По данным DSM Group, за 2017 г. через аптечную сеть было реализовано 5 065,8 млн. упаковок лекарств на 940,7 млрд. руб. в розничных ценах. Это на 6,5% выше, чем в 2016 г. в стоимостном выражении и на 3,5% выше в натуральном выражении. Положительная динамика в упаковках свидетельствует об улучшении покупательской способности населения и о снижении влияния финансово-экономических факторов на фармацевтический рынок.
“В 2016 г. фармацевтический рынок начал расти в августе, из-за раннего начала сезона простудных и вирусных заболеваний. Высокие темпы роста сохранялись и в первом полугодии 2017 г. Но начиная с августа прирост аптечного рынка ЛП заметно снизился. “Виновником” такой динамики стали теплая погода осенью и зимой, низкий уровень заболеваемости гриппом и ОРВИ, которые не привели к росту спроса на “сезонные” препараты. В упаковках же рынок показал даже отрицательные значения. Таким образом, годовой прирост рынка определился опять в 4 квартале – в 2017 г. 4 квартал сыграл на понижение, в результате прогнозные значения в 9% не были достигнуты”, – отмечает эксперт фармацевтического рынка, генеральный директор DSM Group Сергей Шуляк.
Несмотря на рост рынка в упаковках, ценовой фактор также внес свой вклад в рост аптечного рынка. В большей мере это было связано с изменением структуры продаж в пользу более дорогих лекарственных средств. Инфляция на лекарства в 2017 г. оказалась практически нулевая – по итогам декабря 2017 г. цены выросли только на 0,3% относительно декабря 2016 г. Низкий рост цен и раньше наблюдался, но на препараты списка ЖНВЛП. В 2017 г. такие препараты выросли на 0,06%. В отчетном году низкая инфляция были и на остальные лекарственные позиции, продающиеся в аптеках – 0,4%.
Низкий рост цен на препараты отмечается во всех подгруппах: импортные увеличились в цене на 0,6%, российские лекарства упали на 0,5%. Рецептурные препараты в среднем потребителю стали обходиться на 0,1% дороже, безрецептурные – на 0,4%.
До 2017 г. основной рост цен наблюдался на препараты дешевого сегмента (до 50 руб.). 2017 г. стал исключением по этому показателю: препараты данной ценовой категории потеряли 3,4% в среднем в цене, тогда как лекарства, относящиеся к “дорогому” сегменту (от 500 руб. и выше) стали стоить на 0,2% больше. Основное “подорожание” коснулось сегмента от 150 до 500 руб. – 1,2%.
В 2017 г. продолжился переход потребителя на более дорогие лекарственные средства. Сильнее всего вырос ценовой сегмент “свыше 500 руб.” – на 12% в рублях и на 13% в упаковках. За счет такого прироста доля данного сегмента увеличилась практически на 2% в деньгах. Несмотря на высокую выручку препаратов с ценой выше 150 руб., у потребителя остается популярным сегмент с ценой до 50 руб. – в упаковках доля таких лекарственных препаратов занимает около 40%. При этом сохраняется тенденция уменьшения – доля препаратов “низкого” ценового сегмента снизилась на 0,7% в упаковках и на 0,4% в стоимостном.
Соотношение импортных и отечественных продаж лекарственных препаратов: в 2017 г. доля отечественных препаратов составила 28,5% в стоимостном выражении и 58,7% в натуральном. При этом реализация отечественных препаратов в рублях выросла на 7,4%, тогда как объем продаж импортных препаратов на 6,1%. За счет этого доля российских препаратов в структуре аптечных продаж увеличилась, причем рост доли происходит как в стоимостном объеме, так и в натуральном выражении.
Средняя стоимость упаковки отечественного препарата в розничных ценах за 2017 г.составила 90 руб., что приблизительно в 3,6 раз ниже стоимости упаковки импортного лекарственного средства (стоимость средства зарубежного производства в ценах закупки аптек составила порядка 321 руб.).
Соотношение продаж лекарственных препаратов рецептурного и безрецептурного отпуска: в 2017 году доля безрецептурных препаратов составила 50,4% в стоимостном выражении и 67,6% в натуральном. RX-препараты росли быстрее в денежном выражении (+7,7%), тогда как безрецептурные к 2016 году выросли на 5,3%. В упаковках разница приростах почти в два раза (5,4% для рецептурных против 2,6% для ОТС-препаратов). В результате доля безрецептурных препаратов сократилась на 0,6%.
За счет большего прироста как в денежном, так и в натуральном выражении, доля рецептурных препаратов выросла. В упаковках доля увеличилась также на 0,6%.
Средняя стоимость упаковки рецептурного препарата была на уровне 283 руб., безрецептурный препарат стоил в розничных ценах аптек в среднем 139 руб. Колебания в цене по сравнению с 2016 годом были в пределах 2%
Соотношение продаж оригинальных и дженерических лекарственных препаратов: в 2017 г. доля оригинальных препаратов составила 34,6% в стоимостном выражении и 13,8% в натуральном. При этом относительно 2016 г. доля продолжает сокращаться по обоим показателям. Дженерические препараты в целом выросли в стоимостном объеме на 8,3%, в упаковках на 4,1%, тогда как темп прироста оригинальных препаратов составил 3,2%, а в натуральном выражении остался на уровне 2016 г. Таким образом, потребитель переключается на дженерические препараты, чаще на брэндированные дженерики. Так, в упаковках брэндированные дженерики выросли на 6,9%, а препараты, продающиеся по МНН, на 0,7%. Средняя стоимость упаковки оригинального препарата составила 646 руб. (+3,5% к показателю 2016 г.), дженерик закупался в среднем по 141 руб. (+4%).
Совокупно ТОП-20 брэндов занимают 10,9% рынка. В рейтинге брэндов, лидирующих по объему на коммерческом рынке, можно отметить ряд существенных изменений. Полностью изменился ТОП-3. На первое место вышел “Нурофен”, обогнав “Кагоцел”. Третье место, поднявшись на 5 строчек вверх, занял “Детралекс”. Один из лидеров прошлых периодов “Ингавирин” по итогам продаж 2017 г. оказался только на 7 месте, продемонстрировав максимальное снижение (-10%).
Из существенных положительных изменений можно отметить +9 мест и вхождение в ТОП-20 препарата “Канефрон”, +6 мест “Ксарелто”, +5 мест “Детралекс”. Покинул рейтинг только препарат “Дюфастон” (27 строчка).
В натуральном выражении продолжают лидировать “традиционные” дешевые препараты “Бактерицидный пластырь”, “Цитрамон” и “Уголь активированный”. Шесть препаратов, входящих в ТОП-20 по упаковкам, показали отрицательную динамику, причем большая часть из них относится к успокаивающим: “Валериана”, “Корвалол”, “Пустрыник”. Наибольшие темпы роста демонстрируют “Хлоргексидин, “Омепразол” и “Феррогематоген”. Отметим, что ТОП-20 брэндов по натуральному выражению занимают около 21% аптечных продаж, то есть концентрация выше, чем в стоимостном объеме. (gmpnews/Химия Украины и мира)