Химия Украины и мира

Россия: Цены на горючее берут предвыборную передышку

В 2018 г. цены на горючее в России вряд ли будут расти так же быстро, как в 2017 г., когда 95-й бензин подорожал более чем на 7%, а динамика стоимости дизельного топлива выражалась двузначными показателями. По оценке ряда экспертов, сдерживающим фактором для цен на топливо станут президентские выборы, по меньшей мере в I полугодии новые скачки вряд ли произойдут. Кроме того, в наступившем году в России ожидается рост производства нефтепродуктов, так что нехватки предложения на внутреннем рынке не будет.

Однако немалые резервы для дальнейшего роста стоимости горючего по-прежнему сохраняются: это и значительное укрепление нефтяных цен, и продолжающийся налоговый маневр в нефтяной отрасли, и привлекательность экспортной альтернативы.

Заделы для нового спурта. 2017 г. надолго запомнится российским автомобилистам, особенно владельцам машин с дизельными двигателями. Согласно данным ФАС со ссылкой на информацию Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи (СПбМТСБ) и Росстата, межсезонное дизельное топливо в 2017 г. подорожало почти на 20%, зимний дизель вырос в цене на 18,6%, летний – на 12,6%. Темпы роста потребительских цен на дизельное топливо в 2017 г. оказались максимальными за последние пять лет, отмечается в последнем обзоре независимого агентства “Аналитика товарных рынков” (АТР).

Рост цен на бензин был менее существенным, но все равно чрезвычайно показательным на фоне регулярных заявлений руководства ЦБ РФ о снижении инфляции до исторического минимума (по итогам года официальная инфляция составила 2,5%). АИ-92 за год подорожал на 9,5%, АИ-95 – на 7,2%. Резкий скачок цен на горючее пережили и авиаторы: стоимость авиакеросина в 2017 г. подскочила на 18,2%, при этом годом ранее он подешевел на 7,8%. Наконец, рекордную ценовую динамику показал топочный мазут: его стоимость в 2017 г. выросла почти на 45%, с запасом перекрыв значительное падение цены за 2 предыдущих года.

Первым событием 2018 г. на топливном рынке стало очередное повышение акцизов. С 1 января они выросли на 678 руб./т (или на 6,4%) для бензина класса 5 и на 593 руб./т (8,4%) для дизельного топлива всех классов. 1 июля акцизы снова будут увеличены – на 679 руб./т (6%) на бензин и на 593 руб./т (7,7%) на дизельное топливо. Далее повышение акцизов намечено на 2019 г. (на 422 руб./т бензина и на 283 руб./т дизеля) и на 2020 г. (на 438 руб./т бензина и на 294 руб./т дизеля). Кроме того, еще в конце 2016 г. были утверждены параметры увеличения ставки НДПИ на нефть: плюс 306 руб./т в 2017 г., плюс 357 руб. в 2018 г. и плюс 428 руб. в 2019 г. В общей сложности, по оценке ФАС, доля налогов в конечной цене горючего на сегодняшний день составляет порядка 65%.

“Сегодня есть три фактора, влияющих на внутреннюю стоимостью горючего: цены на нефть в долларах, курс рубля и акцизы”, – отмечает заместитель директора группы корпоративных рейтингов “АКРА” Василий Танурков. Сильное увеличение цен на нефть, на которое почти не отреагировал рубль, он акцентирует в качестве более существенного момента, чем рост акцизов. “Если взять рост цен на нефть в рублях, то можно предположить, что еще остается достаточно приличный потенциал удорожания топлива”, – считает Танурков.

Ход его расчетов следующий. За прошлый год стоимость нефти выросла примерно с $55 до $70 за баррель (приблизительно на 30%), но курс рубля практически не изменился. 30-процентный рост экспортной цены на нефть предполагает примерно 25-процентный рост цены на внутреннем рынке в рублях. Вычитая из розничной цены акцизы, издержки НПЗ, транспортные расходы и маржу АЗС, можно оценить долю собственно нефти в розничной цене бензина примерно в 40%. Соответственно, при росте нефти на 25-30% розничная цена на бензин должна вырасти примерно на 10%. “В 2017 г. цены на бензин выросли на 7%, то есть определенный резерв роста еще есть, примерно 5-6%, если курс рубля и цена нефти останутся такими, как сейчас. Хотя удорожание, скорее всего, не произойдет одномоментно, оно растянется во времени”, – прогнозирует аналитик АКРА.

Одновременно, отмечает Танурков, рост цен на нефть значительно упростил жизнь российским переработчикам, поскольку после налогового маневра цена нефти $50-55 за баррель для НПЗ была очень “тяжелой” и особого смысла наращивать производство не было – скорее, речь шла о его сокращении.

Это и произошло в 2017 г.: как сообщил в середине декабря 2017 г. заместитель министра энергетики РФ Кирилл Молодцов, ожидаемый объем производства бензина по итогам года оставил 39 млн. т, или на 2,5% меньше, чем годом ранее. Однако в 2018 г., по прогнозу Минэнерго, объем производства бензина в России составит 40,1 млн. т, что выше уровня 2016 г., а также на 3% вырастет производство дизеля – до 79 млн. т против 76,6 млн. т в 2017 г.

Кроме того, в 2018 г. не предвидится таких значительно влияющих на предложение факторов, как прошлогодняя длительная остановка Московского НПЗ. “Крупномасштабных ремонтов НПЗ не планируется, и если не будет никаких форс-мажоров, то провалов и недостатка предложения не должно быть, рынок будет сбалансированным. Хотя этот баланс очень тонкий”, – отмечает член совета директоров CREON Energy Санджар Тургунов.

