2017 г. для топливной сферы был, пожалуй, одним из самых трудных. Резкое повышение оптовых и розничных цен, индексация акцизов на бензин и дизельное топливо, борьба с контрафактом коснулись как производителей, так и потребителей. Президент НО “Российский топливный союз” Евгений Аркуша рассказал о важных изменениях на топливном рынке в уходящем году и дал прогноз на 2018 г.
– Прокомментируйте ситуацию, возникшую в октябре 2017 г., когда в большинстве регионов России начались массовые повышения цен на топливо.
– Розничные цены в России привязаны к оптовым. Но ценообразование на розничном и оптовом рынках моторного топлива формируется по разным принципам. Розничный рынок конкурентный, а конкуренция, как известно, является фактором сдерживания роста цен. Кроме того, на цены розничного рынка давит установка регулятора – рост цен не должен превышать уровень инфляции. Оптовый же рынок монополизирован, в регионах представлены одна или две крупные компании, в некоторых регионах вообще речь можно вести только об одной компании. Монополист, используя рычаги влияния на биржевые ценовые индикаторы, являющимися критериями формирования оптовых цен, добивается их экономически необоснованного роста. С другой стороны, налоговый маневр, который сделал убыточной переработку, к сожалению, толкает цены вверх. Также цена внешнего рынка приводит к увеличению экспортного паритета. Отмечу стабильность рубля. Если до этого рост цен компенсировался снижением курса рубля относительно доллара, то теперь курс рубля отвязан от цен на нефть. Рубль стабилен, любое удорожание нефти не компенсируется повышением курса рубля, поэтому рост цен на нефть повышает экспортный паритет, который влечет за собой рост оптовых цен для обеспечения равнодоходности поставок нефтепродуктов на внутренний рынок и на экспорт. Резкий рост оптовых цен при достаточно стабильных розничных приводит к возникновению диспаритета, при котором оптовые цены приближаются к розничным, а иногда даже превышают их, что делает розничный рынок нерентабельным. Необходимы решительные и скоординированный действия регуляторов для насыщения рынка нефтепродуктов, увеличения поставок топлива на внутренний рынок и увеличения объемов продаж на биржевых торгах для снижения цен до экономически обоснованного уровня. Кроме того, необходимо внесение изменений в совместный приказ Минэнерго РФ и ФАС, устанавливающий критерии формирования рыночных ценовых индикаторов. Наши предложения заключаются в необходимости увеличения нормативов продаж в основную торговую сессию, по которой формируются ценовые индикаторы, а также в том, чтобы в расчете ценовых индикаторов учитывались только те сделки, при которых товар уходит в рынок. То есть из расчета должны исключаться сделки, в которых покупателем выступает сама нефтяная компания или аффилированная с ней сбытовая структура. До 20% (иногда эта цифра доходит до 30%) топлива, реализуемого в первую торговую сессию, покупают сами нефтяные компании или их структуры. Естественно, это вызывает ажиотажный спрос и рост ценовых индикаторов. Розничные цены на топливо в 2017 г. росли плавно в течение всего года, просто осенний рост – не традиционный по указанным выше причинам и поэтому заметный. Экономические факторы, влияющие на цены, – это рост налоговой нагрузки и инфляции. Но есть и неэкономические, которые толкают оптовые цены вверх, розница вынуждена следовать за ними. В 2017 г. они стали выше уровня инфляции.
– Возможно ли, что ситуации с ценами на топливо в 2018 г. стабилизируется?
– Цены на бензин и дизельное топливо растут из года в год. В 2017 г. нетрадиционно то, что у нас оптовые цены выросли осенью. Такого еще не было. Зимой и осенью цены всегда падают, в этом году они стали резко расти. Рост был разный, примерно на 10% выросли оптовые цены на бензин, около 20% – на дизельное топливо, розница выросла примерно на 6-7%. С 2010 г. инфляция превысила рост розничных цен примерно на 16-20%. Осенью 2017 г. оптовые цены на дизельное топливо превысили розничные – это парадоксальная ситуация. Не могут цены расти ниже уровня инфляции из года в год. Это просто невозможно. Я называю это искусственным сдерживанием, когда-нибудь это должно было прорваться. Поэтому говорить о том, стабилизируется ли ситуация в 2018 г., я не могу. Налоговый маневр у нас предусматривает перенос налога ближе к добыче. Но чтобы при росте налога на добычу полезных ископаемых не росли внутренние цены в стране, было предусмотрено компенсирующее снижение акцизов. Акцизы в России за все время ни разу не снизились, более того, они каждый год повышаются. В 2018 г., как известно, кроме уже запланированного роста акцизов ожидается дополнительное повышение акцизов с 1 января и с 1 июня на 50 коп./л. Также на акциз еще накрутит НДС, поэтому цена на топливо в 2018 г. только за счет роста акцизов должна вырасти не менее чем на 1,5 руб. Могу сказать с уверенностью, что в 2018 г. рост цен на бензин и дизтопливо будет, но в пределах инфляции или чуть выше. Мнение экспертов о том, что цена будет выше 50-55 руб., не оправдается. В 2017 г. цены поднялись на 6%, это около 2 руб. Примерно такого же роста следует ожидать и в 2018 г.
– Много программ в 2017 г. направлено на борьбу с контрафактным топливом. Например, Минпромторг предлагает создать стандарты переработки нефти, по которым будут проверять НПЗ, общественникам доверили проверять бензин на заправках. Избавят ли нас данные меры от контрафакта?
– Прежде всего в основе появления контрафактного топлива всегда лежат экономические причины. Есть две составляющие, которые приводят к появлению контрафакта. Первая – производство контрафактного топлива было очень выгодно в 2016-2017 гг. Это в первую очередь касается дизельного топлива, где производители пытаются уйти от акциза, который каждый год повышается. Чем выше акциз на дизель, тем экономически эффективным становится продажа топлива, с которого акциз не выплачивается. И разница между хорошим дизелем и так называемым контрафактным – 7-10 тыс. руб./т. Это много. Хочу отметить, что контрафактное топливо – это даже не дизель, а какие-то другие виды топлива, схожие по характеристикам с дизтопливом, но выходящие без уплаты акцизов. Уже приняты поправки в Налоговый кодекс, которые должны, по задумке авторов, закрыть лазейки для выпуска в оборот средних дистиллятов без уплаты акцизов. Есть надежда, что существенно сократится объем контрафакта, в первую очередь дизельного топлива. Второй экономический фактор – диспаритет оптово-розничных цен. Он толкает розничных трейдеров на поиск тех видов топлива, цена которых обеспечивает какую-то рентабельность. Уйдет диспаритет, не будет стимула для реализации контрафакта, потому что любая реализация контрафакта означает потерю потребителя.
Также органы государственного контроля и надзора усиливают свое влияние на рынке. Будут приняты поправки в Кодекс РФ об административных правонарушениях, ужесточающие ответственность за реализацию топлива, по своим характеристикам не соответствующего требованиям технического регламента. Будут введены серьезные оборотные штрафы. Надеемся, что это тоже приведет к уменьшению объемов контрафактного топлива.
Что касается изменения закона о промышленной политике, это тоже внесет вклад в борьбу с контрафактом. Смысл этих поправок в том, что если ты владеешь заводом и хочешь выпускать топливо в оборот на территорию страны, то ты должен обеспечить определенные технологические характеристики этого завода. Это создаст трудности заводам, которые такими характеристиками не обладают. Они должны будут уйти с рынка, либо инвестировать в повышение своих технических и технологических возможностей по производству топлива соответствующего уровня. (angi.ru/Химия Украины и мира)