Химия Украины и мира

Россия: Интересы производителей бензина идут вразрез с политикой сохранения цен на топливо на внутреннем рынке

Весна традиционно вскрывает основные проблемы отечественного топливного рынка. На этот раз на законодательном уровне были подготовлены все условия для повышения экспорта нефтепродуктов, поэтому Федеральной антимонопольной службе (ФАС) пришлось срочно заботиться об отечественных потребителях.

Ведомство вынесло предостережение пока только “Сургутнефтегазу” о недопустимости нарушения принципа преимущественного удовлетворения спроса на бензин на внутреннем рынке и на нарушение норм Закона “О защите конкуренции”. При этом не совсем понятно, насколько такая форма регулирования деятельности нефтяных компаний поможет удержать бензин в России и почему всякий раз ведомствам приходится “вручную” исправлять ситуацию.

“Сургутнефтегазу” напомнили о соглашении и обязательствах. ФАС насторожил тот факт, что в феврале “Сургутнефтегаз” на 13% снизил объемы реализации автомобильных бензинов на торгах на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже. Вместе с этим компания провела тендер на экспорт в апреле-июне бензинов класса “Евро-5” с правом приобретения от 90 тыс. до 160 тыс. т в месяц. Экспортировать топливо компания планирует в апреле-июне 2018 г. – во время автомобильного сезона. Поставки будут осуществляться с единственного НПЗ “Сургутнефтегаза”, расположенного в Ленинградской области вблизи российских экспортных терминалов на Балтике, что позволяет свести к минимуму транспортные издержки, связанные с экспортом нефтепродуктов.

“Период исполнения экспортного контракта характеризуется повышенным спросом на нефтепродукты из-за проведения посевных работ и одновременным снижением объема их производства в результате плановых ремонтов нефтеперерабатывающих заводов”, – отмечается в сообщении ведомства.

ФАС основывает предостережение на том, что в соответствии с подписанным в 2011 г. соглашением “Сургутнефтегаз” взял на себя обязательства “по производству светлых нефтепродуктов в объеме, составляющем не менее 20% от объема добытой нефти, и их поставку на внутренний рынок”. Однако проведенная ФАС проверка показала, что доля объема производства и реализации компанией светлых нефтепродуктов составила лишь 16% от объема добытой нефти.

Весной 2011 г. в стране разразился сильнейший топливный кризис, когда многие регионы ощутили острую нехватку светлых нефтепродуктов. После этого правительство и ФАС никогда не допускали подобного дефицита. И, судя по предупреждению “Сургутнефтегазу”, ведомства и сейчас держат руку на пульсе.

Равнение на экспорт. Замдиректора аналитического департамента “Альпари” Анна Кокорева отметила, что государство само стимулировало экспорт нефти и продуктов нефтепереработки российскими нефтяными компаниями с помощью снижения экспортных пошлин. “Неудивительно, что производители хотят больше вывозить свою продукцию за рубеж, чем продавать на внутреннем рынке. А насчет завышения объемов экспорта – это вопрос спорный”, – заявила аналитик. Тем не менее, она не видит угрозы возникновения дефицита топлива из-за того, что производители будут поставлять меньше бензина на внутренний рынок. “Внутренний рынок будет не в приоритете. В любом случае экспорт продиктован спросом: какие бы пошлины ни были, если спрос будет на одном и том же уровне, они не смогут больше поставлять. Если возникнет угроза дефицита из-за чрезмерных продаж бензина на экспорт, ФАС очень быстро на это отреагирует и, возможно, опять будут менять налоговое стимулирование”, – считает Кокорева.

Ведущий аналитик “Альпари” уверена, что в ближайшее время экспорт все равно останется важнее внутреннего рынка, как и повышение качества производимого сырья, а также глубины нефтепереработки. “Программа модернизации НПЗ как раз и направлена на изменение качества и глубины переработки. Именно на это будет сейчас основное внимание, так как позволит увеличить выпуск светлых нефтепродуктов из одного и того же объема нефти. Это улучшит ситуацию на внутреннем рынке и увеличит экспорт. Например, в России большой спрос на светлые нефтепродукты, в частности со стороны авиакомпаний. Имея большое количество НПЗ, мы до сих пор вынуждены покупать керосин за рубежом”, – пояснила Кокорева. Она подчеркнула, что решение задачи увеличения экспорта светлых нефтепродуктов поможет улучшить качество отечественного топлива и увеличить глубину переработки нефти в России, а также будет полезным для госбюджета.

