Нефтяные компании в январе увеличили поставки бензина за рубеж более чем в полтора раза, или на 56% по сравнению с декабрем прошлого года. Об этом свидетельствуют данные Центрального диспетчерского управления топливно-энергетического комплекса (ЦДУ ТЭК).
Динамика обусловлена тем, что ФАС в конце прошлого года искусственно сдерживала объемы экспорта из-за высоких оптовых внутренних цен. На российском рынке наблюдается профицит бензина, поэтому цены на него будут оставаться стабильными, прогнозируют эксперты.
Экспорт российского бензина в январе достиг 246,9 тыс. т. Большая часть топлива продается в Европу (порядка 65%) и Азию (30%), остальное поставляется в регионы Северной Америки и Африки, говорится в материалах ФТС.
Поставки увеличились из-за профицита топлива в России. Он сформировался во многом благодаря действиям Федеральной антимонопольной службы (ФАС). Там в середине ноября прошлого года посоветовали нефтяникам снизить экспорт бензина в последние месяцы 2017 г., пояснил директор агентства “Аналитика товарных рынков” Михаил Турукалов. ФАС пошла на этот шаг потому, что одна из задач службы – сдерживать рост топливных цен, не позволяя им обгонять годовую инфляцию. В 2017 г. бензин подорожал на 7,3% при инфляции 2,5%.
Первые результаты сокращения поставок антимонопольщики заметили в конце ноября, рассказывал начальник управления контроля ТЭКа ФАС Дмитрий Махонин.
«Это оказало влияние на рынок: биржевая цена бензина упала, а его запасы – выросли», – отметил гендиректор агентства “Аналитика товарных рынков” Михаил Турукалов. К началу февраля 2018 г. цена тонны топлива опустилась с 45 до 40 тыс. руб. Запасы достигли 1,67 млн. т, что примерно на 50 тыс. т больше, чем в конце прошлого года, свидетельствуют данные ЦДУ ТЭК. На внешних рынках сейчас за тонну бензина предлагают до 50 тыс. руб.
Есть и другой фактор, который вместе с действиями ФАС привел к увеличению экспорта в январе. Это обычный для первых месяцев года рост запасов на НПЗ, отметил исполнительный директор Российского топливного союза Григорий Сергиенко. Он пояснил, что традиционно многие заводы в начале каждого календарного года готовятся к предстоящим весной ремонтам. Они проходят именно в этот период, так как заводы стараются завершить все работы до пикового спроса на бензин летом.
Представители “Роснефти”, “ЛУКойла”, “Газпром нефти” и “Татнефти” не конкретизировали объем экспорта в январе. Также в компаниях отказались раскрыть планы по поставкам за рубеж в 2018 г.
Если спрос на внутреннем рынке не будет расти до весны, то и цены на бензин едва ли повысятся. В этом случае нефтяники и дальше будут увеличивать экспорт – для них он останется более прибыльным, считает Григорий Сергиенко. “Это объясняется хотя бы тем, что компаниям необходимо покрывать затраты на производство и хранение бензина”, – пояснил эксперт. Если же ФАС своими рекомендациями продолжит сдерживать оптовые цены на внутреннем рынке, то за счет повышения экспорта цена бензина в России сохранится примерно на нынешнем уровне как минимум до конца зимы, добавил Григорий Сергиенко.
Антимонопольная служба отправила запросы нефтекомпаниям о запланированных ими объемах экспорта в феврале-марте и призвала не забывать о внутреннем рынке, чтобы не создавать дефицит бензина. Об этом рассказал Дмитрий Махонин из ФАС. В связи с этим в службе не считают возможным удорожание бензина для конечного потребителя в ближайшее время. (Rcc/Химия Украины и мира)