Химия Украины и мира

Россия: Генеральный директор ОАО “Кучуксульфат” Дмитрий Горюнов – о развитии предприятия, производстве и реализации сульфата натрия

“Кучуксульфат” – единственное в России предприятие, вырабатывающее природный сульфат натрия высокого качества. В 2017 г. впервые за все время его существования на предприятии было произведено 802 тыс. т важнейшего химического сырья – сульфата натрия, используемого при изготовлении моющих средств и для получения бумаги.

О том, как осуществляется реализация этого продукта, конкурентах и рынках сбыта, развитии предприятия и его социальной деятельности рассказал генеральный директор ОАО “Кучуксульфат” Дмитрий Горюнов.

– Сегодня “Кучуксульфат” производит один продукт – сульфат натрия, тогда как в былые советские годы номенклатура выпускаемых на предприятии товаров была значительно шире. Как, по-вашему, это шаг назад или нет?

– Я не так давно прочел материал в районной газете, где ветеран нашего предприятия, женщина, вся жизнь которой прошла на заводе, вспоминает, как много и усердно они работали, выпускали несколько продуктов, было трудно, но весело. И мне захотелось без эмоций сравнить то и это время, объемы производства, его эффективность. Посмотрел максимальные нагрузки по теплоэнергии и электроэнергии в советское время и сегодня. Сегодня нагрузка на 15% больше, при этом расход топлива уменьшился, а эффективность производства существенно возросла. В 1991 г. – 300 тыс. т сульфата натрия, в 2017 г. – более 800 тысяч т. Почему мы сегодня не производим другую продукцию, тот же сульфид натрия, который делали в прошлом? Ответ простой – спрос на продукт определяет рынок. Мы не можем выдумать какой-то исключительный продукт, а потом заставить всех его покупать. Когда я пришел работать на предприятие в 1996 г. дублером мастера смены, мы выпускали сульфид натрия, но это было очень грязное производство, доведение его до соответствия экологическим нормам требовало существенных вливаний. А при таких затратах вырастала цена продукта. Китайские коллеги готовы были продавать такой же продукт намного дешевле. И тогда было принято решение – выпуск сульфида натрия на нашем производстве прекратить. У нас сегодня есть сульфат натрия, так сложилось исторически, что предприятие, его инженерно-технический персонал и весь интеллектуальный потенциал заточены на его производство. Это наш монопродукт, он востребован на рынке, это определяет все.

– Приоритет в поставках вашей продукции отдается экспорту или вы ориентируетесь в основном на внутренний рынок?

– 40% продукции идет за рубеж, здесь в прошлом году мы сработали с меньшей, чем ожидалось, эффективностью из-за снижения курса доллара. В 2016-м он в среднегодовом исчислении стоил порядка 70 руб., а в 2017 г. снизился до 58 руб. Однако в целом 2017 г. мы закончили с прибылью, тем более, что для нас более интересен внутренний рынок, где мы больше зарабатываем благодаря более простой логистике.

– Пресловутые экономические санкции как-то влияют на работу с зарубежными партнерами?

– Пожалуй, нет. Мы сохранили практически все связи, которые у нас были. Работаем со странами Северной Африки и Южной Америки, в Европе с Сербией, Польшей, Румынией и другими европейскими странами. Потребители нашего продукта – компании с мировыми брэндами, такие как Procter and Gamble и Henkel. Наша задача – произвести продукт и обеспечить его поставку до Новороссийска или Санкт-Петербурга, а уже оттуда он разъезжается по всему миру.

– Вы год от года наращиваете объемы производства. Нет опасения, что спрос на сульфат натрия может упасть?

– Пока мы этого не видим, но то, что конкуренция здесь была и будет, – это факт. Мы ведь не являемся монополистами по производству сульфата натрия даже на российском рынке, хотя и занимаем на нем доминирующее положение в силу определенных причин. Не ушел с рынка и такой наш серьезный конкурент, как Китай. Но у нас мощная сырьевая база, поэтому если и будут какие-то изменения по выпуску объемов продукции, то не критичные. При том, что сегодня выпускаются синтетические таблетированные и гелеобразные средства для моющих продуктов, на том же Западе по-прежнему пользуются спросом и порошкообразные. Покупатель найдется и для того, и для другого, потому что были и будут среди людей как любители новинок, так и консерваторы.

