В 2017 г. производители строительных материалов Петербурга и Ленобласти, несмотря на стагнацию рынка, открывали новые площадки и модернизировали действующие.
По оценке экспертов, в 2017 г. рынок производства строительных материалов в России продолжал стагнировать. Причина – падение объемов строительства, низкая платежеспособность заказчиков, финансовые проблемы производителей.
Ситуация в Петербурге и Ленобласти во многом была схожа с общероссийской, несмотря на хорошие региональные показатели по вводу жилья. Причем из-за снижения спроса на продукцию некоторым игрокам пришлось покинуть рынок. Так, в прошлом году заявила о собственном банкротстве компания “Такси-Бетон”. Ранее она была одним из ведущих производителей бетона в СЗФО и имела три завода – в Парголово, Автово и Янино. Также окончательно в 2017 г. стал банкротом завод по производству арматуры “МЕРА-Сталь”. Предприятие задолжало банку ВТБ более 1 млрд. руб. Уйти с рынка в прошлом году пришлось еще нескольким десяткам производственных организаций Петербурга и Ленобласти, работающим под заказы строителей.
На рынок вышли новые игроки. Между тем, несмотря на далеко не позитивную ситуацию в строительной и смежных отраслях, на региональный рынок вышли новые игроки, в том числе иностранные. В августе прошлого года норвежская компания Jotun в Тосненском районе Ленобласти на площадке индустриального парка “Федоровское” пустила коммерческое производство лакокрасочной продукции. Завод будет выпускать ежегодно 12 млн. л жидких защитных красок и 3,4 тыс. т сухих. Объем инвестиций в пуск производства составлял 2,4 млрд. руб. Сам завод был построен еще в 2014 г. Однако все последующее время проходило длительное согласование пуска производства.
В октябре в Петербурге открылся завод по производству строительной химии концерна BASF. Специализация предприятия – добавки в бетон, бесщелочные ускорители и материалы для смазки тоннелепроходческих щитов, в том числе для нужд петербургского “Метростроя”. Объем инвестиций в проект составил 5 млн. евро.
Также иностранцев интересовала строительная деревообработка. Предприятие “ММ-Ефимовский” (входит в австрийский концерн Mayr-Melnhof Holz GmbH) летом открыло в Бокситогорском районе Ленобласти новое производство по выпуску топливных паллет. На их выпуск идут отходы пиломатериалов для строительства и мебели. Инвестиции в наладку новой линии составили 850 млн. руб.
В прошлом году в регионе также появились отраслевые предприятия, работающие на обычных потребителей. Так, в марте немецкая компания AM.PM открыла на площадке гатчинского предприятия “Иннотех” свое производство. Российские специалисты будут по западной технологии выпускать смесители, предназначенные для отечественного рынка. В июне в Петербурге холдинг SKL Group (один из крупнейших операторов-производителей на рынке сантехники в России и странах СНГ) открыл завод по производству мебели для ванн.
По данным Петростата, индекс промышленного производства в 2017 г. составил 105,5% по отношению к предыдущему году. В Ленобласти данный показатель составил 100,2%. Объем работ по виду “Строительство” в Северной столице по сравнению с 2016 г. уменьшился на 4% и составил 498 млрд. руб, в Ленинградской области – увеличился на 8% и составил 112 млрд. руб.
Модернизация производств. В прошлом году некоторые производства решили воспользоваться потребительской паузой и модернизировать свои линии. По данным правительства Петербурга, в ремонт и переоснащение собственных производств предприятия, связанные со строительной сферой, вложили 8 млрд. руб. Значительная часть средств – собственные деньги компаний. В Ленобласти в модернизацию производств было вложено более 1,5 млрд. руб. Инвестиции профильных компаний региона были направлены в том числе и на замену технологического оборудования, капитальный ремонт, реконструкцию производств, оптимизацию внутренней инфраструктуры.
В частности, в начале года немецкий производитель стройматериалов Knauf объявил о начале модернизации предприятия “Кнауф Петроборд” в Гатчинском районе Ленобласти. Объем инвестиций в работы составит 60 млн. евро. Предполагается, что переоснащение технологических линий займет три года.
Итальянский концерн Mapei S. p. A., выкупивший завод по производству строительных смесей австрийской компании Baumit в Волосовском районе Ленобласти, сообщил, что проведет модернизацию, в которую вложит 450 млн. руб.
По мнению экспертов, в прошлом году стала еще заметнее тенденция миграции предприятий из Петербурга в Ленобласть на собственные новые площадки, а также в индустриальные парки города и соседнего региона. В большинстве случаев это связано с необходимостью расширения производства и его экономической оптимизации. Петербургская ГК “Севкабель”, производящая кабели и для строительной отрасли, заявила, что к 2020 г. построит новый завод в индустриальном парке “Марьино”. Финский производитель красок Tikkurila сообщил о переносе двух площадок из Петербурга в индустриальный парк Greenstate в Ломоносовском районе Ленобласти. Полностью переехать производство должно к 2020 г. Объем инвестиций в новый проект составит порядка 35 млн. евро.
Лев Каплан, вице-президент, директор Санкт-Петербургского союза строительных компаний “Союзпетрострой”: “Проблема состоит в том, что у нас нет межотраслевого баланса между производителями строительных материалов и самими застройщиками. После моего выступления на последнем съезде строителей Петербурга в Смольном наконец-то решили им заняться. Мы уже подготовили технические задания. Без такого межотраслевого технического баланса очень трудно понять, что лишнее, а чего не хватает. К примеру, те же оконные блоки сейчас “горят синим пламенем”, потому что ставить их некуда. Очень плохо, что в комитете по строительству нет отдела управления стройматериалами. Их производство никто не координирует. Поэтому наблюдается тенденция банкротства многих строительных производственных компаний, тех же производителей окон, кирпича, цемента. Улучшить ситуацию на рынке может только синхронизация”.
Сергей Бегоулев, управляющий компании “ЛСР. Базовые материалы”: “Основной причиной небольшого снижения в 2017 г. потребления стройматериалов стал рынок грузоперевозок. В первую очередь это касается рынка нерудных строительных материалов. Мы наблюдали дефицит железнодорожных вагонов. Также были ужесточены требования по автомобильным грузоперевозкам, в связи с чем перевозчики ездят с минимальной загрузкой. Конечно, на рынок строительства и стройматериалов влияет уровень спроса, но в 2018 г. мы ожидаем положительную динамику. Строительным компаниям мы рекомендуем выбирать продукцию от крупных и надежных производителей, поскольку риск закрытия небольших предприятий все еще остается”.
Сергей Кайдановский, исполнительный директор компании A Plus Development: “На фоне не самого лучшего 2016 г. прошлый год получился более удачным для производителей строительных материалов. На наш взгляд, объемы производства не снизились, наоборот, немного выросли. В 2017 г. в сегменте наблюдался умеренный рост. Новых тенденций, способных оказать влияние на развитие сегмента в целом, мы не наблюдали. Наблюдался умеренный рост объемов производства строительных материалов на существующих площадках. Я думаю, что текущих мощностей в Санкт-Петербурге и Ленинградской области достаточно, чтобы обеспечить требуемый объем производства. В том числе на площадках индустриальных парков. Если индустриальный парк строится, то, разместив производство строительных материалов в нем, можно обеспечить высокий спрос на свою продукцию со стороны остальных строящихся в парке объектов. При этом готовый индустриальный парк предоставляет производителям новую инфраструктуру, дает возможность оптимально разместить производство”. (asninfo.ru/Химия Украины и мира)