Перед фармпроизводителем на высококонкурентном рынке стоит задача максимально снизить себестоимость выпускаемой продукции и увеличить получаемую прибыль, при этом поддерживая качество продукции на неизменно высоком уровне. Чтобы ее решить, все чаще руководители бизнеса идут по пути создания “умного” производства.
Как отечественным фармпредприятиям реализовать эту концепцию с минимальными затратами ресурсов – рассказывает руководитель департамента прогнозной аналитики и оптимизационного планирования ИТ-компании Navicon Алексей Талаев.
Российский фармацевтический рынок – один из самых быстрорастущих в мире: по данным аналитического агентства DSM, в 2010-2015 гг. он увеличивался со скоростью около 11% ежегодно, в отличие от общемировых 2-3%. Высокая рентабельность фармотрасли, а также государственный курс на импортозамещение, подразумевающий поддержку критически важных секторов экономики, подстегнули развитие отечественного фармпроизводства.
При этом рентабельность зарубежных предприятий пока остается на порядок выше, чем их российских конкурентов. Это можно связать с двумя факторами: во-первых, на сегодняшний день глобальные компании имеют больше возможностей в проведении исследований и подготовке к выпуску инновационных препаратов-“бестселлеров”. Во-вторых, российские предприятия проводят гибкую ценовую политику в связи с падением платежеспособности населения и потому сосредоточились на производстве и реализации преимущественно низкорентабельных лекарств, например, дженерики импортных препаратов обеспечили 63% от продажи всех лекарств в 1 полугодии 2016 г.
В таких невыгодных для компаний условиях могут ли отечественные предприятия выйти на один уровень с иностранными производителями?
Как повысить эффективность фармпредприятия. Российские предприятия обладают огромным нереализованным инновационным потенциалом, что доказывает опыт таких высокотехнологичных предприятий, как “Р-Фарм” – компания инвестирует в технологии массового производства биопрепаратов, которые на сегодняшний день недоступны в России. Однако большинство отечественных фармкомпаний не может позволить себе регулярно проводить НИОКР: они не имеют в своем распоряжении достаточно свободных ресурсов для этих задач. Только в последние 2-3 года российский фармацевтический бизнес не только решился отхватить большой кусок прибыли у импортных компаний, локализовавших свое производство в России, но и осмелился соревноваться с ними в “инновационности”.
Чтобы освободить средства на инновационную активность, фармпроизводителям придется увеличить получаемую чистую прибыль, а значит, искать пути оптимизации бизнеса: например, минимизировать затраты на производство и реализацию продукции. Для этого нужно четко, поэтапно контролировать цепочку создания стоимости на каждую единицу продукции – операционная деятельность фармацевтических компаний должна быть полностью управляемой и прозрачной на всех этапах, от процесса проведения исследований до маркетинга и продвижения продукции.
Можно ли достичь такого эффекта, если планировать производство и составлять отчетность в документах Excel? Конечно, нет: прозрачность бизнес-процессов возможна только в том случае, если на предприятии создается единое информационное пространство, где высокотехнологичное оборудование, аналитические и управленческие ИТ-системы в режиме нон-стоп обмениваются данными. Другими словами, необходимо сформировать в рамках предприятия “умное производство” (smart manufacturing), то есть такую систему производства и сбыта продукции, при которой любые, в том числе сетевые, информационные технологии и киберфизические системы помогают максимально эффективно управлять рабочим процессом.
Первым под программу оптимизации попадает собственно производство – на затраты, связанные с ним, приходится 20-25% бюджетов фармкомпаний, подсчитали в РИИ Московской биржи и Фонде развития промышленности. ИТ-системы на фармпроизводстве обычно решают три основные производственные задачи.
Задача 1 – оптимизировать производственные процессы. Для повышения маржинальности предприятиям необходимо точно определять, как гармонизировать выпуск готовых лекарственных средств в зависимости от многих факторов: наличия сырья и материалов на складах, динамики спроса на товар, количества и объемов заказов, отгрузок дистрибуторами и возвратов, вероятных тендерных поставок и других условий.
Вот представьте ситуацию: компания выиграла тендер под внеплановую эпидемию. Как необходимо перепланировать остаток рабочего месяца, чтобы максимально выполнить план отгрузок и при этом успеть выпустить новую партию ГЛС? Одного практического опыта специалистов здесь будет недостаточно, особенно когда в принятии управленческого решения счет идет не на дни, а на часы. Ведь крупный заказ, который кажется прибыльным на коротком горизонте (месяц-два), может не дать желаемой прибыли из-за неучтенных лишних расходов, переналадок и простоев оборудования, плохого расчета в потребности необходимого сырья или логистики. Просчитать, каким будет потенциальный экономический эффект от выполнения каждого заказа, позволяют системы оптимизационного (целевого) планирования. Такие ИТ-системы в кратчайшие сроки формируют различные прогнозные сценарии “что будет, если…” на основании разнообразных входных данных, от физических ограничений производственных линий до конкурентной и макроэкономической среды предприятия. На выходе система покажет, какие заказы стоит выполнить первыми и как самым оптимальным образом распределить их по производственным площадкам и линиям, учитывая сроки доставки материалов, необходимость использовать уникальное оборудование, а также время для мойки и дезинфекции техники между выпуском серий. Причем план может быть оперативно пересмотрен, что позволяет руководителям предприятий не привязываться к одному сценарию, а рассматривать возможность его изменения, например, в случае внезапно выигранного тендера.
