Химия Украины и мира

Украина: Рынок удобрений на пороге передела

Параллельно с дальнейшими заградительными мерами против российского “азотного” импорта Украина может обнулить пошлины на ввоз минеральных удобрений из других стран.

В середине марта премьер Владимир Гройсман поручил Кабмину подготовить решение, которое позволит “не только поддержать украинских производителей минеральных удобрений, но и полностью обеспечить ими аграриев в посевной период”. Речь идет об антидемпинговых пошлинах на определенные виды продукции из России, однако дата введения новых мер пока не сообщается.

Внешнеторговая динамика. Скорее всего, под санкции попадут азотные вещества, составляющие основную часть объема потребления. В 2014 г. Киев продлил на 5 лет действующие с 2008 г. антидемпинговые меры против аммиачной селитры из РФ, с повышением пошлин: для МХК “ЕвроХим” и прочих федеральных поставщиков ставки были подняты с 10,78% до 36,03%, для ОАО “Дорогобуж” – с 9,76% до 20,51%. В апреле 2017 г. начался промежуточный пересмотр этих мер, срок которого истекает в следующем месяце.

Кроме того, весной 2017 г. сроком на 5 лет введены антидемпинговые пошлины в 31,84% на ввоз еще 2 видов российских азотных удобрений – карбамида и карбамидно-аммиачной смеси (КАС). Ко времени введения этих мер Россия была основным внешним поставщиком азотных удобрений в Украину (до 90% импорта). А с 1 марта 2018 г. до конца 2019 г. запрещен ввоз из РФ гранулированной и кальцинированной аммиачной селитры, а также еще одного азотного удобрения – сульфата аммония. Тем не менее, по словам главы Минэкономразвития Степана Кубива, продукция РФ продолжает поступать через Беларусь и другие страны СНГ, поэтому есть мысли вообще запретить ввозить их в страну. По данным Госстата, в 2017 г. ввоз азотных удобрений вырос на 56,1% до $337,4 млн. в денежном выражении; российский их импорт тоже увеличился, на 4,6% до $174,4 млн. и составил 51,7% всего импорта азотных материалов.

Среди других поставщиков таких удобрений на отечественный рынок заметны Беларусь ($47,7 млн. в 2017 г., или 14,1% рынка), Узбекистан (11,3%), Литва (5,4%). Для справки: совокупные мощности украинских производителей азотистых удобряющих веществ превышают 5 млн. т/год, но основная часть этих мощностей простаивает или работает с перебоями из-за экономических трудностей, а также из-за ценовой и прочей конкуренции со стороны все той же России. А комплексных минудобрений (включающих не только азот, но и фосфор, калий) в стране и вовсе производится мало (так, в августе их выпуск после 8-месячного простоя возобновил “Сумыхимпром”). Неудивительно, что в прошлом году их импорт подскочил на 33,9% до $759,7 млн., здесь тоже лидирует РФ (69% импорта).

Таким образом, одновременно с дальнейшими заградительными мерами против российского “азотного” импорта Киев может обнулить пошлины на ввоз минеральных удобрений из других стран. О такой необходимости С. Кубив напомнил в середине марта, предложив Верховной Раде приступить к рассмотрению законопроекта №6422 о соответствующих изменениях в Таможенный тариф, который разработан и подан в ВР весной 2017 г. Подобное открытие рынка призвано усилить реальную конкуренцию на рынке Украины, который сегодня, по сути, монополизирован россиянами и отечественной DF Group Дмитрия Фирташа в лице холдинга Ostchem. Последний включает такие крупные активы, как “Азот” (Черкассы), “Ривнеазот”, северодонецкий “Азот” (Луганская обл.), а также “Стирол” (Горловка, неподконтрольная часть Донецкой обл.). Развитие конкуренции имеет особое значение, поскольку и Ostchem, и Россия пользуются преимуществами монополизации и завышают цены.

