Баланс рынка авиационного топлива в 2017 г. составил 520,7 тыс. т, что на 69,2% больше, чем годом ранее. Об этом сообщили в “Консалтинговой группе А-95” со ссылкой на собственное исследование.
Доля внутреннего производителя в лице Кременчугского НПЗ в общем балансе рынка снизилась с 53% в 2016 г. до 35% в 2017 г. При этом сам завод нарастил выпуск авиакеросина на 12% (20,1 тыс. т) до 184,3 тыс. т за счет увеличения объема переработки.
Импорт авиатоплива в 2017 г. по сравнению с показателями 2016 г. вырос в 2,3 раза – с 143,4 тыс. т до 336,4 тыс. т. Если в 2016 г. основным внешним поставщиком авиатоплива была Литва, то в прошлом году лидерство заняла Италия, обеспечив 98,5 тыс. т ресурса. Литва опустилась на второе место, увеличив поставки топлива в 2 раза до 93,5 тыс. т. Тройку лидеров замыкает Саудовская Аравия, на которую пришлось 76,7 тыс. т.
В 2017 г. соотношение морских и железнодорожных поставок сохранилось на уровне 2016 г. – 64% и 36% соответственно.
Треть всего импорта авиатоплива в 2017 г. пришлось на компании из орбиты “Трейд Коммодити”. Суммарно они нарастили поставки почти в 4 раза до 111 тыс. т. Второй компанией по объему импорта выступает WOG с 32 тыс. т. Тройку лидеров замыкает “УТН-Групп” – 31 тыс. т.
Несмотря на рост рынка на 70%, поставки авиатоплива в гражданские аэропорты Украины в 2017 г. по сравнению с 2016 г. увеличились на 37,2% до 314,9 тыс. т. В аэропорт “Борисполь” за указанный период было поставлено 232 тыс. т против 179 тыс. т в 2016 г. В аэропорты “Киев” (“Жуляны”) и “Львов” поставки составили 54,4 тыс. т и 9,2 тыс. т соответственно. Рост потребления подтверждается данными Мининфраструктуры об увеличении авиаперевозок в 2017 г. Так, украинские авиакомпании за 11 месяцев 2017 г. увеличили пассажироперевозки на 30%, аэропорты – пассажиропотоки на 29%. Объемы перевозок грузов и почты возросли на 24%. При этом отгрузки на военные авиационные базы по сравнению с 2016 г. снизились на 14,6% до 39,7 тыс. т. Следовательно, гражданские аэропорты и военные базы в 2017 г. суммарно получили порядка 361 тыс. т авиационного топлива. Как были использованы остальные 160 тыс. т – неизвестно. Эксперты предполагают, что, возможно, некоторые импортеры топлива смешивают авиакеросин с дизельным топливом и реализуют его под видом ДТ. За счет семикратной разницы в акцизном налоге такое смешивание делает экономику продаж ДТ более выгодной.
Украина также является транзитером авиатоплива для рынка Молдовы. Всего было перевезено через страну 11,3 тыс. т российского ресурса, что почти в 2 раза меньше, чем годом ранее. В “А-95” отметили, что с сентября транзит топлива в Молдову не осуществлялся.
Баланс рынка авиатоплива в Украине в 2016 г. составил 300 тыс. т, что на 20% больше показателя 2015 г. Объем импорта авиационного топлива в Украину в 2016 г. вырос на 21% в сравнении с 2015 г. – до 143,3 тыс. т, а внутренние поставки увеличились на 19% до 164,3 тыс. т.
Структура наполнения рынка авиатоплива в Украине по источникам поставок, тыс. т/%: Италия – 98/19; Саудовская Аравия – 77/15; Литва – 93/18; Беларусь – 26/5; Кременчугский НПЗ – 184/35; другие – 42/8.
Поставки авиатоплива по ж/д в аэропорты, тыс. т (2017 г./2016 г.): АП Борисполь – 232/179; АП Киев – 54/29; АП Львов – 9/7; АО Харьков – 7/4; АП Запорожье – 6/5; другие АП и авиазаводы – 12/12; Минобороны – 40/46. (enkorr.com.ua/Химия Украины и мира)