Задача 2 – гармонизировать работу различных подразделений. “Умное фармпроизводство” – это, в том числе, подход, связанный с интегрированным планированием деятельности предприятия, который позволяет синхронизировать работу всех его подразделений: сбыта, производства, отдела ремонтов и обслуживания оборудования, закупок. ИТ-системы создают своеобразную единую экосистему внутри организации, через которую проходят все документы и коммуникации.
Обычно перед каждым отделом стоят собственные задачи, которые могут не соотноситься с целями других департаментов. Например, производственные цеха сосредоточены на равномерном, гармоничном плановом выпуске оговоренных партий продукта и не любят изменять план производства из-за новых контрактов, в то время как получить максимальное число заказов – задача отдела сбыта. При этом в фармотрасли существует ряд особых отраслевых стандартов в области сертификации и исполнения производства (GMP): увеличено количество времени на дезинфекцию оборудования, более жестко, чем в других отраслях, регламентировано наличие штата сотрудников определенной квалификации “на месте” во время выпуска продукта. Если отдел сбыта не учитывает эти моменты при формировании объемного плана, есть риск, что развернутый план на производстве не полностью покроет потребности сбыта. Отдельно стоит отметить процесс перепланирования при возникновении внештатных ситуаций. Например, если производственная линия остановилась, как определить, стоит ли возобновлять выпуск партии товара сразу после ее починки? Сколько займет ремонт? И какие потери понесет от этого организация? Любое отклонение от плановых показателей будет оптимизировано системой таким образом, чтобы достичь итоговой цели компании с наименьшими потерями.
Задача 3 – экономить на механических операциях. Наконец, последняя задача, которую решает “умное производство”, – создание комплексной инновационной инфраструктуры на фармпредприятии.
Нужно понимать, что любой успешный бизнес сегодня построен на данных – конкуренция в бизнесе переходит от характеристик товаров в область автоматического управления информацией. Всего через 5-10 лет большая часть управленческих решений будет приниматься на основе проанализированных алгоритмом данных и выданных им рекомендаций. И чтобы не потерять свою конкурентную позицию и завоевать новые рынки, области, фармкомпании осваивают такие технологии и ИТ-инструменты, как предиктивная аналитика, оптимизационное планирование и сценарное моделирование, а также когнитивные (“интеллектуальные”) технологии обработки Big Data, позволяющие почти мгновенно обнаружить скрытые закономерности в терабайтах данных. Сейчас именно в области распознавания и анализа данных ведутся самые передовые отраслевые исследования, а крупнейшие фармкомпании внедряют элементы искусственного интеллекта: например, AI (Artifcial Intelligence – искусственный интеллект) уже сейчас применяется фармкомпаниями для контроля клинических испытаний, формирования оптимальной маркетинговой и ценовой стратегий. А такие гиганты, как Johnson&Johnson или Sanofi, используют в своей исследовательской работе IBM Watson.
Пора создавать свой “умный” бизнес. В прошлом году начался инновационный этап правительственной программы развития российской фармацевтики. Согласно этой программе, к 2020 г. отечественная фармацевтическая промышленность должна полностью перейти на инновационную модель, для того чтобы обеспечить минимум 50% российского рынка ЛП в денежном эквиваленте. По сути, программа открывает предприятиям много возможностей по дополнительному финансированию инновационных проектов. Вопрос лишь в том, готовы ли они к цифровой и “интеллектуальной” трансформации своего бизнеса. Руководство предприятия должно не только изменять свои процессы и подходы к управлению бизнес-процессами, но и понимать, что сдерживает развитие компании, – в таком случае средства, вырученные на оптимизации предприятия, помогут эффективно реализовать инновационный потенциал фармбизнеса.
При этом нужно понимать, что отсутствие высокотехнологичной инфраструктуры на предприятии не мешает прямо сейчас внедрять системы нового поколения. Не обязательно ждать, пока появятся средства на внедрение сложных комплексных ERPсистем. Лучше прямо сейчас реализовать конкретное небольшое решение, которое повысит эффективность бизнеса – например, систему нормативно-справочной информации. А затем можно развивать ИТ-инфраструктуру: к примеру, внедрять на ее базе решения для прогнозного моделирования или оптимизационного планирования, – параллельно начиная экономить на автоматизации средства для инновационного развития. (Руководитель департамента прогнозной аналитики и оптимизационного планирования компании Navicon Алексей Талаев, gmpnews/Химия Украины и мира)