Химия Украины и мира

Индия: Новая эра нефтепереработки

На индийском рынке нефтепереработки появится новый мощный игрок – компания Nayara Energy Limited. Именно так, похоже, в скором времени будет называться актив, 49% в котором уже более полугода назад приобрела российская “Роснефть”.

Слово “Nayara”, происходящее от “Naya” (новый) и “Era” (эпоха), судя по всему, выражает видение компанией новой эры в энергетическом секторе, открывшейся перед ней благодаря поддержке новых акционеров – “Роснефти”, Trafigura и UCP. И надо признать, быстрые и исключительно рациональные действия неудачливого конкурента “Роснефти” – Saudi Aramco – подтверждают такую оценку.

В августе прошлого года международный консорциум с участием европейского трейдера Trafigura и инвестгруппы UCP преодолел препятствия, связанные с индийскими регуляторами и кредиторами, и завершил сделку, которая стала крупнейшей на сегодня прямой иностранной инвестицией в Индию, а также крупнейшей в истории прямой зарубежной инвестицией российской компании.

“Роснефть” победила в конкурентной борьбе с пятью нефтегазовыми компаниями, среди которых были традиционно поставляющая сырье на Вадинарский НПЗ (главный актив EOL) National Iranian Oil Co и крупнейшая непубличная нефтяная компания мира по объемам добычи и величине запасов Saudi Aramco. Бороться было за что: Вадинарский НПЗ – второй по величине в Индии, входит в десятку наиболее современных в технологическом плане в мире и обладает собственным глубоководным нефтеналивным портом. НПЗ ориентирован на переработку тяжелой и сверхтяжелой нефти (и этим идеально подходит для венесуэльской нефти, с которой работает “Роснефть”). Хотя мощности завода загружены почти полностью, его специалистами разработан высокорентабельный проект увеличения производства на 20% – на 4 млн. т/год. Долгосрочный же план развития предусматривает удвоение выпуска нефтепродуктов и строительство нефтехимического комплекса.

По оценке аналитиков Morgan Stanley, высокие технологические качества обеспечивают Вадинару в полтора раза более высокую маржу переработки, чем в Сингапуре (выше $10/барр. против 6,6). Аналитики “Уралсиба” оценивают вклад покупки EOL в чистую прибыль “Роснефти” с 2018 г. на уровне $0,5 млрд. В целом же EOL обеспечивает доступ к 20% наиболее перспективного в мире нефтепродуктового рынка Индии. Индийская экономика выросла за 2013-2017 гг. более чем в 1,4 раза и, по прогнозу МВФ, увеличится к 2023 г. еще более чем в полтора раза, причем темп ее роста будет неуклонно увеличиваться с 7,4% в 2018 г. до 8,2% в 2023 г. Это максимальный показатель среди всех крупных стран.

Спрос на нефть растет сейчас примерно на 10% в год, а благодаря качественному увеличению доли среднего класса и, соответственно, изменению модели потребительского поведения в ближайшие 10-15 лет автопарк страны вырастет еще вчетверо: с нынешних 43 млн. машин до 187 млн. в 2030 г. Предполагается, что индийский автопарк достигнет 10% мирового, а спрос на нефть превысит этот уровень. Потребление нефтепродуктов только автомобильным хозяйством Индии вырастет более чем в 4 раза.

Один из ведущих мировых трейдеров Trafigura 5 лет назад, понимая перспективы Индии, уже пытался войти на ее рынок, крайне перспективный как сам по себе, так и с точки зрения доступа на азиатские рынки в целом, но неудачно. Теперь с помощью Trafigura “Роснефть” будет укреплять позиции своего трейдингового подразделения.

Характерно, что, потерпев поражение в битве за Вадинар и убедившись в невозможности реванша, Saudi Aramco подписала с консорциумом индийских государственных нефтепереработчиков меморандум о взаимопонимании по поводу строительства крупнейшего в мире нефтеперерабатывающего и нефтехимического проекта в Индии. Объем переработки (1,2 млн. баррелей сырой нефти в день) значительно выше аналогичных показателей на Вадинарском НПЗ, однако ориентировочная стоимость (которая обычно увеличивается по ходу строительства даже в западных странах) – $44 млрд. Это вчетверо выше суммы сделки по приобретению EOL ($10,9 млрд.) без учета $2 млрд., в которые был оценен глубоководный порт при Вадинарском НПЗ, сопоставимый по своим масштабам с Новороссийским портом, однако надо учесть, что в эту сумму входит не только нефтеперерабатывающий комплекс, но и стремительно расширяющаяся сеть АЗС. За время ведения переговоров о покупке их число выросло с менее 2 до 3,5 тыс., с момента приобретения EOL новыми акционерами оно увеличилось еще на 25%, достигнув 4,5 тыс., а в ближайшие годы их число намечено довести до 6 тыс.

При этом “Роснефть” и международный консорциум приобрели успешно работающее и только что модернизированное предприятие, в то время как саудовский проект в Индии, как и всякий новый объект, после постройки предстоит еще долго “выводить на проектную мощность”.

Таким образом, Saudi Aramco (а поскольку отношения государства с госкомпаниями в Саудовской Аравии носят отчетливо более тесный характер, чем в России, Норвегии или Италии, можно говорить и о Саудовской Аравии как таковой) своими действиями вслед за международными аналитиками подтверждает правильность стратегии “Роснефти”, выражая намерение войти на индийский рынок, правда, на значительно худших условиях, со значительно большими затратами и значительно позже. (Rcc/Химия Украины и мира)

Exit mobile version