В то же время, добавляет Танурков, при текущей цене на нефть для производителей нефтепродуктов становится выше привлекательность экспортной альтернативы, тогда как в 2017 г. выгоднее было наращивать экспорт нефти. По данным таможенной статистики, физические объемы экспорта бензина за 11 месяцев 2017 г. снизились на 25,9%, а экспорт дизтоплива вырос всего на 3,4%. В 2018 г. ситуация может измениться.

“Производство нефтепродуктов снижаться не будет, а экспорт может вырасти. Если рост розничных цен на внутреннем рынке будет лишь постепенно приближаться к экспортному нетбэку, у производителей появится мотивация наращивать экспорт, что может повлиять на внутреннее предложение”, – полагает Танурков, уточняя, что прогнозы имеют смысл при сохранении существующих условий по стоимости нефти и курсу рубля.

Политический тайм-аут. Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков добавляет еще один фактор, политический – предстоящие выборы президента.

“В первом полугодии будут сдерживаться цены и тарифы, не исключено, что значимого роста цен на топливо не будет, – предполагает Юшков. – Но это искусственное сдерживание наверняка будет компенсировано во втором полугодии, когда рост цен будет ощущаться сильнее. Многое будет зависеть от того, какие указания руководством страны будут даны относительно сдерживания цен и тарифов после выборов. Можно вспомнить, что в период последних парламентских выборов была такая же ситуация и после того, как они прошли, контроль был довольно быстро ослаблен. Вполне возможно, что после президентских выборов негласное разрешение повышать тарифы и цены будет оттягиваться. Сейчас есть все признаки того, что администрация президента следит за ситуацией в межвыборный период – например, регулярно отслеживается выполнение “майских указов”. В результате в 2018 г. цены могут вырасти меньше, чем в 2017 г.”.

С этой позицией соглашается один из представителей отрасли, пожелавший сохранить анонимность: “Наиболее негативным ценовым моментом на российском рынке нефтетоплива можно считать значительный рост стоимости зимнего дизтоплива и керосина, но в целом ничего катастрофического пока не произошло, цены перед выборами явно сдерживаются. Биржевая цена топлива является достаточно неплохим индикатором, на нее ориентируются практически все небиржевые сделки. Еще один важный момент – не слишком значительное влияние экспортной альтернативы, которая всегда являлась индикатором для внутренних цен на горючее. Подтянуть цену бензина на внутреннем рынке к экспортной альтернативе сейчас нереально, потому что иначе внутренняя цена на бензин будет на рубль-два выше. Даже если сравнить внутренние цены 2017 г. с экспортным нетбэком, то окажется, что внутренние цены на топливо для производителей были премиальными. В связи с этим сложно было ожидать слишком серьезного увеличения экспорта, хотя рост мировых цен на нефть быстро привел к значительному росту цен на бензин и дизель на внешних рынках”.

Однако в долгосрочной перспективе, говорит Юшков, более значимым окажется все тот же налоговый фактор: в 2019 г. динамика цен на горючее будет зависеть от того, будет ли продолжен налоговый маневр в нефтяной отрасли в виде снижения экспортной пошлины при одновременном повышении НДПИ. “Если налоговую реформу доведут до логического завершения, что предполагает, в частности, отмену экспортной пошлины и перенос всего налогового бремени на скважину, рост цен на топливо продолжится и мы рано или поздно придем к европейским ценам минус стоимость транспортировки до Европы”, – отмечает эксперт.

Он обращает внимание на фактор, который редко принимается во внимание, – формирование общего энергетического рынка Евразийского экономического союза, что также ведет к постепенному отказу от экспортных пошлин. “Наши партнеры по ЕАЭС постоянно оказывают давление в направлении создания единого рынка энергоресурсов, это подводит к логичному рассуждению: чтобы не терять доходы бюджета, необходимо переложить всю налоговую нагрузку на скважину в виде повышения НДПИ, хотя это приведет к подорожанию нефтепродуктов внутри страны. Изначально логика налогового маневра была именно такой”, – говорит Юшков.

Пока рынок действительно ощущает передышку. Как отмечают аналитики АТР, за первые две рабочие недели 2018 г. биржевые цены на бензины снизились до минимальных уровней с ноября-декабря 2016 г. Этому способствовал ряд факторов. Прежде всего, “Роснефть” на стыке двух годов продает на СПбМТСБ значительно больше бензинов, чем в предыдущие месяцы, что позволило быстро насытить оптовый рынок и способствовало стремительному удешевлению бензинов на бирже.

“Наблюдаемый рост предложения может быть связан с приближением выборов. По крайней мере, значительный дисконт к экспортному паритету на российском рынке бензина вне политического фактора способствовал бы сокращению производства автобензина, увеличению экспорта товара и снижению его предложения на биржевых торгах”, – комментируют в АТР.

Падению стоимости бензина на бирже также способствовал предшествовавший резкий рост цен, который привел к ухудшению экономики независимых сетей АЗС в ноябре и первой половине декабря 2017 г. Если в январе 2016 г. усредненная прибыль московских АЗС по трем продуктам (“Регуляр-92”, “Премиум-95” и дизельное топливо) составляла 5,58 руб./л, то в нынешнем январе она упала почти вдвое – до 2,92 руб./л.

Согласно прогнозу АТР, оптовый рынок автобензина до середины марта, вероятно, продолжит пребывать в боковом тренде, несмотря на то, что его биржевая цена примерно на 9000 руб. ниже экспортного паритета. Цена зимнего дизельного топлива должна снижаться из-за сезонного фактора, а оптовый рынок летнего и межсезонного дизтоплива может активизироваться в феврале на фоне приближения посевной. (oilcapital.ru/Химия Украины и мира)

Exit mobile version