянув средние розничные цены на LPG вниз. Еще один аргумент в пользу перехода на автогаз в Болгарии – низкая стоимость установки ГБО. Она обходится в EUR400-500 и довольно быстро окупается. Исходя из средних цен на топливо в 2016 г., это происходит после пробега 13 тыс. км, или менее 1 года езды для частного автомобилиста. В то же время заводское ГБО стоит дороже – приблизительно EUR1,5 тыс., чтобы его окупить необходимо проехать 43 тыс. км.

Тем не менее, финансовые стимулы для перехода потребителей на сжиженный газ налицо. Конкуренции со стороны ДТ фактически нет. Высокая цена на дизельное топливо и дизельные автомобили делает их малопривлекательными для болгарских потребителей. Дизельное авто за счет меньшего расхода топлива по сравнению с бензиновым аналогом окупается только после пробега 120 тыс. км. Однако машины на ДТ не могут конкурировать по цене с автогазовыми и не окупаются даже после более 10 лет эксплуатации.

Сербия. Второй по размерам балканский рынок автогаза – в Сербии. Страна имеет хорошо развитый сектор LPG с высокой долей в структуре потребления моторного топлива. Возник он достаточно быстро – в течение трех лет в середине 2000-х годов – за счет налогового стимулирования. Так, по информации WLPGA, потребление LPG в транспортной сфере Сербии выросло почти с нуля в 2004 г. до 230 тыс. т в 2007 г., достигнув пика на уровне 280 тыс. т в 2011 г. С тех пор емкость сектора автогаза сократилась до 223 тыс. т по итогам 2016 г. Тем не менее, на автогаз приходится около 12% рынка моторного топлива и 71% общего объема потребления LPG в Сербии. Большая часть продукта импортируется.

Парк автомобилей с ГБО в стране также сформировался достаточно быстро – в течение пяти лет до 2009 г. Однако он продолжает расти, достигнув в 2016 г. рекордных 525 тыс. автомобилей. Большинство из них – это старые бензиновые автомобили 1980-1990 гг. выпуска. Большая часть ГБО, устанавливаемого в стране, является итальянским, включая такие брэнды, как Lovato и Tartarini, известные и в Украине. LPG широко доступен по всей стране, в особенности в городах и на основных трассах. На конец 2016 г, в Сербии было 700 автозаправочных станций, продающих автогаз, некоторые из них – монотопливные.

Основным инструментом стимулирования роста рынка автогаза в Сербии является низкая ставка акциза по сравнению с бензином и дизельным топливом. В 2016 г. она составляла 21,12 динара за литр, в то время как на ДТ – 54 динара (EUR0,18 по текущему курсу), а на бензин – 53,50 динара. В результате в 2016 г. средняя розничная стоимость автогаза насчитывала 48% цены на ДТ и 50% цены на бензин, что в целом является очень позитивным соотношением для развития рынка автогаза. В отчетах WLPGA отмечается, что за последние несколько лет LPG стал даже немного привлекательнее по цене, чем традиционные виды моторного топлива, так как акцизы на ДТ и бензин росли быстрее, чем на газ. Кроме того, в Сербии в целом более низкая цена на LPG до налогообложения, чем в некоторых соседних странах.

Тем не менее, по словам источника среди сербских трейдеров, активный рост сектора автогаза происходил на фоне еще более благоприятного, чем сейчас, соотношения цен на сжиженный газ и бензин. Рынок притормозил после того, как акцизы на автогаз выросли. По словам собеседника, повышение их ставок было пролоббировано “Газпром нефтью”, которая в конце 2008 г. стала владельцем 51% акций сербской госкомпании NIS, управляющей двумя НПЗ в стране, – крупного производителя бензинов и ДТ (конкурентов LPG).

По данным сербской топливной ассоциации UNKS, акциз на автогаз в Сербии в настоящее время в 2,8 раза выше минимального установленного значения для стран ЕС и на 61% выше, чем средний показатель по Евросоюзу. В то же время ставка акцизного сбора на бензин на 18% ниже средней по ЕС, а ставка на ДТ – на 1% выше средней. При этом следует отметить, что в Сербии большая часть акциза на все три вида моторного топлива возвращается коммерческим пользователям, включая службы такси и других автоперевозчиков.

Среди балканских стран Сербия действительно отличается более высокими ставками акциза на автогаз. Например, по информации UNKS, в Македонии акциз на LPG составляет всего EUR0,08/л, в Черногории – EUR0,07/л, а в Боснии и Герцеговине сжиженный газ вообще не обложен акцизным сбором. Отметим, что помимо акциза в Сербии действует налог на обязательные запасы топлива, о котором активно говорят и в Украине. Ставка этого сбора на автогаз составляет около EUR0,01/л, на бензин и ДТ – порядка EUR0,02/л (в Македонии, Черногории, Боснии и Герцеговине действует нулевая ставка).

Суммарная налоговая нагрузка на автогаз в Сербии тоже выше, чем в соседних странах. Так, по информации UNKS, за октябрь текущего года она составляла EUR305/1 тыс. л, тогда как в Хорватии – EUR129/1 тыс. л, в Черногории – EUR158/1 тыс. л, в Венгрии – EUR259/1 тыс. л, в Болгарии – EUR177/1 тыс. л, в Македонии – EUR167/1 тыс. л, в Боснии – EUR45/1 тыс. л, что является самым низким показателем в регионе. По размерам общей налоговой нагрузки на бензин и ДТ Сербия также занимает первые места среди соседних стран, не считая Греции.

В Сербии 50% средней розничной цены автогаза приходится на налоги, тогда как в других странах региона их доля меньше. В крупном опте сегодня 1 тыс. л LPG стоит порядка EUR300 – это хорошая цена, чуть ниже она только в Боснии. Однако из соседних стран розничные цены на автогаз выше только в Венгрии, где стоимость 1 тыс. л этого топлива в опте превышает EUR400.

В ассоциации UNKS уверены, что налоги на моторное топливо в Сербии могли бы быть ниже. Похоже, многие крупные трейдеры страны считают, что высокое налогообложение негативно влияет на спрос. Как следует из данных WLPGA, заметное снижение объемов продаж СУГ на заправках Сербии произошло в 2015 г.: емкость рынка сократилась приблизительно на 50 тыс. т (больше 20%). Однако в 2016 г. сектор показал незначительный рост.

В целом ситуация в стране для развития рынка LPG остается благоприятной. Цены на автогаз по-прежнему конкурентны по сравнению с другими видами топлива, а оснащение автомобиля ГБО обходится в Сербии не очень дорого – в среднем в $1250. Таким образом, затраты на ГБО окупаются после 37 тыс. км пробега, или около 2 лет езды. Автомобили с заводским оборудованием окупаются в аналогичные сроки. В то же время ДТ не является конкурентом сжиженного газа на рынке Сербии, так как его стоимость гораздо выше, чем LPG. Из-за того, что дизтопливо в стране стоит дороже бензина, за счет меньшего расхода дизельные автомобили сравниваются по затратам с бензиновыми только после 100 тыс. км пробега. (nefterynok.info/Химия Украины и мира)

Exit mobile version