Предостережение – это не системная проблема. Главный директор по энергетическому направлению Института энергетики и финансов Алексей Громов пояснил, что есть положения, заложенные во все официальные документы, начиная от энергостратегии России и заканчивая документами Минэнерго РФ, в которых говорится о приоритете внутреннего рынка при организации поставок нефтепродуктов. “Это значит, что экспорт нефтепродуктов не должен осуществляться в ущерб интересам внутреннего рынка. В соответствии с этим ФАС имеет право сигнализировать в Минэнерго о риске возникновения дефицита топлива. Если такой риск возникает, компаниям выдается предписание об ограничении экспорта”, – рассказал эксперт.

Он заметил, что в последние несколько лет острых проблем с нехваткой нефтепродуктов внутри страны не возникало, но если сейчас такой сигнал появился, контрольные органы имеют все права на выдачу предписаний нефтяным компаниям о необходимости коррекции объемов экспорта нефтепродуктов. “Ситуация с “Сургутнефтегазом” – не системная проблема. В России в последние годы было очень много сделано для перехода НПЗ страны на выпуск бензина класса “Еевро-5″ и выше. Поэтому в России достаточно мощностей по производству нефтепродуктов высокого экологического класса”, – отметил Громов.

Бензин старается “убежать” из России. Генеральный директор ЗАО “ИнфоТЭК-Терминал” Рустам Танкаев пояснил, что не существует никаких законодательных актов и нормативных документов, которые бы позволяли ФАС ограничивать экспорт. “Формально действуют только рыночные правила и единственным объективным способом защиты было бы повышение пошлин для создания таможенного барьера”, – отметил эксперт.

Он указал на то, что цены на топливо в России не соответствуют рыночным, так как стоимость бензина с конца 2014 г. находится под жестким административным контролем. “Правительство всеми силами старалось сохранить низкие цены на период кризиса для того, чтобы создать условия для выхода из этого кризиса. После того, как в конце 2014 г. вдвое упал курс российской валюты, цены на бензин в евро упали в два раза. Они должны были подтянуться к рыночному уровню, но, к сожалению, вступили в силу административные механизмы, причем давление осуществлялось как на уровне федеральных властей, так и на уровне региональных. В результате сейчас цены на бензин в России существенно ниже рыночных”, – рассказал Танкаев.

По его словам, из-за низкой стоимости топлива в Россию практически прекратился импорт бензина, хотя он всегда был достаточно большим. “В силу большой территории нашей страны импорт был оправдан. Например, намного выгоднее вести бензин в Ленинградскую область из Финляндии, чем из Москвы. Были поставки горючего из Беларуси, которые прекратились из-за того, что разница в ценах очень высокая. Даже в Украине бензин в полтора раза дороже, чем в России, в Польше – в 2,5 раза, Латвии и Литве – в 2,2. В три раза дороже топливо в Германии. В Норвегии, которая является экспортером нефти, цены на бензин в три с половиной раза выше российских. Неудивительно, что в такой ситуации бензин старается “убежать” из России”, – пояснил эксперт.

Он заметил, что желание “Сургутнефтегаза” вывезти свой бензин в Европу вполне понятно и оправданно, компания хотела бы продать продукцию подороже, чтобы обеспечить повышение прибыли: “Это естественное желание присутствует у всех российских компаний. Однако такие компании, как “Роснефть” и “Газпром нефть”, работают в интересах государства и не позволяют себе нарушать установленные негласно правила. “Сургутнефтегаз” в этом смысле более свободен”.

По его мнению, для исправления сложившейся ситуации правительство могло бы ввести заградительные пошлины, но этого сделано не было, потому что наши нефтяные компании имеют достаточно большие сбытовые сети в Европе и поставляют туда бензин: “По качеству российское топливо ничуть не хуже европейского, а в некоторых случаях даже лучше”. Эксперт отметил, что Кабинет министров с помощью укрепления национальной валюты был бы способен привести российские цены на бензин к европейскому уровню, но правительство на это не пойдет, так как доходы оно получает в евро, а расходы ведет в рублях.

Рустам Танкаев считает, что помогло бы и снижение налогового бремени, поскольку до 70% розничной цены бензина – налоги, но правительство на это не решится. “На топливном рынке налицо противостояние интересов населения и экономики страны интересам госбюджета. Эта коллизия как-то должна разрешиться, постепенно цены на бензин растут. Я прогнозирую, что к концу марта можно ожидать их скачок”, – заявил эксперт.

Танкаев уверен, что слишком резкое повышение стоимости топлива без роста благосостояния людей может вызвать социальный взрыв. “Вопрос сложный. Видимо, нужно искать компромисс и постепенно сделать все возможные шаги для достижения какого-то компромисса с внешним рынком. Например, немножко укрепить валюту, немножко снизить налоги, немножко повысить заградительные пошлины. Это шахматная партия, а не кавалеристский наскок”, – считает он. (oilcapital.ru/Химия Украины и мира)

Exit mobile version