Кроме перечисленных игроков минудобрения изготовляют государственный Одесский припортовый завод, “ДнипроАзот”, “Химдивизион” (оба – Каменское), “Украгрохимхолдинг” (Киев) и более мелкие предприятия, годовой объем производства которых не превышает 50 тыс. т (включая ряд новых операторов). Что касается структуры потребления минудобрений, то экспертные оценки гласят: 68% в тоннаже приходится на азотные вещества, 28% – на комплексные, 3,7% – на калийные, 0,3% – на фосфорные.

Дальнейшие задачи. Развитию конкуренции (и рынка в целом) содействует и дерегуляция: так, в конце 2015 г. ВР отменила лицензирование торговли агрохимикатами и упростила регистрацию удобрений. До того разрешительные процедуры были довольно жесткими, потребителям нужно было получать отдельное разрешение на применение и завоз удобрений по каждому их виду. С 2016 г. отмена таких формальностей позволяет аграриям экономить до $250 млн./год. И это уже привело к активизации на украинском рынке альтернативных импортеров из стран экс-СССР, Польши и др. В целом по результатам прошлого года доля импорта во внутреннем потреблении селитры выросла с 22% до 63%, карбамида – с 36% до 61%. Это небывалые для рынка показатели: в последние годы доля импорта в каждом из этих сегментов никогда не превышала 36-37%. Если РФ будет терять рыночные позиции, то на ее место при недостаточном уровне внутреннего предложения будут активно приходить другие зарубежные поставщики.

Наряду с этим для дальнейшего развития цивилизованного рынка удобрений в Украине целесообразно принять аналог европейской системы оценки химикатов REACH (Registration, Evaluation and Authorisation of Chemicals) и соответствующего регламента ЕС (Regulation (EC) No 1907/2006), а также ввести обязательный рыночный мониторинг с участием госорганов и профильных ассоциаций, полагает коммерческий директор агрохимической компании Grossdorf Сергей Рубан. По его словам, во избежание монополии нужно не только дать свободный доступ к рынку многим игрокам, но и обеспечить баланс их присутствия. В этом плане ценен опыт ЕС: там смогли создать условия, когда одновременно поддерживается собственная промышленность удобрений (в частности, как залог безопасности и стабильности поставок) и необходимый импорт (как стоимостной и количественный регулятор). “Меня не радует рост импорта. Но меня утешает понимание новых возможностей, которые получает отечественный аграрный и агрохимический сектор вместе с этими поставками, – говорит С. Рубан. – Это не только физические объемы, это развитие транспортных коридоров, создание логистических хабов в портах и на железной дороге. Это опыт работы на мировом финансовом рынке. А также ощущение реального выбора. Суть конкуренции именно в этом: всегда иметь достойную альтернативу. Желательно, от национального производителя”.

На начало марта 2018 г. для проведения весенне-летних полевых работ украинскими сельхозпредприятиями было заказано 995,5 тыс. т удобрений в пересчете на питательные вещества, в т. ч. азота – 699,3 тыс. т, фосфора – 164,3 тыс. т, калия – 131,9 тыс. т, информирует ГУ “Госпочвоохрана”. Это составляет в среднем 52 кг питательных веществ на 1 га посевной площади, из них азота – 37 кг. Из указанного требуемого объема аграриями уже заготовлено около 80% тоннажа. Наиболее обеспечены удобрениями Винницкая (92%), Херсонская (78%), Харьковская (76%) области, наименее – Кировоградская, Луганская (по 29%).

Вероятно, в 2018 г. конкуренция на рынке удобрений Украины продолжит развиваться, а спрос останется примерно на прошлогоднем уровне. В 2017 г. страновое агропроизводство упало на 2,7%, однако это не оказывает существенного влияния на АПК, который остается одним из самых динамичных секторов отечественной экономики. Значит, потребление удобряющих веществ будет активным, создавая возможности и для внутренних, и для иностранных поставщиков. (minprom.ua/Химия Украины и мира)

Exit mobile version