– Занимаетесь ли вы модернизацией нынешнего производства, используете ли для этого заемные средства?

– Ежегодно мы тратим более 300 млн. руб. собственных средств на поддержание производственных мощностей, на внесение тех или иных изменений в технологический процесс. Также на собственные средства ведем строительство нового котельного цеха. Заводу в нынешнем году исполняется 55 лет, начался он со строительства ТЭЦ. За эти годы дважды в разных местах, по сути, заново строился цех по производству сульфата натрия, теперь мы занялись сооружением новой теплостанции. Предприятию остро необходимо иметь гарантированные мощности по электроэнергии, но главное – по пару. Потому что электроэнергию мы всегда можем купить, а вот тепло нам никто не предоставит. В строительство нового котельного цеха мы уже инвестировали более миллиарда рублей собственных средств, из них 750 млн. руб. в 2017 г., а всего на эти цели предполагается потратить 2 млрд. руб. Если говорить о нашем производстве в самом простом изложении, то это геотехнологический способ разработки месторождения. Только на вывозке сырья работает 190 человек, большое количество импортной добычной техники – экскаваторы, тяжелые и легкие бульдозеры, порядка 8 тепловозов с подвижным составом. В год нужно вывезти и перелопатить более 2 млн. т сырья – мирабилита. Кроме того, из него надо удалить примеси, а главное, выпарить воду. Отсюда и очень большая потребность в теплоносителе. Человеку несведущему может показаться, что производство наше простое и, может быть, даже примитивное, на самом деле это достаточно сложный многостадийный процесс – плавление, растворение, очистка, выборка, центрифугирование, сушка. И все это люди и деньги.

– Сколько людей работает сегодня на “Кучуксульфате” и, если не секрет, какова на предприятии средняя заработная плата?

– На нашем предприятии трудится 1200 человек, средняя зарплата в 2016 г. составляла 36,5 тыс. руб., по 2017 г. в среднем получилось 38,4 тыс. руб. Каждый год стараемся ее хотя бы немного индексировать. Текучесть кадров у нас есть, но она невысокая, средний возраст работающих на предприятии людей составляет 43 года и держится на этой отметке уже несколько лет. По-моему, это хороший возраст: и опыт, и силы, и желание трудиться – все в нем присутствует.

– Можно и еще рекорд поставить?

– Можно, вероятно, только задачи ставить рекорды у нас на предприятии никогда не было. Наша задача – стабильно работать и исходя из имеющихся возможностей помогать людям. Несколько лет назад советом директоров предприятия были учреждены благотворительные фонды для поддержки образования, здравоохранения, физической культуры и спорта нашего поселка Степное Озеро и всего Благовещенского района. Вместе с директорским фондом, созданным для разовой помощи людям, их финансовый объем составляет порядка 10 млн. руб. Это базовый вклад “Кучуксульфата” в развитие нашего Благовещенского района, а есть еще и другие благотворительные проекты, да и налоговые отчисления в бюджет района от нашего предприятия идут немалые.

Сульфат натрия производится из галургического природного сырья – мирабилита, добываемого на уникальном месторождении минеральных солей – озере Кучукском, расположенном в Благовещенском районе. Аналогичный (но значительно менее мощный) завод работает только в Канаде. Компания Procter & Gamble использует алтайский сульфат натрия при производстве таких марок стирального порошка, как Tide, Ariel и “Миф”.

Глава администрации Благовещенского района Андрей Гинц: “Десять лет назад налоговые платежи “Кучуксульфата” составляли 18% от общего числа поступающих в районный бюджет платежей, сегодня они превышают 40%. Между администрацией района и советом директоров “Кучуксульфата”, генеральным директором предприятия налажены хорошие деловые контакты. Бывают, конечно, у нас и разногласия, но это не главное. Главное состоит в том, что с их стороны есть полное понимание проблем района, в решении которых завод принимает активное участие. Один из последних тому примеров – недавний капитальный ремонт хирургического отделения нашей районной больницы, которая кроме благовещенцев обслуживает пациентов из Суетского, Родинского, Завьяловского и Кулундинского районов. Финансовый объем работ составил 15 млн. руб., большая часть этих денег – около 11 млн. руб. – была предоставлена “Кучуксульфатом”. (Advis/Химия Украины и мира)

Exit mobile version